ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Цензы избирательные
условия предоставления гражданину избирательных прав, установленные законодательством страны. Наиболее распространенными являются имущественный, образовательный, а также ценз оседлости.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ (квалификации)
устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике различных стран известны следующие И. ц.: возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости, половой, расовый, служебный, языковой. Имущественный, пола, расовый И. ц. всегда носят дискриминационный характер и несовместимы с демократическими принципами избирательного права. Другие И. ц. сами по себе не являются дискриминационными, но могут быть использованы в подобных целях (напр., при чрезмерном завышении ценза оседлости).

Источник: Большой юридический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ (КВАЛИФИКАЦИЯ)
в конституционном праве - устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления гражданином избирательного права. В конституционной практике различных государств используются следующие виды И. ц.: возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости, половой, расовый, служебный, языковой.
Имущественный, расовый ценз, ценз пола всегда носят дискриминационный характер и несовместимы с демократическими принципами избирательного права. Другие И. ц. сами по себе не являются дискриминационными, но могут быть использованы в дискриминационных целях (например, при чрезмерном завышении ценза оседлости). В мировой практике наиболее распространены имущественный ценз (необходимость обладания установленным минимумом собственности), образовательный ценз (определенный минимум образования), ценз оседлости (требование длительного проживания в данной стране или в данной местности), ценз гражданства (необходимость состоять в гражданстве данного государства). В ряде стран практикуются т.н. моральные цензы (требование хорошей репутации).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Избирательный ценз
это установленное законом требование, которому должно удовлетворять физическое лицо, чтобы обладать активным или пассивным избирательным правом. Различают различные виды цензов, устанавливаемых в современных государствах: ценз гражданства - избирательное ограничение, в соответствии с которым к выборам допускаются только лица, состоящие в гражданстве данного государства; имущественный ценз - наличие у человека, причастного к выборам, имущества на определенную сумму либо необходимость уплаты налогов определенного размера; моральный ценз - требование наличия у индивидов определенных моральных качеств; ценз оседлости - лицо может получить избирательные права только при условии проживания в данной стране или в данной местности определенное время; ценз пола - недопущение к выборам женщин; языковой ценз - для участия в выборах необходимо знать официальный (государственный) язык (либо один из официальных языков, либо все официальные языки) данного государства. В различных государствах устанавливается своя система избирательных ограничений, например в России в выборах не могут принимать участие иностранцы, лица, не достигшие 18 лет, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Источник: Большой юридический словарь

Ценз избирательный
установленные законами ограничения избирательных прав граждан. Ограничения могут устанавливаться как для активного избирательного права, так и для пассивного (См. Избирательное право активное, Избирательное право пассивное). Могут устанавливаться возрастные цензы и цензы оседлости.
Право граждан избирать (активное избирательное право) наступает с достижением гражданином совершеннолетия - 18 лет, когда гражданин может самостоятельно осуществлять полный объем прав и обязанностей. Право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) наступает с достижением возраста 21 год - для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 35 лет - для избрания Президентом Российской Федерации.
Возрастные цензы для пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут устанавливаться законами субъектов Федерации. Это вытекает из их конституционного права на самостоятельное регулирование вопросов, находящихся вне предметов ведения Российской Федерации и ее полномочий в пределах совместного ведения с субъектами Федерации. Однако, федеральным законом закрепляются определенные ограничения - устанавливаемый возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, 30 лет при выборах главы субъекта Федерации (главы исполнительной власти) и 21 года при выборах главы муниципального образования. Такие ограничения региональных законодателей обусловлены осуществлением Российской Федерацией ее полномочий по обеспечению гарантий и защиты прав граждан.
Ценз оседлости (определенного срока проживания на соответствующей территории) закрепляется Конституцией Российской Федерации для кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Для избрания гражданина Президентом Российской Федерации устанавливается требование о его постоянном проживании в Российском государстве не менее 10 лет. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав ценз оседлости не может закрепляться в иных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ
устанавливаемое буржуазным государством условие для получения избирательного права (см.).
И. ц. в капиталистических странах используются для установления различных ограничений избирательного права, они направлены на отстранение трудящихся от участия в выборах и сводят на нет формально провозглашаемое «всеобщее» избирательное право, являясь средством укрепления классового господства монополистической буржуазии.
Наиболее распространенными И. ц. в буржуазных странах являются: 1) имущественный ценз (напр., в 4 южных штатах США). Разновидностью имущественного И. ц. является избирательный налог (напр., в 8 штатах США); в результате неуплаты избирательного налога миллионы граждан лишаются избирательного права; 2) ценз оседлости, лишающий избирательного права миллионы трудящихся, вынужденных переезжать с места на место в поисках работы; в США по законам штатов требуется обязательное проживание в одном штате от нескольких месяцев до нескольких лет; 3) образовательный ценз – требование определенного уровня образования, часто недоступного для трудящихся; разновидностью образовательного ценза является ценз грамотности; в некоторых странах для получения избирательного права требуется также знание государственного языка (напр., в Турции требуется умение читать и писать по-турецки); 4) лишение избирательных прав женщин (напр., в Иране); 5) расовый ценз; напр., в Южно-Африканском Союзе; в США вследствие осуществляемой государством политики расовой дискриминации подавляющее большинство негров фактически не пользуется избирательным правом; 6) лишение солдат и матросов избирательных прав (напр., в 29 штатах США; в 19 штатах избирательным правом пользуются только те военнослужащие, которые находятся в пределах территории США. В результате этого многие солдаты и офицеры американской армии не принимают участия в выборах); 7) высокий возрастной ценз, направленный на сокращение числа избирателей и лишение избирательного права революционно настроенной молодежи. В ряде капиталистических стран право избирать предоставляется гражданам в возрасте не ниже 21 года. Для права же быть избранным установлен еще более высокий возрастной ценз; напр., для членов палаты представителей США – 25 лет, а для сенаторов – 30 лет.
В США, по официальным данным, существует около 50 различных ограничений избирательного права.

Источник: Советский юридический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗ (квалификации)
устанавливаем конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления активного и пассивного избирательного права.
В истории избирательного права использовались самые разнообразные цензы - возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости, служебный, языковой и др. Причем прослеживается тенденция отказа от цензов, ущемляющих права различных социальных групп (происходит отказ от ранее распространенного "полового ценза", по которому избирательное право предоставлялось только лицам мужского пола).
В XIX - начале XX в. были распространены сословный и имущественный цензы. Первый выражался в том, что к участию в выборах не допускались лица, относившиеся к определенным слоям населения (например, рабочие, крестьяне, военнослужащие и др.); второй - что избирательное право предоставлялось только лицам с определенным доходом или собственностью.
В настоящее время во многих странах применяются цензы: возрастные (достаточно часто); социальные (неучастие в выборах военнослужащих действительной службы в Турции, пэров в Великобритании, злостных банкротов в Италии, Франции, и др.); политические (неучастие в выборах бывших членов компартии в Индонезии); оседлости (Германия, Бельгия, Голландия, Австрия, Швеция и др.).
В РФ существует ряд цензов. В частности, возрастной ценз, состоящий в предоставлении права избирать с 18 лет, права быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления с того же возраста, депутатами представительных органов иных уровней и выборных должностных лиц- с более старшего возраста (см. Активное и пассивное избирательное право). В выборах участвуют только граждане РФ. Не участвуют в выборах лица, признанные судом недееспособными, а также отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Законодательство РФ не допускает ограничения права избирать временем проживания на какой-то территории (ценз оседлости). Человек, поселившийся на данной территории.с этого момента получает активное избирательное право. Правда, для того чтобы быть включенным в списки избирателей, он должен иметь документальное подтверждение своего проживания (или пребывания) на соответствующей территории.
Для избрания депутатом или на выборную должность субъекты РФ устанавливают срок проживания на территории избирательного округа, который не может превышать года. Для избрания депутатом ГД подобных правил не существует. Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в РФ не менее 10 лет.
В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка.
В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории. Это установление представляет собой, по сути, вариант имущественного ценза.

Источник: Энциклопедия юриста

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ
ограничение избирательного права по тому или иному признаку. Сословный ценз заключался в предоставлении избирательных прав лишь представителям какого)то одного или нескольких сословий, например, только дворянам, купцам и т. д. Он постепенно исчезает в новое время по мере отмены самих сословий и утверждения принципа равенства людей перед законом вне зависимости от их происхождения или заслуг. Отмена сословных цензов зачастую сопровождалось введением ограничений избирательного права по принципу принадлежности к той или иной расе или нации. Однако и эти цензы изживались по мере утверждения представлений о равенстве всех рас и наций. Ограничения избирательного права по принципу принадлежности к той или иной религиозной общине также были широко распространены в прошлом и отменялись по мере отделения церкви от государства и распространения убеждения, что ни одна религия не может обладать монополией на истину. Одним из основных избирательных цензов в прошлом был ценз по признаку пола: лишение женщин избирательных прав (противоположного варианта история не знает). Еще в середине XIX столетия даже в наиболее продвинувшихся на пути демократии странах отсутствие у женщин избирательных прав казалось совершенно естественным. Тем не менее, на рубеже XIX и XX вв. вопрос о предоставлении женщинам избирательных прав уже был предметом острой политической борьбы и породил одно из наиболее влиятельных радикальных политических течений того времени - суффражизм. Впервые право голоса женщинам на равной основе с мужчинами было предоставлено в Новой Зеландии в 1893 г. В Европе такое право впервые было предоставлено в октябре 1905 г. царским манифестом, касавшимся управления Финляндией, находившейся в составе Российской Империи. В США и Англии женщины получили право голоса только после первой мировой войны, во многих других странах в еще более поздний период. Имущественный ценз представляет собой требование владеть каким)либо имуществом или иметь определенный уровень доходов (платить определенную сумму налогов), для того чтобы обладать избирательным правом. Существование ценза обосновывалось тем, что только состоятельный человек заинтересован в принятии решений, отнесенных к сфере компетенции выборных органов, и только он имеет право влиять на эти решения, осуществляя в определенном объеме финансирование государства путем уплаты налогов. Представление это изживалось по мере расширения полномочий представительных органов власти, распространения принципа равенства всех людей перед законом и преодоления представлений о материальном богатстве как мере достоинства человека. В США все имущественные цензы были отменены уже к 1830 г. В большинстве европейских стран это было сделано только в конце XIX первые десятилетия XX в. Если в рассмотренных ограничениях отдельному лицу трудно что)либо изменить, то образовательный ценз, разновидностью которого является ценз грамотности, преодолеть, при наличии желания, обычно бывает легче. В последние десятилетия XX в. ограничения избирательного права по признаку владения грамотой продолжали существовать в ряде стран Азии и Африки, например, в Малайзии, Иране, Египте, Кении. Подобно имущественному и образовательному цензам моральный ценз связан не с принадлежностью к той или иной группе, а с оценкой индивидуальных качеств. Практика лишения избирательных прав за проступки, несовместимые с основополагающими нормами общепринятой морали, распространена в современном мире и в некоторой степени даже имеет тенденцию к расширению. В Мексике избирательных прав не имеют лица злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах - лишенные родительских прав. Наконец, во многих странах, в том числе в России и Великобритании, избирательных прав лишены отбывающие наказание в местах заключения по приговору суда. Служебный ценз связан с лишением избирательных прав представителей тех или иных профессий либо лиц, занимающих определенные должности. Ограничение в данном случае обосновывается тем, что данные члены общества по характеру своей деятельности не могут заниматься политикой либо принимать самостоятельные политические решения. В ряде стран это касается военнослужащих (либо всех, либо только рядового состава либо, напротив, только офицеров), полицейских, сотрудников служб безопасности и т.д. Ограничение избирательного права по возрасту и в настоящее время большинству членов общества представляется естественным. Однако, планка достижения совершеннолетия, первоначально устанавливаемая в этом отношении на уровне 23)25 и даже 30 лет, постепенно снижалась. Ныне в большинстве стран активное из бирательное право предоставляется с 18 лет. Впервые эта норма была введена в 1917 г. в революционной России и обосновывалась уже состоявшимся в условиях Первой мировой войны снижением до этого уровня планки призывного возраста. В США и многих европейских странах переход к голосованию с 18 лет состоялся только в 1950 — 1960)е гг. На Кубе и в Иране в настоящее время право голосовать на выборах гражданин получает в 16 лет. В то же время в некоторых странах возрастной ценз для получения пассивного избирательного права, особенно при избрании на высшие государственные должности (президента и т. п.), остается по)прежнему довольно высоким. Для кандидатов на пост президента Италии, например, была установлена норма, согласно которой, их возраст не должен был быть меньше 50 лет. Существование ценза оседлости обосновывается стремлением отстранить от участия в выборах и в качестве избирателей, и в качестве кандидатов тех граждан, которые непосредственно не заинтересованы в развитии данной территории и решении ее проблем. Для приобретения права голосовать на выборах в местные и региональные органы власти в современных условиях, как правило, достаточно прожить в данной местности от одного месяца до одного года или просто быть зарегистрированным к моменту голосования. В то же время, для получения пассивного избиратель ного права ценз оседлости в ряде случаев также является более высоким. В прошлом само собой разумелось, что избирательным правом могут обладать только граждане данного государства. Ныне это уже не представляется аксиомой (например, граждане стран ЕС, постоянно проживая в других странах союза, могут голосовать на местных выборах там, где они живут), поэтому ценз гражданства выделяют наряду с другими.

