Кавелин Константин Дмитриевич

Найдено 1 определение
Кавелин Константин Дмитриевич
(1818 – 1885 гг.) – русский правовед, историк, философ, либерал. Исследуя произведения К. Д. Кавелина, можно выделить следующие принципы, характеризующие его учение: а) принцип неравенства; б) принцип наследования; в) принцип эволюционизма; г) принцип ненасилия; д) принцип свободного развития. Полагаем, что данный перечень необходимо дополнить принципами е) антиконституционализма и ж) самодержавия. Эти постулаты К. Д. Кавелин обосновал внутренними свойствами человека, его способностями и уровнем психического развития, так как «если идеал вообще возможен, если он нужен человеку, то искать его можно только в собственном психическом строе или складе». К. Д. Кавелин обличал недостатки реформ императора Александра II. И указывал на чрезмерную бюрократизацию государственного механизма, где чиновничество «под благовидным предлогом преданности государю и охранения его престола, искусственно поддерживает разрыв между ним и позорно угнетенною страною». Чтобы преодолеть кризисные явления в политическом строе нашего государства, он предложил собственный вариант усовершенствования формы правления Российской империи. «Сама история заставляет нас создать новый небывалый, своеобразный политический строй, - пишет К. Д. Кавелин, - для которого не подыщется другого названия, как самодержавная республика». Такая форма правления представляет собой систему взаимодействия трех сенатов (законодательного, административного и судебного) с государем. Законодательный сенат необходимо формировать на паритетной основе: по одной трети его членов следует выбирать от земств, от государственных служащих и от предшествующего состава ранее избранных представителей. К этому органу должна переходить власть по координации деятельности других государственных институтов в случае смерти царя либо его отсутствии в пределах отечества. Административный сенат должен состоять из Государственного совета, Комитета министров и Первого департамента Правительствующего сената. По мысли К. Д. Кавелина, «законодательная и судебная власть должны быть освобождены из-под... рабской зависимости от администрации и получить вполне самостоятельное значение». Поэтому компетенции Законодательного, Административного и Судебного сенатов должны быть четко разграничены, так как «один из них практикует законы, другой ведает судами, третий управляет внутренними делами государства - все под верховной санкцией императора». Первая половина состава Судебного сената будет формироваться Административным сенатом, а вторая - ранее избранными членами этого учреждения. Обязательные условия для кандидата в сенаторы - наличие юридического образования и стажа работы по правоведческой специальности.
Ротация служащих Судебного сената должна осуществляться каждые пять лет. Председателей всех сенатов утверждает Император, выбирая из двухтрех кандидатур, предоставленных этими учреждениями самостоятельно. Более того, сенаторы должны быть «несменяемы до окончания срока, на какой они назначены или избраны и подлежат ответственности перед судом только за свои действия, а не за мнения и их выражение». Каждый сенат обязан представлять ежегодные отчеты царю о проделанной работе. Император имеет право соединять все государственные учреждения в единый орган для решения важнейших вопросов общественной жизни. «Административный сенат, как государственное учреждение в стране, управляемое неограниченною монархической властью, имеет только совещательную, а не решительную власть». Позже, восприняв идеи о созыве Земского собора, популярные во второй половине XIX века, К. Д. Кавелин заменяет Законодательный сенат этим органом. «Такой нравственный строй, а не конституционные порядки в европейском смысле, освобождают нас от произвола администрации, от многого множества ненужных учреждений, должностей и инстанций... », что установило бы в России «законные порядки, неприкосновенность прав, правильный ход управления и судебные гарантии». Самодержавная республика, как форма правления, должна была стать гарантией крепости монархического строя, так как «народ, не сумевший создать у себя прочного внутреннего порядка неминуемо сделается добычей других народов», что чрезвычайно актуально для современной России, обессиленной, раздробленной, внутренне неустроенной, ведущей войну на Кавказе и неконтролирующей в полной объеме собственной территории. Государственное устройство Российской Империи К. Д. Кавелину представлялось в форме свободной федерации общин, аналогичный проект предлагал ярый противник самодержавия М. А. Бакунин. Для осуществления такого кардинального преобразования политической жизни необходимо укрепить авторитет власти. «Чтобы пресечь зло, - писал К. Д. Кавелин, - надо возвратить обществу веру в правительство, в его мудрость, его добросовестность, умелость, в прочность и непоколебимость суда и закона; тогда появится и бодрость духа, без которой борьба со злом невозможна; тогда выйдут на свет Божий и начнут действовать люди добра и чести, которые теперь попрятались по норам, не имея сил вести неравную борьбу с анархией, хаосом, ложью и неправдой, вооруженные могуществом правительственной власти».

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.