КАРЕЛИЯ

Найдено 1 определение
КАРЕЛИЯ (Республика Карелия)
согласно Конституции, принятой Верховным Советом 30 мая 1978 г. (с изменениями 1984, 1989-1994 гг.), государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы в ведение федеральных органов государственной власти РФ в соответствии с Федеративным договором и закреплены Конституцией РФ. Столица К. - г. Петрозаводск.
Согласно Конституции, в К. установлена республиканская форма правления.
Законодательную власть в К. осуществляет Законодательное Собрание (ЗС) К. Оно является представительным и единственным законодательным органом. ЗС состоит из двух палат: Палаты Республики (ПР) и Палаты Представителей (ПП). ПР состоит из депутатов, избираемых сроком на 4 года, по округам, обеспечивающим следующее представительство: один депутат от 30 тыс. избирателей, но не менее одного от избирательного округа, совпадающего с территорией района, города республиканского подчинения. ПП состоит из депутатов, избираемых сроком на 4 года по многомандатным избирательным округам с нормой представительства два депутата от избирательного округа, совпадающего с территорией района, города республиканского подчинения.
Депутаты ПР работают в ЗС на постоянной основе, депутаты ПП освобождаются от основной работы (службы) на время заседаний палаты и за этот период получают вознаграждение из бюджета республики. Палаты принимают решения на совместных и раздельных заседаниях.
На совместных заседаниях принимаются: единый Регламент ЗС, присяга главы исполнительной власти, решения по вопросам, связанным с изменением положений Федеративного договора; утверждается структура исполнительной власти К.; дается согласие на назначение заместителей Председателя Правительства К.; заслушиваются ежегодные доклады главы исполнительной власти о положении в республике, выполнении республиканских программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей К., послания главы ЗС; принимаются решения о назначении выборов органов государственной власти; формируются совместные рабочие органы обеих палат и др.
К ведению ПП относятся: принятие Конституции К., внесение в нее изменений и дополнений; вопросы административно-территориального устройства К.; принятие законов К. о выборах органов государственной власти и местного самоуправления; утверждение бюджета К., принятие законов о республиканских налогах и сборах; назначение референдумов К.; формирование ЦИК К.; выражение недоверия главе исполнительной власти К. и руководителям республиканских органов государственного управления; отставка главы исполнительной власти К.
К ведению ПР относятся: принятие законов К., кроме принимаемых ПП; контроль за исполнением бюджета К.; рассмотрение вопроса о введении, продлении и отмене чрезвычайного положения в К. и на отдельных ее территориях; ратификация договоров и соглашений К. и др.
Принятые Палатой Представителей законы К., за исключением законов по вопросам налогов и сборов на территории К., подлежат обязательному рассмотрению в ПР. Таким образом, ПР по отношению к ПП в законодательном процессе выполняет функции верхней палаты, за исключением отрешения от должности главы исполнительной власти, когда, наоборот, ПП выполняет роль верхней палаты (см. ниже).
Главой исполнительной власти и высшим должностным лицом К. является избираемый всем населением сроком на 4 года и не более чем на два срока подряд Председатель правительства К. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 и не старше 65 лет, проживающий в К. не менее 7 лет до выборов либо ранее проживавший в К. не менее 10 лет после достижения совершеннолетия.
Председатель правительства обеспечивает исполнение Конституции и законов К., РФ, а также принятых К. межреспубликанских и международных обязательств. Он представляет на утверждение ЗС структуру исполнительной власти; формирует правительство; назначает руководителей республиканских органов государственного управления, причем министров финансов, безопасности, внутренних дел - с согласия большинства избранных депутатов ПР; ведет переговоры и подписывает договоры от имени Карелии; вправе участвовать в работе ЗС, обладает правом законодательной инициативы; представляет ЗС ежегодные доклады о положении в республике, обращается с посланиями к ЗС и обращениями к народу; подписывает и официально опубликовывает в течение 10 дней законы, принятые ЗС или одобренные референдумом К., обладает правом отлагательного вето на принятые законы в течение 7 дней (но по преодолении вето двумя третями голосов ЗС или его палаты обязан подписать закон в течение 7 дней, в противном случае его подпишет председатель ПР в соответствии с Конституцией К.); вносит проект бюджета К. и отчет о его исполнении на утверждение ЗС; в установленном порядке объявляет, продлевает и отменяет чрезвычайное положение и др.
Председатель Правительства К. не вправе распускать либо приостанавливать деятельность ЗС, органов местного самоуправления, но может назначить референдум по вопросу о роспуске ЗС. Если на референдуме решение о роспуске СЗ не принимается, Председатель считается отрешенным от должности и назначаются выборы нового главы исполнительной власти. За нарушение Конституции и законов К. ПП вправе вынести решение о недоверии Председателю правительства. Вопрос передается в Конституционный Суд К. и его решением Председатель может быть отрешен от должности. Наконец, ЗС вправе отрешить Председателя от должности за совершенное преступление или правонарушение. Вопрос возбуждается ПР простым большинством голосов избранных депутатов и решается ПП большинством не менее чем двумя третями голосов избранных депутатов палаты.
Согласно Конституции, в К. признается и гарантируется местное самоуправление. Оно осуществляется в пределах территориальных и административно-исполнительных единиц. Вместе с тем Конституция предусматривает осуществление на местах функций государственного управления через соответствующие территориальные структуры (представителей) республиканских органов управления.
Правосудие в К. осуществляется Конституционным Судом (КС), Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом К., городскими, районными народными судами, мировыми судьями (ст. 86 Конституции К.). Функции надзора за соблюдением законов осуществляет прокуратура.
КС - высший орган судебной власти по охране конституционного строя. КС рассматривает дела о конституционности нормативных и иных актов органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, договоров К.; споры о компетенции между государственными органами, органами местного самоуправления. По жалобам на нарушение конституционных Прав и свобод граждан КС проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. КС отрешает от должности Председателя Правительства К.и руководителей республиканских органов государственного управления. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Историко-правовые и политические аспекты национальных вопросов в республике Карелия в начале 1990-х

Голышева A. B.
На основе материалов республиканской периодической печати раскрыты вопросы национального движения в Карелии в начале 1990-х гг. в контексте сложившихся в ней политических и конституционно-правовых проблем.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие конституцинным судом Республики Карелия теории прав человека

Шевченко Е. Ю.
В статье рассматриваются решения Конституционного Суда Республики Карелия в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Выявляется вклад этого суда в конституционную теорию прав и свобод личности
Читать PDF
211.83 кб

Положение женщин и семей с детьми в Республике Карелия в современных условиях

Бойченко Л. Д.
В статье описаны различные формы и методы взаимодействия власти и общества по вопросам улучшения положения женщин и семей с детьми на примере реализации Республиканской целевой программы (РЦП) «Женщины Карелии» на 2001-2005 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Реализация принципа устойчивого управления лесами в регионе (на примере Республики Карелия)

Свидская Анита Сергеевна
Устойчивое управление лесами возможно с помощью создания действенного механизма правового регулирования рационального использования и охраны лесов.
Читать PDF
615.07 кб

Машиностроение республики Карелия

Гарифуллина Наталья Юрьевна, Митенев Владимир Васильевич
Читать PDF
134.12 кб

Карелия: рост внешнеторгового оборота составил 125%

Читать PDF
0.00 байт

Развитие системы стратегического планирования в регионах (на примере опыта республики Карелия)

Сафронов М. А.
Читать PDF
340.10 кб

Этномиграционные процессы и социокультурный портрет населения Республики Карелия

Джеглав Елена Александровна
Республика Карелия не всегда была многонациональным регионом, сложный этнический (национальный) и религиозный состав результат миграционных процессов, начавшихся в ХХ веке и продолжающихся до сих пор.
Читать PDF
0.00 байт

Региональное развитие в контексте медико-демографических процессов (на примере республики Карелия)

Молчанова Екатерина Владимировна
Цель данной статьи заключается в изучении регионального развития в контексте медико-демографических процессов (на примере Республики Карелия).
Читать PDF
0.00 байт

Демографические факторы формирования рынка труда республики Карелия

Глушанок Тамара Михайловна
Характер формирования и функционирования региональных рынков зависит от разных факторов и условий, взаимосвязанных между собой. Однако к основному, прежде всего, относится демографический фактор.
Читать PDF
0.00 байт

МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ, РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ И ФИНЛЯНДИИ

Молчанова Екатерина Владимировна
В статье представлены результаты исследования медико-демографической ситуации в России, Республике Карелия и Финляндии.
Читать PDF
0.00 байт

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ НА РУБЕЖЕ XX — XXI ВЕКОВ

Михель Егор Александрович
В статье представлена типология муниципальных образований Республики Карелия по уровню демографического благополучия на основе анализа демографических показателей за 1990-2010 гг.
Читать PDF
0.00 байт

ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)

Молчанова Екатерина Владимировна
Анализируется медико-демографическая ситуация в регионе.
Читать PDF
0.00 байт

Асимметрии рынка труда в Республике Карелия: влияние миграции и демографического кризиса

Ромашкина Юлия Валерьевна
В работе исследовано влияние миграционных и демографических процессов на рынок труда Карелии, проанализировано формирование структурных асимметрий в сфере занятости.
Читать PDF
109.48 кб

Оценка состояния окружающей среды Костомукшского района Республики Карелия на основе результатов эко

Я. Г. Пантелеева
В 1999-2002 гг. отделом ОАО «Карельский окатыш» проводился мониторинг окружающей среды. Автором для статистического анализа были использованы результаты химических анализов почв, поверхностных вод, снега.

Похожие термины: