Исправления осужденных психологические проблемы

Найдено 1 определение
Исправления осужденных психологические проблемы
Большинство юристов отрицает возможность коренного изменения психологии человека, а психологи и педагоги, наоборот, обосновывают реальность возможностей позитивного изменения личности осужденных (А.Г. Ковалев, 1968; Л.А. Высотина, 1977; М.П. Стурова, 1991 и др.). Поэтому выявление закономерностей и механизмов исправления различных категорий осужденных является предметом широких исследований, проводимых сегодня и за рубежом и в России. Опыт отечественной пенитенциарной практики с несовершеннолетними преступниками служит подтверждением возможностей их исправления в условиях особым, просоциальным образом организованной пенитенциарной среды (А.Я. Герда, А.С. Макаренко и др.). Успешно формировалась положительная направленности (ценностные ориентации, убеждения, жизненные планы, смысл жизни), воля, настойчивость, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность и др. (В.Г. Деев, А.И. Ушатиков, 1978). Податливость исправлению взрослого человека значительно меньшая. А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков (1974) связывают успешность исправления субъективными и объективными факторами, их благоприятностью, психофизиологическими, индивидуально-психологическими, криминально-нравственными, социально-психологическими, возрастными факторами, преодоления ошибочных взглядов (переубеждением). Исправление требует преодоления психологических барьеров, учета механизмов психологической защиты (В.И. Серов, 1996). Исправление требует достижения правильного восприятие наказания осужденным, формирования "установок раскаяния, покаяния" (В.А. Елеонский, 1976; Ю.М. Антонян, 1991; М.И. Еникеев, 1996). Признание вины предполагает искреннее раскаяние. Показателем исправимости и ресоциализации осужденного является явка с повинной. В.Ф. Пирожковым (1998) выделены группы осужденных по явке с повинной. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России, где меры по соблюдению прав личности осужденного (В.И. Селиверстов, 1992; 1998) и усилению безопасности среды учреждения (Б.Б. Казак, 2000; Н.П. Барабанов, 2001) рассматриваются как приоритетные, особую актуальность приобретает создание системы воспитательных и оперативно-режимных мер, повышающих психологическое воздействие на осужденных с целью побуждения их к раскаянию и покаянию, явке с повинной и участию в исправительных программах.
(А.И. Ушатиков)
Литература: Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителей. - М, 1969; Новоселова А.С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных. - Пермь, 1998; Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. Рязань, 2000.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама