КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
от греч. canon - правило, предписание) cовокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Регулировало вопросы внутрицерковной организации, семейно-брачные и некоторые имущественные отношения.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
установленное церковью и содержащееся в церковных канонах (решения церковных соборов и постановления римских пап), система нормативных предписаний, регулирующих отношения внутри церковной организации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
у христиан совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, т.е. в правилах, установленных церковью и относящихся к устройству церкви, церковных учреждений, к взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни верующих (в основном в сфере брачно-семейных отношений).

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

Каноническое право
церковные нормы («апостольские правила», извлечения из произведений «отцов церкви», постановления церковных соборов и Папы Римского), регламентировавшие устройство церкви, её взаимоотношения с государственной властью и жизнь верующих. Решения церковных соборов обычно подразделялись на параграфы (canones), что и породило название «каноническое право».

Источник: История государства и права зарубежных стран. Краткий справочник для самостоятельной работы студента. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Изд. 3-е перераб. и доп.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
правовое поле, представляющее собой совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы К.п.
регулировали вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения. Наиболее известной кодификацией К.п. является Свод канонического права 1582 г. (Corpus juris canonici).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Каноническое право
(от греч. – правило) – совокупность религиозно-правовых предписаний, регулирующих отношения внутри церковной организации, а в феодальном государстве – также между церковью и светскими лицами, семейные отношения. Первые сборники канонов появились в IV в. К.п. систематизировалось и восточной, и западной христианскими церквами. Источниками К.п. являлись: священное писание, постановления церковных соборов, нормативные акты пап (конституции, буллы, энциклики). К.п. оказало влияние на светское право.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, т. е. в правилах, установленных церковью и относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни верующих. Наибольшее развитие К. п. получило в средневековой Западной Европе. После победы буржуазных революций в Европе роль К. п. значительно снизилась, а в тех странах, в которых законодательством признано отделение церкви от государства - потеряло значение действующего права. "Кодекс канонического права 1917 г.", изданный папой Бенедиктом XV, регулирует только внутрицерковные дела.

Источник: Большой юридический словарь

Каноническое право
система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы канонического права регулируют отношения внутрицерковной организации и некоторые семейно-брачные, имущественные отношения. Наиболее известная кодификация канонического права - Свод канонического права XVI в. В качестве основного источника выступает Библия. Периодически принимаются энциклики - послания римских пап ко всем католикам или католическому духовенству по вопросам нравственности, общественно-политическим проблемам, вероучениям и праву. Новейшая энциклика была распространена папой Павлом II в 1991 г.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Каноническое право
(jus canonicum) — совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап, посвященных внутренней организации римско-католической церкви и некоторых аспектов жизни верующих (брачно-семейные, наследственные отношения, понятие морали, греха и т. п.). Первая кодификация канонического права была предпринята в XII в. болонским монахом Грацианом в трактате «Согласование разноречивых канонов» (Concordia discordartium canonum, 1141 г.), затем в правление папы Григория XIII была издана дополненная переработка «Согласования…» под названием «Свода канонического права» (Corpus juris canonici, 1582 г.), ставшего официальным источником канонического права.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
совокупность законов религиозного правопорядка (канонов), обычаев и правил, установленных главным образом на Вселенском и других соборах и определяющих преимущественно организацию церковных епархий. К.п. является лишь частью церковного права, так как не содержит многих позднейших церковных правил. Вместе с тем К.п. шире церковного права - оно не ограничивается нормами внутренней церковной организации, формулируя правоотношения частного гражданского, уголовного, судебного и процессуального права. В Византии во время Исаврийской династии был составлен на основе Свода Юстиниана законодательный сборник - Еклога 726 г., который охватывал основы К.п., семейных, наследственных и гражданских правоотношений.
В католических конфессиях К.п. включает совокупность решений церковных соборов и Постановлений римских пап. Первая кодификация К.п. была проведена в XII в. болонским монахом Грацианом в Трактате "Согласование разносторонних канонов", который получил значение источника права. В 1582 г. в правление папы Григория XIII был издан "Свод канонического права" (лат. Соrpus Juris Canonic), представляющий переработанное издание трактата Грациана. К церковной юрисдикции относились и внецерковные правоотношения, такие, как гражданские, брачно-семейные, имущественные и др.
Нормы К.п., принятые в начале XX в., определяют внутренние отношения католической церкви. Они систематизированы в Кодексах К.п., изданных папой Бенедиктом XV в 1917 г. и дополненных II Ватиканским собором об апостолате мирянам. Церковная юрисдикция в XII и XIII вв. имела очень широкую компетенцию в ряде стран. Когда впоследствии она была сужена благодаря централизации. развитию светских судов, а также Реформации, заменившая ее система восприняла в общих чертах К.п. Моральное влияние церкви и системы К.п., которую она выработала, дает себя чувствовать в различной степени во всем христианском мире.
В Великобритании и Северной Ирландии, Португалии, распределение наследственного имущества осуществляется под судебным контролем на основе К.п.
К.п. не проявляется как самостоятельное право и не претендует на регулирование всего комплекса отношений между людьми. Оно весьма фрагментарно и выступает главным образом как публичное право особого общества, образуемого церковью.

Источник: Энциклопедия юриста

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
право, содержащееся в церковных канонах, т. е. в правилах, установленных церковью и относящихся как к устройству церкви, церковных учреждений, к взаимоотношениям церкви и государства, так и к жизни верующих. К канонам относятся т. н. апостольские правила, т. е. правила, извлеченные из сочинений «отцов церкви», а также постановления церковных соборов – вселенских и поместных, а в Западной Европе, кроме того, – постановления папы.
К. п. начинает быстро развиваться после признания христианства господствующей религией в Римской империи (4 в.). Духовенство обособляется, укрепляет свою организацию и быстро приобретает огромные богатства и влияние Особенно разрослось К. п. в Западной Европе, где в 12 в. оно подверглось кодификации. Болонский монах Грациан составил сборник К. п., известный под названием Декрета Грациана (Decretum Gratiani), который позднее (в 16 в.) стал основной частью свода К. п. – Corpus iuris canonici. В 13 в. по повелению папы Григория IX была предпринята официальная кодификация К. п. (Extravagantes, 1234 г.), продолженная при папе Бонифации VIII (Sextus, 1298 г.) и при папе Клименте V (Clementinae, 1317 г.). Все эти сборники вместе составили свод Corpus iuris canonici, который в средние века противопоставлялся своду гражданского права – Corpus iuris civilis (см.).
К. п. содействовало укреплению феодального строя и усилению влияния церкви на жизнь феодального общества.
В Византии каноны дополнялись постановлениями императоров. Из канонов и императорских церковных законов, слившихся с ними, образовались сборники, именуемые номоканонами. В царской России нормы К. п. сохраняли свое значение гл. обр. в т. н. церковном праве (см.).
В Западной Европе К. п. имело очень широкое распространение, в соответствии с огромным значением католической церкви и с широчайшей юрисдикцией церковных судов. К компетенции последних относились не только все правонарушения духовных лиц, но и все действия мирян, содержащие в себе элемент «греха». Брачное и семейное право в основном регламентировалось нормами К. п.
К. п. восприняло немало положений римского права (см.), переработав его и приспособив к условиям жизни феодального общества. Оно оказало заметное влияние на гражданское и уголовное право и процесс различных европейских стран.
К. п. закрепляло привилегии духовенства, устанавливая для духовных лиц особую подсудность, особые нормы уголовного права, свободу от налогов и другие преимущества. Оно защищало права и имущественные интересы светских феодалов. В Западной Европе К. п. отражало также представления католической церкви об объеме и значении папской власти. С образованием буржуазных государств роль К. п. значительно снизилась, а в тех странах, в которых законодательством признано отделение церкви от государства (Франция), оно потеряло значение действующего права. Однако реакция неизменно стремилась к усилению значения К. п. в буржуазных странах. Попытки повысить его роль были сделаны во время господства фашистов в Италии и Австрии.

Источник: Советский юридический словарь

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
или церковное право ) — право, возникшее вместе с христианской церковью, но официальное оформление и обособление получившее по прошествии некоторого времени. В течение 6— 10 вв. была упорядочена общая богословская доктрина христианской церкви, а также общая служба, общий набор норм относительно различения серьезных грехов (убийство, нарушение клятвы, воровство) и общей ц е р к о в н о й дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествлялись с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии. В 1075—1122 произошла важная внутрицерковная реформа, в результате которой появилась особая церковная система права, названная «новым правом», а также «новым католическим правом». В нем ощутимо влияние римского права (понятия, нормы, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров) и права народного и обычного, в центре его стояли вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности. В него вошли также многие библейские примеры и метафоры, ставшие составной частью отдельных канонов. Первыми кодификациями канонического права были частные собрания канонов: сборник канонов и текстов под названием «Собрание 74 титулов» (1050) и произведения Ивона Шартрского, впервые изложившего все К.п. под названием «Собрание всех норм» (Раппоптпа). В это же время папа Григорий VII объявил о полномочиях папы «создавать новые законы в соответствии с нуждами времени». Эти законы получили название декреталии, которые воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые установления. В 1140 появился трактат монаха Грациана из Болоньи под названием «Согласование рассогласованных канонов», ставший итогом трудоемкой обработки канонического права с включением библейских текстов и папских декреталий. После этого стали различать «старое право» и «новое право», т.е. старые соборные законы и новые папские декреталии. Ибо, по Грациа- ну, право не есть мертвое тело, но живой организм, который имеет корни в прошлом, но в то же время растет в будущее. Каноническое право признавало в качестве коллегии (или корпорации) не только признаваемые властью коллегии (государственное казначейство, города, церковь), но и любую группу лиц, имевших организацию (богадельня, госпиталь, епархии, сама вселенская церковь). При этом любая корпорация могла иметь законодательную и судебную юрисдикцию, а ее члены в ряде случаев действовали от имени всей корпорации. У римлян в древности действовало другое правило — то, что относится к корпорации, не относится к ее членам. Таким образом, церковь различала три сферы прав корпорации: права корпорации как таковой, права отдельных ее членов или должностных лиц, права корпорации и отдельного лица и должности в совокупности. Церковная юрисдикция и область правового регулирования тесно соприкасались и сочетались с нравственными формулами. Ее отдельные сферы оформлялись в процессе административной, хозяйственной и дисциплинарной деятельности церковных учреждений и подразделялись на церковные финансы и собственность, благотворительные завещания и отказы имущества, право владения, пользования и распоряжения церковными землями и зданиями. Другой сводной областью регулирования была сама церковная власть (власть назначать на церковные должности, процедуры улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции и др.). Особый разряд регулирований распространялся на взаимоотношения между церковной и светской властью. Преступления также частично входили в область церковной юрисдикции (в качестве наказаний применялся фиксированный перечень покаяний, налагаемых за разные преступления, включая убийства и лжесвидетельства). Специфическую и важную область К.п. составляло регулирование брачно-семейных отношений: определение препятствий к заключению брака, определение законнорожденности детей, расторжение брачных уз. На протяжении 12—13 вв. и з юрисдикции церкви над таинствами вырастало регулирование брачно-семейных отношений, из юрисдикции над завещаниями — наследственное право, из юрисдикции над церковными бенефициями — имущественное право, из юрисдикции над клятвами — договорное право, из юрисдикции над грехами — карательное К.п. С и с т е м а т и з а ц и я к а н о н и ч е с к о го п р а в а. Со временем источниками К.п. стали, помимо Библии, произведения отцов церкви, постановления соборов и синодов, декреталии пап и епископов, а также решения церковных судов, основывавшихся на доктрине К.п. С конца 10 в. до начала 11 в. постепенно происходило уточнение профиля отдельных отраслей К.п. с разбивкой на корпоративное право, брачно-семейное, наследственное, право собственности, договорное и процессуальное. К.п. как система представляла нечто большее, чем те или иные нормы и требования — э то собрание норм и принципов, приспособленных к новым ситуациям жизни, которые обусловливались экономическим строем общества, его социальной структурой и политическими отношениями и менявшейся ролью самой церкви в этой менявшейся социальной и политической обстановке. Замысел кодификации Грациана сводился к гармонизации содержания старых канонов с интересами папского самодержавия, и в этом ему помогло мастерство виртуоза схоластической диалектики, увековеченного в самом названии кодекса — Согласование рассогласованных канонов. Следующей после Грациана кодификацией К.п. стал официальный сборник папских постановлений (декреталий) папы Григория IX (1234). Он состоял из 5 частей: церковные суды и их юрисдикция, судопроизводство, привилегии клира, семейное право, преступления. Политическое верховенство авторитета папской власти над светской властью европейских монархов приходится на 12—14 вв. Папа Иннокентий III, победитель в конфликте с английским королем Иоанном Безземельным, утверждал: «Мы (папы) призваны господствовать над всеми народами и царствами». Григорий VII, заставивший короля Генриха IV простоять перед своим замком в Каноссе (Северная Италия) три дня босым в одежде кающегося грешника, делал не менее претенциозные заявления о том, что папы могут низлагать императоров, никто им не судья, ибо не считается католиком тот, кто не согласен с Папой Римским, и что Папа Римский может освобождать от присяги неугодным владыкам. Упадок власти пап над светскими правителями начинается с 14 в. вследствие роста национализма и возвышения власти королей. В 1572 был составлен Свод канонического права (Согриз шпз с а п о т а ) , куда, помимо традиционных источников права, канонов вселенских соборов и постановлений пап, вошли нормы о строе и организации церкви. Церковное право — более точное название для этого собрания, нежели К.п. Последующие кодификации целиком относятся только к 20 в. В 1917 была произведена еще одна кодификация Свода канонического права и в 1983 еще одна. В 1990 был создан Канонический кодекс восточного права церковных общин католической ориентации. Лит.: Берман ГДж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994. В.Г. Графский

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
430.58 кб

Каноническое право

Салманова Гюль Джаруллаховна
Каноническое право или (церковное) представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих ту или иную веру.
Читать PDF
255.03 кб

Канонически-правовое обоснование Церкви

Малетыч М.М.
Проанализированы особенности канонической и юридической интерпретации понятия “Церковь”. Раскрыто основные подходы догматического понимания Церкви как мистического Тела Христа, Божественного учреждения.
Читать PDF
273.91 кб

Канонические правовые формы и методы пастирского богословия

Сливка Б.С.
Определены формы и методы пастырского богословия, которые являются составными компонентами канонического права, раскрыто их содержание. Особое внимание обращается на усвоение норм естественного права детьми-дошкольниками.
Читать PDF
130.28 кб

Духовные реколекции дошкольникам: канонически-правовые требования

Сливка Б.С.
В статье исследуется сущность духовных коллекций дошкольникам. Особое внимание уделено законам эволюции антропологических элементов ума, рассудка, понимания и чувства ребенка. Какие корректирует каноническое право.
Читать PDF
490.23 кб

Правовой режим имущества религиозного назначения: канонический аспект

Алексеева Наталья Ивановна
Анализируются признанные государством канонические источники, относящиеся к вопросам регулирования церковно-имущественного права.
Читать PDF
171.95 кб

Каноническое право и особенности заключения брака в Западной Европе в период средневековья

Казачанская Елена Александровна
Статья посвящена анализу средневековых норм римского, канонического и церковного права, определявших порядок и условия заключения брака в Западной Европе.
Читать PDF
96.16 кб

Религиозное право и личная жизнь человека в западной и восточной традициях (на примере канонического

Безносова Яна Викторовна, Кондратьева Анна Николаевна, Романовская Вера Борисовна, Федюшкина Арина Игоревна
В настоящей статье рассматриваются проблемы взаимодействия религии и права в западной и восточной правовой традиции.
Читать PDF
663.49 кб

Вселенское каноническое право первого тысячелетия и церковное право Киевской Руси хі столетия: сравн

Зинченко Е.В.
Осуществляется сравнительный анализ принятой Вселенскими и Поместными соборами христианской церкви ІV-ІХ веков нормативности и норм церковного права Киевской Руси, в частности, Устава князя Владимира и Статута князя Ярослава.

Похожие термины:

  • Каноническое (церковное) право

    совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, установленных церковью и относящихся к устройству церкви, церковных учреждений, к взаимоотношениям церкви и государства, а