Каковы полномочия Службы по урегулированию коллективных трудовых споров

Найдено 1 определение
Каковы полномочия Службы по урегулированию коллективных трудовых споров?
Полномочия Службы по урегулированию коллективных трудовых споров перечислены в ст. 407 ТК. Надо обратить внимание на то, что эта система органов не рассматривает коллективные трудовые споры, а оказывает сторонам спора содействие в организации и проведении примирительных процедур (см. также Положение о Службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утвержденное Постановлением Правительства РФ). ТК прямо указывает, на каких стадиях спора и путем проведения каких мероприятий Служба участвует в разрешении коллективного трудового спора. Уже при выдвижении требований представители работников могут обратиться в Службу. На этом этапе коллективного трудового спора еще нет и Служба лишь проверяет получение требований другой стороной (ст. 399 ТК). В случае необходимости работники Службы могут разъяснить представителям сторон порядок разрешения спора, их права и обязанности в соответствии с законодательством. После начала коллективного трудового спора и работники, и работодатели могут обратиться в Службу для уведомительной регистрации спора (ст. 401 ТК). Сама по себе уведомительная регистрация не влечет правовых последствий для сторон и не изменяет ни срока, ни порядка рассмотрения спора. Однако, пройдя эту процедуру, представители сторон получают возможность обращаться в Службу за разъяснениями, получать консультации и т.п. Служба может рекомендовать посредника для участия в примирительных процедурах (ст. 403 ТК). В создании трудового арбитража Служба принимает непосредственное участие (ст. 404 ТК). Дальнейшее разрешение коллективного трудового спора, связанное с организацией и проведением забастовки, также проходит под наблюдением указанного государственного органа. Работодатель обязан предупредить Службу о предстоящей забастовке (ст. 410 ТК). В случае приостановки забастовки Служба должна быть предупреждена о ее возобновлении не позднее чем за 3 рабочих дня (ст. 411 ТК). Законодатель определяет функции Службы, которые включают в себя не только организацию примирительных процедур, но и подготовку к ним, их финансирование, выявление причин и условий возникновения коллективных трудовых споров. Так, Служба проверяет полномочия представителей сторон в том случае, когда возникают сомнения в легитимности представительного органа работников или работодателей. Одной из важнейших функций Службы является формирование списка посредников и трудовых арбитров и осуществление их подготовки. В целях содействия разрешению коллективных трудовых споров Служба оказывает работникам и работодателям методическую помощь. Прежде всего это проявляется в проведении консультаций и подготовке разъяснений о порядке и сроках рассмотрения спора, правах и обязанностях сторон и др. Служба рекомендует кандидатуры посредников и трудовых арбитров, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров. За соответствующей помощью стороны имеют право обратиться на любом этапе коллективного трудового спора. Функции Службы по урегулированию коллективных трудовых споров не исчерпываются участием в создании и деятельности примирительных органов. Она проводит работу по изучению и обобщению причин и условий возникновения коллективных трудовых споров. На основании анализа имеющейся информации она подготавливает предложения по совершенствованию действующего законодательства о труде и изменению (корректировке) социально-экономической политики, в том числе разработке специальных программ по устранению причин возникновения коллективных трудовых споров. Для осуществления этой функции Служба анализирует статистическую отчетность, данные уведомительной регистрации и другие сведения, подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах, вносит предложения о проведении научно-исследовательских работ.

Источник: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу РФ

Реклама