выявление и фиксирование отношения массовых групп населения к власти, кандидатам, избирательным объединениям, их программам, процедурам выборов, актуальным проблемам российского общества. Основными формами изучения общественного мнения являются социологические опросы, интервью в фокус-группах, экспертное интервью. Проводятся социологами в составе команд кандидатов, социологическими службами, центрами изучения общественного мнения.
Изучение общественного мнения означает: сбор и анализ информации о мнении (суждении) избирателей; «фиксирование» — то, что опрос носит документальный характер, а его результаты — силу документированного общественного мнения. Важнейшим методом исследования социально-политической ситуации являются социологические опросы. Получаемая с их помощью информация — об умонастроениях населения, о его отношении ко всему, что происходит в стране, регионе, муниципальном образовании, — представляет огромную ценность. Работа фокус-группы представляет собой подготовленную, структурированную беседу, проводимую по специально разработанному плану, в которой участвуют 8–12 человек из интересующего округа, выбранных по особым критериям. В экспертных исследованиях респондент должен попытаться абстрагироваться от личных мнений и попытаться дать интегральную, обобщенную оценку чувств и мыслей населении по тем или иным вопросам общественной жизни.
Изучение общественного мнения может служить методом прикладного научного изучения ситуации. В таком случае оно — ключевая часть социологического исследования и анализа ситуации, в том числе предвыборной ситуации. Опросы общественного мнения наиболее часто используются на выборах. Результаты систематически проводимых опросов могут использоваться и как мощное средство воздействия на избирателей.
При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).
В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет).
Типы опросов общественного мнения: 1) выборочный анкетный опрос; 2) интервью. Важнейшую роль на выборах играет выборочный анкетный опрос, так как он позволяет получить сведения о массовом электоральном поведении, поддающиеся математической обработке. Интервью используется для уточнения, апробирования рекламной продукции, социально-психологического исследования.
Предмет изучения общественного мнения. В ходе опросов общественного мнения фиксируется прежде всего направленность (знак) мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к выборам, личностям и программам кандидатов. Помимо основного предмета — общественного мнения — опрос дает сведения о настроениях, ожиданиях, потребностях и эмоциях избирателей.
Единицей сбора и анализа данных в опросах общественного мнения служит отдельный социальный или политический признак (отношение), имеющий свой порядковый номер в анкете. Признаку соответствует, как правило, один вопрос анкеты. Некоторые вопросы фиксируют информацию о нескольких признаках. Каждый признак может иметь два значения и более (тех или иных ответов избирателей). Количество значений признака обычно колеблется в пределах 5–6. Именно значения фиксируют количественные характеристики признака.
Основные инструменты и элементы методики опроса: 1) анкета — совокупность вопросов о разного рода признаках, представляющая собой модель поведения избирателей; 2) выборка — микромодель электората (исследуемой генеральной совокупности избирателей); 3) компьютерная программа SPSS for Windows для статистической обработки и количественного анализа данных (упрощенный вариант — программа Statistica); 4) объем выборки (выборочной совокупности) с учетом 5% ошибки выборки обычно составляет 400–500 человек для генеральной совокупности в 100 000 избирателей, в зависимости от количества подгрупп электората, которые необходимо изучить в ходе общественного мнения. Опрос, проводящийся со смещенной выборкой (умышленно или неумышленно из-за дефектов методики и процедур опроса), но при достаточном ее объеме (численности опрошенных), может использоваться в качестве источника объективной картины электората.
Для этого необходима процедура перевзвешивания массива данных (на компьютере), которая представляет собой экстраполяцию (распространение) распределений ответов, характерных для той части опрошенных, где представлена «правильная выборка» на всех опрошенных. Приблизительность данных опросов общественного мнения. При анализе количественных результатов опросов следует иметь в виду, что они всегда имеют приблизительный, статистический характер. Главным источником ошибок являются ошибки выборки, которые заранее учитываются в стратегии исследования. Если ошибки не предусмотрены в проектной или отчетной документации опроса общественного мнения и из этого не сделаны соответствующие выводы, достоверность выводов и рекомендаций опросов общественного мнения значительно понижается.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено проведение опроса граждан. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер. См. подробнее Опрос граждан.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 21.07.2005 г. № 93-ФЗ.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов. — М.: Норма, 2003.
Култыгин В. П. Современные зарубежные социологические тенденции. — М., 2000.
Муниципальные выборы: практика, проблемы: сборник / ЦИК РФ. — М., 2005.
Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. — М., 2003
670.09 кб
Изучение общественного мнения Чеченской республики
В феврале—марте 2003 г. социологической службой Validate проведена серия исследований на территории Чеченской Республики. Качественное исследование — фокус-группы и глубинные интервью.