ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФОНД ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
фонд денежных средств для введения избирательной кампании, аккумулируемый на специальном счете. Фонд создается отдельным кандидатом, избирательным объединением, блоком. Смысл создания фондов заключается в обеспечении контроля за финансированием избирательной кампании со стороны избирательных комиссий или других органов, выступающих в роли организаторов выборов, куда сдается отчетность как о поступлении, так и о расходовании средств. Согласно российскому законодательству оплата изготовления и распространения всех агитационных предвыборных материалов, труда агитаторов, работы избирательного штаба должна производиться только из соответствующего избирательного фонда. Из средств избирательного фонда вносится также избирательный залог. Формируется фонд за счет пожертвований физических и юридических лиц, собственных средств кандидата или партии. При этом в большинстве стран, включая Россию, введены жесткие ограничения на размеры взносов, которые могут быть перечислены в один и тот же избирательный фонд от одного и того же лица. Законодательством может быть предусмотрено и государственное финансирование участников выборов — либо равное для всех, либо в отношении тех партий, которые показали высокие результаты на предыдущих выборах.

Источник: Словарь выборных терминов.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД
создаваемый в установленном порядке фонд для финансирования предвыборной агитации. Разрешение на содержание И.ф. предоставляется кандидату соответствующей избирательной комиссией вместе с его регистрацией. На основе письменного сообщения избирательной комиссии отделение Сберегательного банка РФ открывает кандидатам специальные временные счета, на которых должны содержаться средства И.ф. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются. Право распоряжения средствами И.ф. принадлежит исключительно создавшему этот фонд кандидату. Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.) источниками формирования И.ф. являются: средства, выделенные кандидату на предвыборную агитацию; собственные средства кандидата; средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Названным Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в И.ф. средств кандидата, средств избирательных объединений и пожертвований физических и юридических лиц. Законодательство не устанавливает предельные размеры И.ф. кандидата, устанавливаются лишь предельные суммы его расходов. Так, предельная сумма всех расходов кандидата (зарегистрированного кандидата) из средств его И.ф. не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, более чем в 10 000 раз; предельная сумма расходов средств И.ф. избирательного объединения, избирательного блока не может превышать 250 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Закон запрещает пожертвования в И.ф. со стороны: иностранных государств, иностранных юридических лиц и граждан; лиц без гражданства; российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном капитале превышает 30%; международных организаций и международных общественных движений; органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций; воинских частей, военных учреждений и организаций; благотворительных организаций и религиозных объединений. Если такие пожертвования имеют место, то они должны быть возвращены жертвователям. Анонимные пожертвования перечисляются в доход государства.
Средства И.ф. имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании, в частности на: а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов); б) предвыборную агитацию; в) оплату труда граждан или юридических лиц РФ за выполнение ими работ (услуг), непосредственно связанных с проведением избирательной кампании; г) внесение избирательного залога. Законодательством запрещено использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо тех, которые поступили в И.ф. В случае подобного нарушения соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата.
Кроме того, финансирование избирательной кампании помимо И.ф., а равно оказание иной запрещенной законом материальной поддержки (бесплатное или по необоснованно заниженным расценкам выполнение юридическими лицами работ, оказание услуг и т.п. в пользу кандидата, списка кандидатов) признается административно наказуемым деянием (ст. 5.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД
создаваемый кандидатом в депутаты, избирательным объединением, блоком, кандидатом на выборную должность фонд, в котором аккумулируются финансовые средства на их избирательную кампанию.
В нашей стране до 1993 г. все виды выборов финансировались только из государственного бюджета. Начиная с выборов Федерального Собрания и других представительных органов в декабре 1993 г., установлены как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников.
Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Вторая передается избирательным объединениям, блокам и кандидатам в депутаты. Рассмотрим особенности формирования И. ф. при выборах депутатов ГД и Президента РФ.
И. ф. кандидатов в депутаты ГД по одномандатным избирательным округам могут формироваться из следующих средств:
а) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать более чем в тысячу раз минимальный размер оплаты труда;
б) средств, которые выделены кандидату избирательными объединениями - в совокупности не могут превышать более чем в 5000 раз минимальный размер оплаты труда (1995 г. - более чем в 1500 раз);
в) средств, выделенных зарегистрированному кандидату не позднее чем за 40 дней до дня голосования окружной избирательной комиссией в равном размере с иными кандидатами по тому же округу;
г) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем более чем в 100 раз для каждого гражданина (1995 г. - более чем в 20 раз) и более чем в 2000 раз для каждого юридического лица (1995 г. - 200 раз) минимальный размер оплаты труда.
Предельная сумма всех расходов кандидата (зарегистрированного кандидата) из средств его избирательного фонда не может превышать более чем в 10 000 раз минимальный размер оплаты труд.
Избирательные фонды избирательных объединений, блоков могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
а) собственных средств избирательного объединения, блока, которые не могут превышать более чем в 100 тысяч раз минимальный размер оплаты труда;
б) средств, выделенных ЦИК РФ избирательным объединениям, блокам не позднее чем за 40 дней до дня голосования;
в) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц - не могут превышать для каждого гражданина более чем в 150 раз (1995 г. - более чем в 30 раз) и более чем в 20 тысяч раз для каждого юридического лица (1995 г. - 2000 раз) минимальный размер оплаты труда.
Предельная сумма расходов средств избирательного фонда избирательного объединения, блока не может превышать более чем в 250 тысяч раз минимальный размер оплаты труда.
Как можно видеть, размеры пожертвований в избирательные фонды от граждан и юридических лиц в 1999 г. серьезно возросли. Но предельные суммы расходов избирательных фондов (в расчете по минимальному размеру оплаты труда) остались те же, что и в 1995 г. Это означает, что количество жертвователей может быть теперь меньше, если они дают в фонды значительные суммы.
Запрещены пожертвования в И. ф.: иностранных государств, организаций и граждан; российских юридических лиц с иностранные участием, если доля иностранного капитала в уставном капитале превышает 30%; международных организаций и международных общественных движений. Не допускаются также пожертвования органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений и др.
Поступления в фонды не могут быть анонимными, т. е. если это - личный взнос гражданина, то он указывает фамилию, имя, отчество, постоянное место жительства и данные паспорта; если поступление - от организации, то ее реквизиты обозначаются на соответствующих документах. Излишние суммы подлежат возврату, а анонимные перечисляются в доход государства- То есть передачи средств по принципу "из рук в руки" быть не может, все подлежит оформлению.
Закон прямо запрещает кандидатам в депутаты ГД и избирательным объединениям, блокам использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме поступивших в их И. ф. Если они использовали иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата либо федерального списка.
Кандидату в депутаты, избирательному объединению, блоку на основе письменного сообщения соответствующей избирательной комиссии отделения Сбербанка России открывают специальные избирательные счета, на которые и поступают средства И. ф.
Новшеством, введенным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г., является то, что И. ф. теперь создаются перед началом сбора подписей в поддержку кандидата, списка (ранее - только после их регистрации избирательными комиссиями).
Соответственно уточнены и цели, на которые расходуются средства И. ф.: финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов); предвыборная агитация; оплата труда граждан РФ за выполненные (оказанные) ими работы (услуги), непосредственно связанные с проведением избирательной кампании; оплата аренды помещений, оборудования, командировочных и транспортных расходов, услуг связи, приобретение канцелярских товаров и оплата других расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании; внесение избирательного залога. Избирательные комиссии, кандидаты в депутаты, избирательные объединения и блоки обязаны вести учет всех поступлений и расходов. Кандидат в депутаты Государственной Думы по одномандатному избирательному округу представляет в окружную избирательную комиссию три финансовых отчета, итоговой - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. В ЦИК РФ представляют три финансовых отчета и избирательные объединения, блоки. Копии отчетов избирательные комиссии передают в средства массовой информации.
Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не позднее чем через 30 дней после дня выборов возвращают соответствующей избирательной комиссии неизрасходованные средства в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных этой комиссией. Далее кандидаты и избирательные объединения, блоки, не набравшие определенного процента голосов избирателей, возмещают стоимость предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади в СМИ. После этого полагается возвратить средства организациям и лицам, осуществившим пожертвования, пропорционально вложенным средствам с разрешения соответствующей избирательной комиссии. Сумма средств, которая после этого остается на счетах перечисляется в федеральный бюджет.
Аналогичные правила предусмотрел и Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. Что касается цифр, то И. ф. кандидатов в Президенты могут формироваться из следующих средств: средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию ЦИК РФ; собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, блоком, инициативной группой избирателей; их размер не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 50 тыс.раз; добровольных пожертвований физических и юридических лиц; сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 50 раз, а отдельного юридического лица - в 5000 раз.
Предельная сумма расходов кандидата на должность Президента РФ за счет средств И. ф. не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 250 000 раз. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД
создаваемый кандидатом в депутаты, избирательным объединением, кандидатом на выборную должность фонд, в котором аккумулируются финансовые средства на их избирательную кампанию. Источниками, из которых пополняются и.ф., являются как собственные средства кандидатов и избирательных объединений, так и получаемые ими пожертвования.
Если часть депутатов представительного органа власти избирается по территориальным избирательных округам, а другая – по спискам избирательных объединений, и.ф. создаются как отдельными кандидатами в депутаты, так и избирательными объединениями, выдвинувшими свои списки кандидатов. При проведении выборов лишь по спискам избирательных объединений и.ф. создаются только ими (в основном это политические партии).
Избирательное законодательство допускает, что и.ф. могут на отдельных выборах не создаваться. Однако это означает, что кандидаты, избирательные объединения не предполагают и не могут осуществлять финансовых расходов в ходе избирательной кампании, поскольку при возникновении такой необходимости (печатание плакатов, аренда помещений и т. д.) расходы подлежат возмещению исключительно из средств и.ф.
И.ф. кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, избирательного объединения; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц; д) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.
По каждому виду выборов есть свои особенности в формировании и.ф.
Например, Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает (ст. 71), что политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный и.ф. для финансирования своей избирательной кампании. Региональное отделение такой политической партии, зарегистрированное в соответствии с федеральным законом в субъекте Российской Федерации, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать свой и.ф., если в федеральном списке кандидатов, выдвинутом этой политической партией, имеется региональная группа кандидатов, соответствующая этому субъекту РФ, в том числе в составе группы субъектов РФ, или части его территории. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан создать собственный и.ф. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов только по одномандатным избирательным округам, кандидат, включенный в федеральный список кандидатов, собственные и.ф. не создают.
И.ф. политических партий могут создаваться только за счет: 1) собственных средств политической партии, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с данным Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств и.ф. политической партии; 2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07 и 3,5 процента от установленной в соответствии с данным Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств и.ф. политической партии.
Предельная сумма всех расходов из средств и.ф. политической партии не может превышать 700 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств и.ф. региональных отделений политической партии.
И.ф. региональных отделений политических партий могут создаваться только за счет: 1) собственных средств политической партии, ее регионального отделения (за исключением средств и.ф. политической партии), которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с данным Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств и.ф. регионального отделения политической партии; 2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 2 и 20 процентов от установленной в соответствии с данным Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств и.ф. регионального отделения политической партии.
Предельная сумма всех расходов из средств и.ф. регионального отделения политической партии, в федеральном списке кандидатов которой региональная группа кандидатов соответствует (региональные группы кандидатов соответствуют) субъекту РФ (всем одномандатным избирательным округам, образованным на территории субъекта РФ), в том числе в составе группы субъектов Российской Федерации, не может превышать:
а) 15 миллионов рублей, если на территории субъекта РФ зарегистрировано не более 100 тысяч избирателей;
б) 20 миллионов рублей, если на территории субъекта РФ зарегистрировано свыше 100 тысяч, но не более 500 тысяч избирателей;
в) 25 миллионов рублей, если на территории субъекта РФ зарегистрировано свыше 500 тысяч, но не более 1 миллиона избирателей;
г) 35 миллионов рублей, если на территории субъекта РФ зарегистрировано свыше
1 миллиона, но не более 2 миллионов избирателей;
д) 55 миллионов рублей, если на территории субъекта РФ зарегистрировано свыше
2 миллионов, но не более 5 миллионов избирателей;
е) 100 миллионов рублей, если на территории субъекта РФ зарегистрировано свыше 5 миллионов избирателей.
И.ф. кандидатов могут создаваться только за счет: 1) собственных средств политической партии (если кандидат выдвинут политической партией), за исключением средств ее и.ф. (если политическая партия создала и.ф. в связи с выдвижением федерального списка кандидатов). Собственные средства политической партии в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с данным Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств и.ф. кандидата; 2) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с данным Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств и.ф. кандидата; 3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 2 и 20 процентов от установленной в соответствии с данным Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств и.ф. кандидата.
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 15 миллионов рублей.
Средства и.ф. политических партий, кандидатов имеют целевое назначение и могут использоваться только: 1) на финансовое обеспечение организационнотехнических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; 2) на проведение предвыборной агитации, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера; 3) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами и юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением политической партией, кандидатом своей избирательной кампании.
По Федеральному закону 2003 г. о выборах Президента РФ (ст. 58) собственные средства кандидата не могут превышать 10 % от предельной суммы всех расходов из его и.ф., а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование – 15 %; средства, выделенные выдвинувшей политической партией, – совокупно не более 50 %; добровольные пожертвования граждан и юридических лиц – соответственно 1,5 и 7 % для каждого гражданина и юридического лица; сама предельная сумма всех расходов кандидата по Закону не может превышать 400 млн руб., а для кандидата, которому назначено повторное голосование – 500 млн руб. (в ред. 2005 г.).
Пожертвования в и.ф. могут вносить физические лица – граждане РФ, а также российские юридические лица.
Запрещается вносить пожертвования в и.ф. кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений:
а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
б) иностранным гражданам, за исключением случая, когда законодательство разрешает им участвовать в муниципальных выборах;
в) лицам без гражданства;
г) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
е) международным организациям и международным общественным движениям;
ж) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
з) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
и) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
к) организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации), а также организациям, учрежденным юридическими лицами с превышением 30 % иностранного, государственного или муниципального участия;
л) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
м) благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациям;
н) анонимным жертвователям;
о) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах.
п) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в и.ф., денежные средства либо иное имущество от иностранных государств, иных субъектов, юридических лиц, которым Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещает быть пожертвователями.
Все денежные средства, образующие и.ф., перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиалах Сберегательного банка РФ, а при их отсутствии – в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, территории проведения референдума.
Для осуществления контроля за целевым расходованием любых денежных средств в процессе избирательных кампаний создаются контрольноревизионные службы при избирательных комиссиях.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
71.84 кб

Понятие, структура и значение избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений в российск

Рыжков Н. Е.
Читать PDF
941.04 кб

Порядок формирования избирательных фондов избирательных объединений и кандидатов: ограничения и запр

Холкина Юлия Александровна
В настоящей статье рассматривается порядок формирования избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений и предоставление информации о поступлениях денежных средств на избирательный счет.

Похожие термины: