совокупность работников, осуществляющих функции муниципального управления или способствующих их осуществлению, т. е. работники, профессионально участвующие в процессе управления местным хозяйством и относящиеся к муниципальным служащим. К.м.у. подразделяются на три группы в соответствии с участием в подготовке, принятии и реализации управленческих решений: руководители, специалисты, вспомогательнотехнический и обслуживающий персонал.
Должности муниципальной службы учреждаются для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, а также лиц, замещающих муниципальные должности (см. Должности муниципальной службы).
Конкретный состав кадров администрации муниципального образования определяется ее штатным расписанием. С учетом занимаемой должности предметом деятельности муниципального менеджера в различных соотношениях может быть выполнение собственно управленческих (руководящих), исполнительских и контрольных функций.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (см. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ).
Экономическая основа местного самоуправления — эффективное муниципальное предприятия. Большое значение имеют услуги, оказываемые населению муниципальными предприятиями (см. Муниципальные услуги). Это услуги жизнеобеспечения (обслуживание жилья, снабжение водой, энергией и другие услуги инженерных систем, внешнее благоустройство территорий), транспортные услуги, обеспечение безопасности населения, услуги социально-культурной сферы. Роль муниципальных предприятий в местном самоуправлении обоснована. Они участвуют в разработке и в реализации региональной социально-экономической политики, формировании подсистем управления социальным, экологическим, экономическим и научно-инновационным развитием, совершенствованием регионального инвестиционного климата.
Современное муниципальное предприятие представляет собой сложную экономическую систему, в которой лежит взаимодействие материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Под структурой муниципального предприятия понимается комплекс производственных и обслуживающих подразделений, а также организационных звеньев управления предприятиями, их количество, величина, взаимосвязи и соотношения между этими подразделениями по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности. Для каждого предприятия организационная структура строится индивидуально, однако основные функциональные подразделения, как правило, остаются неизменны.
В качестве основных направлений работы при разработке эффективной организационной структуры муниципального предприятия выделяют следующие: определение перечня функций и задач управленческих служб; кадровая политика; перераспределение полномочий; организация системы оперативного учета и внутреннего документооборота.
Определение перечня функций и задач управленческих служб помогает установить, какие функции управления необходимо выполнять, чтобы процесс работы подразделений мог осуществляться беспрепятственно. Кадровая политика муниципального предприятия заключается в регулировании количества управленческого и трудового персонала работающего на предприятии.
Распределение полномочий — важнейшая составная часть системы управления муниципального предприятия. Внутри предприятия руководитель должен осуществлять делегирование полномочий и децентрализацию работ и вступать в контрактные отношения с людьми, которые находятся в его подчинении.
Организация системы оперативного учета и внутреннего документооборота является логическим завершением построения эффективной организационной структуры.
Поэтому на современном этапе муниципальным предприятиям необходимо пересматривать схему управления и формирования информационных потоков, что придаст точность, своевременность и полноту принимаемым управленческим решениям.
Построение эффективной системы управления муниципальным предприятием предусматривает создание таких служб как — финансовая, маркетинговая, коммерческая, снабжение, управление кадрами (персоналом) и др.
При подборе персонала на муниципальное предприятие необходимо отметить схожесть этого процесса с процессом подбора кадров на муниципальную службу.
С. Г. Толкачев
Список литературы
Закон Российской Федерации «Муниципальная служба в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ.
Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 176 с.