ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Найдено 1 определение
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
в системе юридических наук и юридического образования самостоятельная научная и учебная дисциплина одновременно исторического и теоретического профилей. В рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет — история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. Под соответствующими «учениями» в данной дисциплине имеются в виду различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений. В общей совокупности политико-правового знания прошлого и современности политические и правовые учения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы знаний, они по своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от иных форм отражения политической и правовой действительности — таких, как разного рода представления, чувства, верования, настроения, мнения и т.д. Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юриспруденции как единой науки о праве и государстве. Под таким углом зрения и следует понимать сочетание политических и правовых теорий прошлого в едином предмете рассматриваемой юридической дисциплины. Политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государ- ствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и правовой формы организации публичной власти. Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и тд.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых исследуется природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Такая проблематика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории правовой мысли нередко ставились и анализировались и на правовом материале отраслевого характера. И.п. и п.у. — дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской и социальной мысли (например Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гобое, Локк, Кант, Фихте, Гегель, К. Маркс, Ленин В.И., Соловьев В . С , Бердяев Н.А. и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории политических и правовых учений. Влияние философии на И.п. и п.у. не сводится к тому, что многие классики из истории философии являются вместе с тем классиками и в истории учений о государстве и праве. Значительное влияние тех или иных философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования испытали и те мыслители, которые по преимуществу занимались проблемами не философского, а юридического или социально-политического профиля (например древнегреческие софисты, древнекитайские легисты, римские юристы, Марсилий Падуанский, средневековые юристы, Н. Макиавелли, тираноборцы, Ж. Воден, Г. Граций, ШЛ. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т.Джефферсон, Т. Пейн, С Е . Десницкий, Б. Констан, И. Вентам, Р. Иеринг, Б.Н. Чичерин, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.). Предметное своеобразие рассматриваемой дисциплины проявляется, в частности, в том, что соответствующие философские концепции государства и права (например Платона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках И.п. и п.у. (в сравнении с историей философии) освещаются под своеобразным утлом зрения, в контексте специфического понятийного аппарата юриспруденции, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно юридический смысл рассматриваемых концепций, на уяснение специфической логики специфического объекта — политических и правовых явлений и отношений. Особо следует отметить своеобразие предмета И.п. и п.у. по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория государства и права) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т д . ) профилей. В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом И.п. и п.у. являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов, с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность. В соотношении с общетеоретическими юридическими науками И.п. и п.у. выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о праве, государстве, законодательстве, политике. В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин И.п. и п.у. играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного юридического познания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права. Соотношение И.п. и п.у. с другими юридическими и философскими науками, равно как и взаимосвязи исторических и теоретических аспектов внутри самой этой дисциплины, отчетливо отражают то принципиальное обстоятельство, что предмет рассматриваемой дисциплины — это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Своеобразие предмета И.п. и п.у. накладывает свой отпечаток на применяемые в данной сфере общенаучные и частнонаучные методы, по-своему трансформирует и конкретизирует соответствующие приемы и средства исследования, определяет их специфические цели и задачи с учетом особенностей изучаемых объектов и в целом предмета научного познания. Обусловленная этим специфика приемов и средств и с следования весьма отчетливо проявляется (и на уровне отдельных теорий прошлого, и в плане истории политических и правовых учений в целом) везде там, где дело касается таких существенных для данной научной дисциплины проблем, как своеобразие теоретического познания и трактовки политико-правовых явлений, особенности взаимосвязей различных политико- правовых теорий прошлого, отличительные черты механизмов преемственности и новизны, процессов взаимодействия исторического и теоретического начал в истории политических и правовых теорий и т.д. Заметным выражением отмеченной предметной и методологической специфики И.п. и п.у. является ведущая роль именно тех принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-теорети- ческому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. Отсюда и определяющее значение способов и приемов исторического подхода к политико- правовым учениям прошлого, поскольку без принципа историзма нельзя вообще всерьез говорить и об истории этих учений. В области истории политико-правовых учений принцип историзма играет существенную роль в процессе освещения генезиса и последующей жизни той или иной политико-правовой теории в исторической ретроспективе и перспективе, исследования места и значения политических и правовых теорий в совокупной системе знаний определенной эпохи, характеристики их соотношения с другими элементами в общей структуре политических и правовых знаний соответствующей эпохи, раскрытия связей между различными концепциями прошлого и современности, уяснения специфической логики в И.п. и п.у, взаимодействия политико-правовых идей с политической и правовой практикой прошлого и современности и т.д. Исторический подход выступает при этом в качестве способа адекватного понимания, интерпретации и оценки политико-правового содержания освещаемых учений в контексте прошлого и современности. Очевидно, что концепции и конструкции того или иного мыслителя прошлого (как взятые в их исходном, «нетронутом» виде и непосредственном отношении к современной ему действительности, так и рассматриваемые в качестве переработанного элемента в политических и правовых учениях более позднего времени) в современных условиях играют вовсе не ту роль и имеют не то значение, которые были для них характерны в той, прошлой их «современности ». В новой социально-исторической и политико- правовой ситуации, в контексте другой действительности они нередко приобретают иное, новое значение. Отвергая крайности архаизации или модернизации политических и правовых учений прошлого, исторический подход позволяет выявить в этих учениях как исторически проходящее, так и пребывающее, остающееся в истории. Подобно тому как связь политико- правовых идей и учений с последующей практикой не прямолинейна, не непосредственна, а опосредована сложной картиной реальных исторических событий, так и момент их преемственности опосредован всей совокупностью теоретических знаний, приобретенных и сформулированных в истории политической и правовой мысли. Адекватная трактовка прошлой и современной роли и значения политико-правовых учений требует различения в структуре политико-правового знания, представленного в соответствующем учении, его конкретно- исторической и теоретической сторон. Конкретно- исторический аспект политико-правового содержания учения показывает, какие именно исторически определенные и конкретные взгляды на общество, государство, право, политику и т.п. развиты и обоснованы в данном учении, как эти взгляды соотносились с требованиями определенных социальных групп, слоев и классов, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте своей эпохи и т.д. Теоретический аспект отражает философские, общеметодологические, познавательно-гносеологические моменты учения, показывает, как и каким образом обосновывались конкретные политико-правовые взгляды, в какие теоретические концепции они оформлялись, какие исходные принципы положены в их основу, какие формы, модели и конструкции мысли отражены в рассматриваемой доктрине и являются ведущими и определяющими для данного мыслителя или впервые вводятся им в теоретический оборот и т.п. Внимание к обеим сторонам (конкретно-исторической и общетеоретической) структуры соответствующего политико- правового учения — необходимая база для правомерной и корректной его интерпретации и оценки, выявления логики дальнейшей исторической жизни учения, его взаимоотношений с другими учениями, процессов их интеграции и дифференциации, моментов борьбы, преемственности и новизны в их историческом развитии. Единство и взаимосвязь конкретно-исторической и теоретической сторон политико-правового учения не исключают, а, напротив, предполагают их относительную самостоятельность, благодаря чему теоретические категории, идеи, формулы и построения того или иного автора прошлого «высвобождаются » из своего конкретно-исторического контекста и входят в теоретико-методологический арсенал развивающегося человеческого познания. И в этом увеличении понятийного и категориального аппарата, обогащении теоретического словаря и методологического арсенала познания политико-правовых явлений ярко проявляется сложный процесс борьбы и взаимовлияния идей, наращивания и углубления знания в истории политико-правовых учений, формирования и обогащения общечеловеческих достижений и ценностей, связи истории и современности. В контексте такой прогрессирующей кумуляции знания и развития политико-правовой культуры в сфере мысли и практики шел процесс формирования в И л . и п.у. тех сквозных тем и проблем (так называемых вечных проблем), в разработку которых различные мыслители вносили свой вклад, содействуя тем самым их исторической преемственности и обогащению теоретического смысла соответствующих концепций. В числе таких проблем можно назвать соотношение права, морали и политики, личности и государства, реформы и революции, власти и насилия, справедливости, равенства и права, свободы, права и закона и т.д. С учетом совмещения в И.п. и п.у. теоретического и исторического направлений исследования освещение материала в данной дисциплине проводится на основе сочетания хронологического и проблемно-категориального способов и приемов изложения. Хронологическое освещение при этом ориентировано на характеристику как «портретов» соответствующих мыслителей-классиков (например, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта и т.д.), выступивших с обоснованием новых концепций государства и права, так и наиболее значительных и влиятельных школ, те- чений и направлений политико-правовой мысли (на- ^ пример, брахманизма, буддизма, даосизма, древнекитайских легистов, софистов, римских юристов, тираноборцев, исторической школы права, юридического позитивизма и т.д.). Это позволяет исторически конкретнее и полнее раскрыть последовательность и своеобразие процесса формирования, развития и смены тех или иных концепций, учений и школ, специфику их политико-правовых воззрений, характер их связей с породившей их эпохой и т.д. Вместе с тем такое хронологически последовательное рассмотрение материала сопровождается теоретическим, проблемно-категориальным освещением затрагиваемых политических и правовых учений, исследованием их концептуального содержания, выяснением присущих им моментов преемственности и новизны, их теоретико-познавательной значимости, их вклада в исторически развивающийся процесс юридического познания, их места и роли в истории политических и правовых учений, аспектов их связи с современностью и т.д. Сочетание хронологического и проблемно-теоретического подходов позволяет глубже и четче выявить и осветить общее и особенное в различных политико-правовых учениях, проследить роль традиций и «скачков» в истории идей, соотношение объективного и субъективного в истории политических и правовых учений, взаимодействие и взаимовлияние всеобщего (всемирной истории политических и правовых учений), особенного (истории политико-правовой мысли в соответствующих регионах и странах в тот или иной период времени) и единичного (концепцию определенного мыслителя и т.д.). Значительную роль при этом играют приемы и средства историко-сравнительного исследования. В современном мире повсеместно усиливается внимание к И.п. и п.у, к ее изучению и преподаванию. 409 Выбор тех или иных путей социального и политического развития, целеустремленная борьба за будущее сегодня более осознанно и активно, чем когда-либо раньше, связаны с новым переосмыслением истории, включая историю политико-правовой мысли, с новыми трактовками и оценками политических и правовых идей прошлого. Историческая ретроспектива во все большей мере становится необходимым моментом для выработки и обоснования соответствующих концепций и представлений о современности и перспективах ее развития. Лит.: История политических и правовых учений. М., 1985—1995 (Курс в 5 книгах: Древний мир. М., 1985; Средние века и Возрождение. М., 1986; XVII—XVIII вв. М., 1989; ХГХ в. М, 1993; XX в. М , 1995); История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1995; Чичерин Б.Н. История политических учений. Ч. 1—5. М., 1869—1902; ЛукоескаяД.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985. В.С. Нерсесянц

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама