Категория соучаствование и соподчиненные с ней понятия в ЮП

Найдено 1 определение
Категория соучаствование и соподчиненные с ней понятия (интеракция, общение, отношения) в ЮП
Понятие "соучаствование", впервые использованное в психологическом аспекте еще в трудах А.Н. Радищева и рассматриваемое им как "условие и результат сплоченности людей", в последующем стало активно использоваться в юридической науке и практике. Сегодня оно введено М.Г. Ярошевским, А.В. и В.А. Петровскими (1998) в "понятийный строй" психологии, причем в качестве категории экстрапсихологического уровня, т.е. имеющей междисциплинарный статус и позволяющее вести анализ юридико-психологических феноменов по единому кластеру "событийность" - особому психологическому измерению правопослушного или противоправного бытия людей. Так, вскрытие "событийности" на уровне "интеракций" дает возможность оценивать характер взаимосвязи людей, принявших участие в преступном деянии (например, при расследовании преступлений выявление длительности и особенностей взаимодействия участников преступной группы позволяет определять вид их соучастия - спонтанное, ситуативное или организованное). Раскрытие отношений между людьми, проявляемых в "криминогенном общении" (по А.Н. Сухову, 1991) и статусно-ролевом взаимодействии, позволяет при расследовании преступления выявлять роль каждого участника преступной группы в подготовке и совершении преступных деяний (например, через роли организатора, исполнителя, подстрекателя, пособника и др.). Категория "соучаствование", характеризуя меру доверия и сплоченности между взаимодействующими людьми, позволяет выявлять и меру их общности как группы, а поэтому вскрывать более четкую правовую ответственность при назначении уголовного наказания (например, применение к ним санкций, подпадающих под градации соотвествующих статей Уголовного кодекса РФ).
В настоящее время конструктивность использования категории "соучаствование" обоснована лишь для развития методолого-концептуальных основ пенитенциарной психологии и применения ее достижений в практике органов, исполняющих наказания (В.М. Поздняков, 2000). При этом ориентация в работе с осужденными на субъектно-соучаствующий подход позволяет обеспечить интегративную тенденцию в развитии теории и трансметодичность в исправительной психопрактике. Реализация разработанной концепции "со-участвующего исправления личности осужденного" и комплекса исправительных программ, охватывающих своим воздействием основные сферы жизнедеятельности человека в местах лишения свободы, позволяет при улучшении психологической подготовленности персонала и введении в УИС прогрессивной системы отбывания наказания обеспечить превращение осужденного из преимущественно "человека выживающего", у которого главная цель адаптироваться в местах лишения свободы, в "человека ресоциализирующегося" - осознанно изменившего ценностно-смысловые ориентации и все более становящегося субъектом просоциальной жизнедеятельности.
Категория "соучаствование" играет конструктивную роль в управления в ПОО (См. Организационно-деятельностная психологическая концепция управления), реализующем технологию "партисипативного (от лат parcipation - соучастие) менеджмента", позволяющего эффективно мобилизовывать личностный и коллективный потенциал персонала ПОО.
(В.М. Поздняков)
Литература: Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М., 1998. С. 515-524; 2. Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология. - М., 2000. С. 150-247.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии