ЯКУТИЯ

Найдено 1 определение
ЯКУТИЯ (Республика Саха)
в соответствии с Конституцией (Основным законом), принятой Верховным Советом Я. 4 апреля 1992 г. (с изменениями от 26 января и 20 апреля 1994 г.), суверенное, демократическое и правовое государство, основанное на праве народа на самоопределение. Носителем суверенитета и источником государственной власти в Я. является ее народ, состоящий из граждан республики всех национальностей. Государственными языками Я. являются языки саха и русский. Языки народов Севера республики, согласно ст. 46 Конституции Я., являются официальными в местах их компактного проживания. Я. (ст. 8 Конституции) является субъектом РФ. Столица Я. - г. Якутск.
К числу высших органов государственной власти Я. ее Конституция относит: Государственное Собрание (ИЛ Тумэн) Я. (ГС), Президента Я., Конституционный Суд (КС) Я., Верховный Суд Я. В соответствии с принципом разделения властей эти органы функционируют самостоятельно.
ГС является высшим представительным, законодательным и контрольным органом Я., парламентом республики, избираемым сроком на 5 лет. ГС состоит из двух палат: Палаты Республики (ПР) и Палаты Представителей (ПП).
В ПР входят депутаты, избираемые по одномандатным округам от каждого улуса, города республиканского подчинения: в ПП - депутаты, избираемые от территориальных округов в количестве, равном числу депутатов ПР.
Заседания палат ГС проводятся раздельно. Совместные заседания проводятся: при оглашении посланий Президента Я.; заслушивании отчета Правительства Я.; заслушивании посланий КС Я.; принятии Конституции Я., закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Я.; назначении республиканских референдумов, выборов Президента Я., депутатов ГС, местных органов государственной власти; заслушивании иных вопросов, предусмотренных законом. Остальные вопросы рассматриваются ПР или ПП отдельно.
Так, к ведению ПР относится: принятие конституционных законов Я., государственного и республиканского бюджетов, законов по вопросам финансового, валютного, кредитного регулирования, внесенных ПП; принятие решений по основным вопросам внутренней, внешней, экономической, социальной и культурной политики республики, утверждение перспективных государственных проектов и программ; принятие решений по вопросам о доверии Правительству республики; принятие отставки, отрешение от должности Президента Я.; утверждение структуры органов государственного управления Я.; избрание судей КС Я., председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов Я.; дача согласия Президенту на назначение и освобождение от должности Председателя Правительства Я. и его заместителей, Председателя Национального банка, министров внутренних дел, финансов, внешних связей, директора Департамента пенсионной службы, начальника Государственной налоговой инспекции, директора Департамента налоговой полиции, председателя Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням; дача согласия на назначения прокурора Я., начальника службы контрразведки (в настоящее время - служба безопасности. - С. А.); утверждение в должности председателя Контрольного комитета ГС по представлению ПП; утверждение состава Центральной избирательной комиссии Я.; изменение статуса и границ административно-территориальных единиц и населенных пунктов; контроль за исполнением бюджета, за бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней; рассмотрение отдельных нормативно-правовых актов, издаваемых Президентом и Правительством Я.; контроль за исполнением законов Я. и др.
К ведению ПП относится: разработка и принятие законов Я. по вопросам ведения палаты; ратификация законов и актов РФ по вопросам совместного ведения; ратификация и денонсация международных договоров и соглашений; принятие решений по текущим вопросам внутренней и внешней политики, экономического, социального и культурного развития республики; дача согласия на назначение и освобождение от должности министров и руководителей государственных комитетов, кроме лиц, на которых такое согласие дает ПР; представление в ПР на утверждение в должности председателя Контрольного комитета ГС; избрание судей улусных (городских) судов, Верховного Суда Я., Высшего Арбитражного Суда Я.; принятие и утверждение решений о приостановлении действия законов республики и РФ, постановлений, распоряжений и других актов Правительства Я., ведомств и предприятий Я., федеральных органов и ведомств, противоречащих Федеративному договору, Конституции и законам Я., ограничивающих суверенитет Я., ущемляющих права ее народа (это положение Конституции Я. находится в противоречии с Конституцией РФ); принятие решений по вопросам введения, приостановления и прекращения чрезвычайного положения на территории республики; рассмотрение отдельных нормативно-правовых актов, издаваемых Президентом и Правительством Я.; контроль над расходной частью бюджета, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней; контроль за исполнением законов Я.; толкование законов республики и др.
Из вышеизложенного следует, что каждая палата вправе принимать законы самостоятельно. Принятый палатой закон подписывается председателем платы и направляется Президенту Я. Он имеет право вето. Отклоненный Президентом закон вторично рассматривается и принимается палатой. Если Президент вторично отклоняет закон, он поступает на рассмотрение совместного заседания палат. Принятый на совместном заседании закон подписывается председателями палат, обнародуется и вступает в действие со дня опубликования.
Президент Я. является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в республике. Президентом (ст. 66 Конституции Я.) может быть избран гражданин Я. по рождению, в возрасте не моложе 40 и не старше 60 лет, непрерывно проживший в ней не менее 15 лет, свободно владеющий обоими государственными языками республики и обладающий избирательным правом. Президент избирается (ст. 67) путем всеобщих выборов сроком на 5 лет, но не более двух раз.
Президент выступает гарантом суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения Конституции и законов Я., а также принятых ею межреспубликанских и международных обязательств. Он обладает правом законодательной инициативы, правом вето; осуществляет общее руководство деятельностью Правительства Я., формирует его состав с согласия палат ГС, принимает отставку Правительства; вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Я., акты министерств и ведомств республики. приостанавливать действие актов местной администрации в случае их незаконности; обладает правом законодательной инициативы: представляет ГС проект бюджета республики; обеспечивает сохранность алмазного и валютного фондов, золотого запаса республики; вводит чрезвычайное положение на территории Я. или в отдельных ее регионах; принимает решение о дислокации на территории республики воинских формирований, контролирует их передвижение и деятельность, определяет нарушения ими договорных обязательств, определяет порядок образования территориальных воинских и иных формирований, устанавливает факт нарушения государственного суверенитета республики и докладывает ГС о принятых мерах и др. Нельзя не отметить, что некоторые положения Конституции Я. о полномочиях Президента противоречат Конституции РФ.
В Конституции Я. специально определено, что Президент не имеет права роспуска либо приостановления деятельности палат ГС и местных представительных органов государственной власти, полномочия Президента не могут быть использованы для изменения конституционного строя Я.
Президент обращается с посланиями к ГС Я. и выступает с обращениями к народу. ГС вправе потребовать от Президента Я. внеочередного доклада на совместном заседании палат.
В соответствии с Конституцией Я. одновременно с Президентом избирается и вице-президент Я.
Правительство Я. является исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Оно разрабатывает и осуществляет социально-экономическую политику, несет всю полноту ответственности за ее реализацию. Правительство, не получившее доверия ГС, уходит в отставку.
В Я. организация деятельности граждан для принятия самостоятельных решений местного значения с учетом интересов населения, его национально-этнических и иных особенностей осуществляется (ст. 84 Конституции) через систему местных органов государственной власти и органы местного самоуправления.
Правосудие в республике осуществляют Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, улусные (городские) суды Я.
Предусмотрен и Конституционный Суд - высший орган судебной власти по защите конституционного строя республики. Правда, наряду с присущими этому органу полномочиями по оценке конституционности нормативных актов, политических партий, правоприменительной практики, наличия оснований для отрешения от должности должностных лиц государственных органов власти и управления, по толкованию норм Конституции Я., КС Я. имеет и некоторые специфические (и по меньшей мере спорные) полномочия: дает заключение о конституционности не только внутрифедеральных и международных договоров Я., но и действующих на территории Я. международных договоров РФ; дает заключение о соответствии законов и иных нормативных актов РФ Федеративному договору и Конституции РФ; представляет заключение о характере нарушений государственного суверенитета Я. органами государственной власти и управления РФ; участвует в разрешении конституционно-правовых споров между Я. и РФ. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Становление института президентства в республике Саха (Якутия)

Водяницкий Владимир Андреевич
Статья посвящена становлению института президентства в Республике Саха (Якутия), так как в настоящее время практически остается неизученным этот институт в республиках в составе Российской Федерации.
Читать PDF
282.82 кб

Роль экологического фактора в платежах за загрязнение окружающей среды в республике Саха (Якутия)

Бурцева Е. И., Кычкин В. Р.
Рассматривается роль экологических факторов в платежах за загрязнение окружающей среды (ОС) в Республике Саха (Якутия), которые производятся по российским базовым нормативам и коэффициентам, учитывающим экологические факторы и уст
Читать PDF
0.00 байт

Создание территории Нунавут и республики Саха (Якутия) в качестве субъектов федерации: общие законом

Алексеев Виталий Владиславович
В процессах образования Республики Саха (Якутия) и территории Нунавут как субъектов федерации в двух наиболее крупных федеративных государствах мира России и Канаде установлены общие закономерности и различия, обусловленные рядом
Читать PDF
0.00 байт

Демографическая ситуация в республике Саха (Якутия)

Пахомов А.А.
Рассмотрены вопросы демографической ситуации в Республике Саха(Якутия).
Читать PDF
0.00 байт

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Мостахова Т. С.
Читать PDF
0.00 байт

ОСОБЕННОСТИ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Туманова Д. В.
Читать PDF
0.00 байт

ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Пахомов А. А., Мостахова Т. С.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности личности преступника-рецидивиста в Республике Саха (Якутия)

Лазарева Ю. В.
Рассматриваются личностные особенности рецидивистов в Республике Саха (Якутия). Личность преступника изучалась по следующим признакам и особенностям: социально-демографическим, общественным, моральным и психологическим.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые особенности проведения муниципальных выборов на примере Республики Саха (Якутия)

Иванова Н. И.
In democratic society there used different institutions, forms, procedures of immediate and their combinations as well.
Читать PDF
5.62 мб

Специально-криминологические меры предупреждения рецидивной преступности в Республике Саха (Якутия)

Лазарева Юлия Валерьевна
Раскрываются специально-криминологические меры предупреждения рецидивной преступности в Республике Саха (Якутия). Выделяются субъекты предупреждения, оценивается эффективность работы ОВД.
Читать PDF
0.00 байт

Реализация кадровой политики и управление государственной службой в Республике Саха (Якутия)

Мартынов Андрей Андреевич
В статье рассмотрены вопросы реализации государственной кадровой политики в Республике Саха (Якутия).
Читать PDF
0.00 байт

Состояние атмосферы республики Саха (Якутия)

Чемезов Егор Николаевич, Сосина С.А.
В статье приводятся данные о загрязнении атмосферного воздуха на территории республики Саха (Якутия).
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые вопросы безопасности жизнедеятельности в Республике Саха (Якутия)

Федорова С. Е., Чемезов Е. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Динамика состояния половой преступности в Республике Саха (Якутия) и его краткосрочное прогнозирован

Андреева Мария Александровна
Статья посвящена анализу динамики состояния половой преступности в Республике Саха (Якутия).
Читать PDF
313.47 кб

Государственная этнологическая экспертиза Республики Саха (Якутия)

Слепцов Анатолий Николаевич
В статье анализируются особенности формирования российского законодательства о коренных малочисленных народах Севера на региональном уровне.