Источник: Словарь парламентских терминов

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ
система условий и ограничений, установленных для осуществления активного или пассивного избирательного права. Цензы могут быть различными: половозрастными (предоставление или отказ от предоставления избирательных прав женщинам; предоставление избирательных прав гражданам по достижении определенного возраста); социальными (сословными) и имущественными (неучастие в выборах некоторых слоев общества по признаку принадлежности к той или иной группе населения либо по уровню доходов); образовательными (уровень образования); оседлости (проживание на данной территории постоянно или определенный срок); гражданства (предоставление избирательного права только гражданам государства и отказ в таковом иностранцам и лицам без гражданства) и др.
По мере развития цивилизации происходил отказ от тех или иных цензов. Например, сначала избирательное право предоставлялось только мужчинам; однако в XX в. имеет место практически повсеместная ликвидация данного ценза и предоставление женщинам избирательного права в равном с мужчинами объеме, т. е. и права избирать, и права быть избранной. В XIX и начале XX в. широко применялись сословные и имущественные цензы. Сословный ценз выражался в том, что к участию в выборах не допускались лица, относившиеся к определенным слоям населения (например, рабочие, крестьяне, военнослужащие и др.). Имущественный ценз состоял в том, что избирательное право предоставлялось только лицам с определенными доходами или собственностью. Подавляющее большинство стран мира последовательно отказалось от этих цензов, хотя кое-где они существуют.
После Октябрьской революции 1917 г. советская власть ввела классово-политические ограничения (их тоже можно назвать цензами): к участию в выборах не допускались лица, занимавшиеся предпринимательской деятельностью и обладавшие частной собственностью, выступавшие против нового строя, служившие охране прежнего строя и т. п. По мере укрепления Советской власти ограничения снимались (тем более, что в итоге карательных и экономических санкций исчезали категории лиц, которым адресовались подобные ограничения). Однако такая мера, как лишение избирательных прав по суду, официально существовала долго, хотя на практике не применялась, и была отменена лишь в 1958 г.
Избирательная система того времени носила в определенной мере сословный характер, поскольку позволяла избирать больше депутатов от рабочего класса, чем от крестьянства, чему способствовала более низкая норма представительства в городах по сравнению с сельской местностью (например, один делегат на Всероссийский съезд Советов избирался из расчета: в городах - от 25 тыс. избирателей, в сельской местности - от 125 тыс. населения, т. е. в три раза больше в пересчете на избирателей).
В прежние времена в ряде зарубежных стран применялся ценз грамотности, или образовательный ценз: право участия в выборах предоставлялось гражданам, способным понимать основные законы государства. Постепенно такие цензы были отменены.
В отдельных странах существуют цензы: возрастной (во многих странах); социальный (неучастие в выборах, например, военнослужащих действительной службы в Турции, пэров в Великобритании, злостных банкротов в Италии, Франции и др.); политический (неучастие в выборах бывших членов компартии в Индонезии); оседлости - наличие места жительства или постоянное проживание кандидата на определенной территории (ФРГ, Бельгия, Голландия, Австрия, Швеция и др.).
В Российской Федерации в настоящее время применяются некоторые цензы. В частности, - это возрастной ценз, состоящий в предоставлении права избирать с 18 лет (см.: Активное избирательное право), быть избранным депутатом представительных органов и выборным должностным лицом с более старшего возраста (см.: Пассивное избирательное право). В выборах участвуют граждане РФ, избирательных прав не имеют иностранцы и лица без гражданства. Однако Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ 1997 г. позволил участвовать в выборах в органы местного самоуправления и в местных референдумах иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ. В 1999 г. внесено изменение в Закон 1997 г. и предоставлено иностранцам на муниципальных выборах право не только избирать, но и быть избранными.
Не участвуют в выборах лица определенного состояния: признанные судом недееспособными, а также отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. (Некоторые авторы считают это тоже цензами, хотя, скорее, - это вопрос научной трактовки самого понятия "ценз").
Российское законодательство не допускает ограничения права избирать временно проживающим на какой-то территории, т.е. человек, поселившийся на данной территории, получает с этого момента активное избирательное право. Правда, для того чтобы быть включенным в списки избирателей, он должен иметь документальное подтверждение своего проживания (или пребывания) на соответствующей территории.
Согласно Федеральному закону о гарантиях избирательных прав граждан РФ 1994 г., сроки обязательного проживания на определенной территории для избрания депутатом или на выборную должность, устанавливаемые субъектами РФ, не могли превышать одного года. Однако одни субъекты завысили сроки проживания для избрания глав исполнительной власти, другие - даже для депутатов. Поэтому Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. ввел более жесткое правило: ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Другими актами такие ограничения устанавливаться не могут. Поскольку в действующей Конституции РФ таких ограничений не предусмотрено, это означает, что ограничений по сроку проживания для выдвижения кандидатом в депутаты или на выборную должность сейчас вообще не должно существовать, а законодательство субъектов РФ следует привести в соответствие с требованиями названного Федерального закона.
Для избрания депутатом Государственной Думы не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта, в который он входит. Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ).
Отдельные субъекты РФ своими актами пытаются не допустить участия в местных выборах военнослужащих, особенно срочной службы, на том основании, что они временно находятся на соответствующей территории и поэтому не имеют прямой связи с интересами местного населения. Федеральное законодательство не предусматривало подобных ограничений до недавнего времени. Но Федеральный закон 1997 г. установил, что военнослужащие, проходящие службу по призыву, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума. Исключение сделано лишь для тех, кто до призыва постоянно или преимущественно проживал на территории данного муниципального образования.
В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка. Однако это требование также не соответствует федеральному законодательству и признано Конституционным Судом РФ противоречащим российской Конституции.
В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории.(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ
система либо условий и ограничений при осуществлении, либо запретов на осуществление активного и пассивного избирательного права. В истории избирательного законодательства многих стран были и есть такого рода условия, ограничения, запреты.
По мере развития цивилизации происходил отказ от тех или иных цензов. Например, сначала избирательное право предоставлялось только мужчинам; однако в XX веке имеет место практически повсеместная ликвидация данного ценза и предоставление женщинам избирательного права в равном с мужчинами объеме, т. е. и права избирать, и права быть избранной.
В XIX и начале XX веков широко применялись сословные и имущественные цензы. Сословный ценз выражался в том, что к участию в выборах не допускались лица, относившиеся к определенным слоям населения (например, рабочие, крестьяне, военнослужащие и др.). Имущественный ценз состоял в том, что избирательное право предоставлялось только лицам с определенными доходом или собственностью. Подавляющее большинство стран мира последовательно отказались от этих цензов, хотя коегде они существуют.
Следует напомнить, что после Октябрьской революции 1917 г. советская власть ввела классовополитические ограничения (их тоже можно назвать цензами) – к участию в выборах не допускались лица, занимавшиеся предпринимательской деятельностью и обладавшие частной собственностью, выступавшие против нового строя, служившие охране прежнего строя и т. п. Постепенно, по мере укрепления этой власти, ограничения снимались (тем более что в итоге карательных и экономических санкций исчезали категории лиц, которым адресовались подобные ограничения). Однако такая мера, как лишение избирательных прав по суду, официально существовала долго, хотя на практике не применялась, и была отменена лишь в 1958 г.
В какойто мере избирательная система того времени носила и сословный характер – в том плане, что позволяла избирать больше депутатов от рабочего класса по сравнению с крестьянством, чему способствовала более низкая норма представительства в городах по сравнению с сельской местностью (например, один делегат на Всероссийский съезд Советов избирался из расчета в городах от 25000 избирателей, в сельской местности – от 125 тыс. населения, т. е. гдето в три раза больше в пересчете на избирателей).
В прежние времена в ряде зарубежных стран применялся ценз грамотности, или образовательный ценз, – право участия в выборах предоставлялось гражданам, способным понимать основные законы государства. Постепенно такие цензы были отменены.
Однако если смотреть на отдельные страны, то те или иные цензы существуют: возрастные (очень многие страны); социальные (неучастие в выборах военнослужащих действительной службы, злостных банкротов и др.); политические (неучастие в выборах бывших членов запрещенных политических партий); оседлости (наличие места жительства или постоянное проживание на определенной территории у кандидатов) и др.
В целом, обобщенно можно назвать следующие виды и.ц.: возрастной ценз – необходимость достижения возрастной планки для получения активного и пассивного избирательного права;
имущественный ценз – обладание определенным имуществом для получения активного или пассивного избирательного права; внесение избирательного залога (т. е. некоей денежной суммы) для того, чтобы быть зарегистрированным кандидатом;
социальный ценз – отказ в активном и пассивном избирательном праве определенным слоям общества по характеру их бывшей и настоящей деятельности;
ценз политической лояльности – вытекает из предыдущего ценза и означает отказ в избирательном праве тем, кого можно заподозрить в отсутствии верности конституции и конституционному строю данного государства; ценз пола – отказ в избирательном праве женщинам; ценз военной службы – неучастие в выборах всех военнослужащих либо тех, кто находится на действительной службе;
ценз грамотности, в том числе политической, – предоставление избирательного права гражданам, умеющим вообще читать, а также читать и понимать конституцию государства;
ценз места жительства, оседлости – необходимость проживания вообще либо в течение определенного срока на какойто территории, чтобы иметь здесь активное или пассивное избирательное право;
«криминальный» ценз – отказ в активном и (или) пассивном избирательном праве лицу, совершившему уголовное преступление.
Российское законодательство понятие «ценз» не использует. Определенные правила – условия, ограничения, запреты, с которыми связана реализация активного и пассивного избирательного права, конечно, есть. Называть их и.ц. или нет – дело подхода любого автора.
В России нет условий, ограничений и запретов в реализации избирательных прав по соображениям имущественным, социальным, политической лояльности, пола, грамотности. Однако избирательные права могут быть ограничены по следующим основаниям: 1) по возрасту; 2) по принадлежности к гражданству; 3) по проживанию; 4) по прохождению военной службы; 5) по количеству избраний; 6) в связи с нахождением на выборной должности и претензиями на несколько мандатов; 7) по прекращению прежнего мандата выборного лица; 8) по возможностям занятия определенной должности;
9) в связи с отбыванием уголовного наказания.
Ограничения избирательного права по возрасту состоят в том, что активное избирательное право – право избирать, т. е. голосовать на выборах – предоставляется только по достижении 18 лет. Пассивное избирательное право – право быть избранным – наступает для кандидата на пост Президента Российской Федерации по достижении 35 лет, депутата Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ – 21 года. Глава исполнительной власти субъекта РФ должен достичь 30 лет. Субъект РФ может повысить возраст депутата законодательного органа власти субъекта РФ, выборного должностного лица местного самоуправления, но не более чем до 21 года. Депутатом представительного органа муниципального образования можно стать по достижении 18 лет.
Принадлежность к гражданству Российской Федерации как условие осуществления избирательных прав состоит в том, что в выборах в Российской Федерации участвуют граждане Российской Федерации. По общему правилу, иностранные граждане и лица без гражданства не участвуют в выборах, т. е. они не имеют права избирать и быть избранными.
Однако в 1999 г. в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1997 г. было внесено дополнение, которым за иностранными гражданами было закреплено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В действующем Федеральном законе 2002 г. это правило сформулировано так: «На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» (п. 10 ст. 4). Таким образом, иностранные граждане могут получить избирательные права лишь на муниципальных выборах и при следующих условиях: а) сначала заключается международный договор Российской Федерации, предусматривающий такую возможность; б) далее принимается закон (федеральный или субъекта РФ), закрепляющий эти избирательные права иностранных граждан; в) иностранец может стать участником избирательного процесса только на территории муниципального образования, где он проживает постоянно.
Запрет участия иностранцев в выборах в России нельзя связывать лишь с правом избирать и быть избранным. Запрет распространяется также и на иные избирательные действия. Закон говорит о том, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, общественные объединения, зарубежные государства, международные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, регистрации кандидатов, списков кандидатов, их избранию, они не могут делать пожертвования в избирательные фонды кандидатов, политических партий, других избирательных объединений.
В Российской Федерации достаточную остроту приобрел вопрос о том, могут ли кандидаты и депутаты иметь двойное гражданство. Избирательное законодательство до недавнего времени не запрещало баллотироваться российским гражданам с двойным гражданством. Однако оно требовало, чтобы факт наличия иностранного гражданства указывался при подаче кандидатом заявления о его согласии баллотироваться (с указанием страны, времени и оснований приобретения). Далее сведения об иностранном гражданстве кандидата отражались в избирательной документации на всех стадиях избирательного процесса – при сборе подписей, регистрации кандидата, в информации, вывешиваемой в помещении избирательного участка, наконец, в избирательном бюллетене. И сами избиратели решали, нужен ли им депутат с иностранным гражданством.
Но основанием досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы по Федеральному закону 1994 г. о статусе этих парламентариев являлся факт наличия у них двойного гражданства. Несогласованность избирательного законодательства и Федерального закона 1994 г. была очевидна. Видимо, со временем следовало ожидать установления единых правил, и скорее всего не в пользу двойного гражданства. Такую тенденцию подсказал также Федеральный закон 2004 г. о государственной гражданской службе, запретивший государственным служащим обладать двойным гражданством.
Федеральным законом от 25 июля 2006 г. в Закон «Об основных гарантиях…» был включен запрет, причем даже более широкого содержания: не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (п. 3.1 ст.4).
Условие проживания на определенной территории также отражается на избирательных правах. Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях…»предусматривает: чтобы быть включенными в избирательные списки и реализовать право голосовать на выборах, избирателю положено иметь место жительства на территории соответствующего избирательного округа (п. 4 ст. 4). Таким образом, есть условие проживания для приобретения активного избирательного права, но без установления какихлибо сроков проживания.
Что касается пассивного избирательного права, в 1993–1996 гг. при принятии своих конституций, уставов и избирательных законов многие субъекты РФ ввели весьма дискриминационный ценз оседлости – условие десятилетнего проживания кандидатов на должности глав исполнительной власти на территории субъекта, а для кандидатов в депутаты законодательных собраний субъектов – пятилетнее проживание, к тому же необходимо было прожить в субъекте определенный срок (не менее года) непосредственно перед выборами. Это правило позволяло местным лидерам устранить своих конкурентов, не допустить участия в выборах на руководящие посты в субъектах достойных лиц, в данное время не проживающих в субъекте, причем и выходцев с данной территории, занимающих ответственные позиции в федеральных структурах власти. Федеральный законодатель вынужден был пресечь эту практику. Федеральный закон 1997 г. ввел норму, которая осталась и в действующем Федеральном законе 2002 г. «Об основных гарантиях…»: ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной ее территории, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ. Таким образом, в территориальном плане у пассивного избирательного права нет ограничений – можно жить в Москве, а баллотироваться на Чукотке (и таких примеров сколько угодно).
Проживание и пребывание российского гражданина за границей не является препятствием для участия в выборах, однако не любых, а лишь депутатов Государственной Думы и Президента РФ. В избирательные списки включаются российские граждане, постоянно проживающие за границей. Гражданам, временно находящимся за рубежом и имеющим при себе открепительные удостоверения, также дается возможность проголосовать. Наконец, и тем российским гражданам, которые не имеют при себе открепительного удостоверения, по их просьбе участковая избирательная комиссия также может разрешить участие в голосовании.
Однако не только двойное гражданство, но даже наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, запрещают ему баллотироваться на любых выборах в Российской Федерации. Обратим внимание на то, что обладание документом не обязательно означает реальное проживание человека за границей, он может постоянно находиться в России. Но если такой факт станет известным, ему откажут в регистрации в качестве кандидата либо, если это выявилось позже, регистрацию отменят в установленном порядке.
Прохождение военной службы по общему правилу не препятствует участию в выборах. Военнослужащие – граждане России участвуют в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ, органов государственной власти субъектов РФ на общих и равных основаниях с другими гражданами. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» (п. 5 ст. 17) на выборах в органы местного самоуправления позволял не включать в списки избирателей две категории военнослужащих: проходящих военную службу по призыву, а также курсантов военных учебных заведений (но лишь в случае, если место жительства этих военнослужащих до призыва не было расположено на территории данного муниципального образования). В 2005 г. ограничение в отношении курсантов отменено. Таким образом, военнослужащие по призыву (как принято говорить, срочной службы) в муниципальных выборах не участвуют, если они прибыли на данную территорию из других мест.
Ограничения по количеству избраний в Российской Федерации существуют по определенным должностям. Так, они есть для Президента Российской Федерации: одно и то же лицо может занимать эту должность не более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ). После некоторого перерыва гражданин вновь может претендовать на такую должность. Глава исполнительной власти субъектов РФ тоже не может занимать данную должность более двух сроков подряд.
В Российской Федерации также установлены ограничения в связи с нахождением на выборной должности и претензиями на несколько мандатов. Говоря обобщенно, эти ограничения заключаются в том, что лицо, избранное депутатом любого представительного органа, не может быть одновременно депутатом других представительных органов, президентом, губернатором и т. д. В свою очередь лицо, находящееся на выборной государственной или муниципальной должности, не может быть одновременно депутатом любого уровня. Естественно, это не надо толковать как ограничение участия в выборах – баллотироваться человек может, но если он избран, ему придется выбирать, какому посту отдать предпочтение. Тем не менее, нельзя не учесть, что это правило Федеральный закон 2002 г. включил в статью о всеобщем избирательном праве (п. 9 ст. 4).
Следует добавить, что при проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем представительном органе не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом этого органа.
Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам; правда, его можно выдвинуть на одних и тех же выборах одновременно по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов. Что касается попытки баллотироваться на разные выборные посты, если выборы проходят в одно и то же время, прямого запрета на этот счет закон не содержит.
Следует также учитывать, что в некоторых случаях наличие выборного мандата является условием получения должности. Например, депутат представительного органа муниципального образования может быть избран председателем этого органа и стать главой муниципального образования. Лицо, избранное путем прямых выборов главой муниципального образования, может войти в состав представительного органа муниципального образования и стать его председателем.
Могут быть и ограничения по основаниям прекращения прежнего мандата выборного лица. Избирательная практика России столкнулась с примерами того, что лица, досрочно оставившие свой выборный пост, вдруг снова выдвигались на выборах, назначенных именно в связи с досрочным прекращением ими своих полномочий. Поэтому Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях…»(ст. 32) определил:
а) если гражданин замещал должность Президента РФ и досрочно прекратил исполнение этих полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, он не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами;
б) если гражданин замещал должность главы муниципального образования и досрочно прекратил исполнение своих полномочий по собственному желанию, в том числе в связи с избранием депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы, либо отрешен от указанной должности в установленном законом порядке, он не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
Когда были прямые выборы главы субъекта РФ, такие же запреты были для данного должностного лица. С восстановлением прямых выборов такого лица (2012 г.) соответствующие правила сформулировали следующим образом:
гражданин замещал должность главы субъекта РФ и был отрешен от этой должности Президентом РФ – в течение двух лет этот гражданин не может баллотироваться на подобную должность ни в одном субъекте РФ (п. 5.1 ст. 32);
если, согласно п. 5.2 ст. 32, гражданин сам подал в отставку с указанной должности или же ему выражено недоверие законодательным органом власти субъекта РФ – тогда он не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами, за исключением случая, предусмотренного п. 5.3 ст. 32;
в соответствии с п. 5.3 ст. 32 если гражданин был наделен полномочиями главы субъекта РФ и осуществлял эти полномочия не менее одного года, с согласия Президента РФ этот гражданин может быть выдвинут кандидатом на выборах главы субъекта РФ, если эти выборы назначены в связи с досрочным прекращением указанных полномочий.
Последнее положение было включено в Закон в связи с тем, что многие главы субъектов, приведенные к должности решением законодательного органа власти субъекта РФ, хотели получить более ощутимую поддержку населения субъекта РФ, для этого решили пойти на прямые выборы, заручившись согласием Президента РФ.
Законодательство содержит также ограничения по возможности занятия определенной должности. Эти ограничения могут быть связаны с тем, что решением суда гражданину запрещено занимать соответствующую должность, а она является выборной. В п. 7 ст. 4 Федерального закона 2002 г. это требование сформулировано следующим образом: «При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока». Речь идет не о лишении пассивного избирательного права, а об ограничении возможности занятия какойто должности, поскольку гражданин уже был на аналогичной должности, допускал злоупотребления, и есть опасение, что, вновь заняв подобную должность, он начнет использовать ее в злонамеренных интересах.
Избирательное законодательство устанавливает ограничения, связанные с отбыванием уголовного наказания. Как известно, согласно ч. 3 ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Конечно, возникают вопросы: по каким причинам введена данная мера и как ее трактовать? Казалось бы, можно говорить о том, что в месте лишения свободы нет фактической возможности провести выборы, а кандидатызаключенные не имеют условий для ведения предвыборной кампании. Но эти соображения малоубедительны: если дать избирательные права заключенным, они оборудуют избирательные участки, проведут голосование; не будет проблем с проведением избирательной кампании у кандидатазаключенного – он это сделает с помощью «коллег» внутри и на воле, а на встречи с избирателями может выезжать в сопровождении охраны.
Поэтому надо учитывать соображения иного рода: а) заключенный вряд ли будет свободен в голосовании, его результаты могут предопределяться криминальными «авторитетами»; б) нежелательно, чтобы преступники становились депутатами, президентами, главами субъектов РФ, муниципальных образований – это дискредитирует органы власти; в) создается категория так называемого криминального электората, представителями которого вольно или невольно станут выборные лица; г) возникнут огромные проблемы с дальнейшим отбытием наказания для преступника, выигравшего выборы.
С точки зрения конституционноправовой ответственности неучастие в выборах лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, – это не лишение, а приостановление их избирательных прав на соответствующий срок.
Когда заключенный выходит на свободу, в том числе при условнодосрочном освобождении, когда он и далее считается отбывающим наказание, он приобретает право избирать.
Но как быть с правом быть избранным? Так ли надо, чтобы преступник, находившийся в месте лишения свободы и только освободившийся, либо осужденный к наказанию, не связанному с лишением свободы, становился кандидатом в депутаты, на выборную государственную, муниципальную должность?
Законодатель, хотя и не сразу, стал вводить определенные ограничения. Сначала было установлено, что о преступных деяниях кандидата должно быть известно избирателям. И с учетом такой информации пусть они решают, голосовать за него или нет. Для этого уже на стадии выдвижения и подачи заявления в избирательную комиссию о согласии баллотироваться кандидат обязан сообщить о неснятой или непогашеной судимости. Эта информация отражается в избирательной документации, касающейся кандидата, на последующих стадиях избирательного процесса.
В дополнениях Закона «Об основных гарантиях…» от 5 декабря 2006 г. и 24 июля 2007 г. законодатель пошел на резкое ограничение пассивного избирательное права для лиц, совершивших серьезные уголовные и административные правонарушения. Согласно новой редакции п. 3.2 ст. 4 Закона не имели права быть избранными граждане Российской Федерации: осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; подвергнутые административному наказанию за совершение ряда административных правонарушений (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, производство и распространение экстремистских материалов); в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных законодательством (предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов и доверенных лиц, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к совершению деяний экстремистской направленности, быть агитацией, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, осуществляющей пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики).
В отношении осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений новеллой от 2 мая 2012 г. было введено более жесткое правило – добавлены слова «когдалибо», т. е. независимо от давности деяния они лишались права быть выдвинутыми. Конституционный Суд РФ в 2013 г. отрицательно оценил это нововведение и определил, что не может иметь места пожизненное лишение пассивного избирательного права. С учетом этой позиции Конституционного Суда законодатель установил новеллами от 21 февраля 2014 г., что не имеют права быть избранными граждане РФ: осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
177.82 кб

Избирательные цензы: опыт стран Латинской Америки (Бразилии и Аргентины)

Назарцев Е.И.
В статье рассматривается законодательство Бразилии и Аргентины, касающееся избирательных цензов, дается оценка положительных и отрицательных сторон законодательных положений этих стран, делается предложение по заимствованию отдель
Читать PDF
214.04 кб

Избирательные цензы в зеркале международных стандартов избирательного права

Загайнова Наталья Николаевна
В современном мире изменяется отношение к содержанию и роли международных избирательных стандартов, которые из «бумажной фикции» становятся камертоном для граждан и публичной власти.
Читать PDF
192.26 кб

Цензы в Российской и европейской избирательной практике первой четверти XX века

М. С. Саламатова
Читать PDF
201.93 кб

Избирательные цензы на выборах в Государственную Думу России: история и современность

В. В. Игнатенко
Читать PDF
268.28 кб

Избирательные цензы: на примере законодательства отдельных германских государств первой половины XIX

Боков Юрий Александрович
Для раскрытия содержания принципа всеобщего избирательного права законодателем применяется метод негативного определения в нормах права формулируются ограничительные избирательные цензы.