Клиентелизм
Клиентелизм
Clientelism) характеризует форму социальной организации вуза, при которой определенные студенты имеют определенные привилегии и наделены определенными преимуществами по отношению к остальным студентам. Данные привилегии получены ими от преподавателей и администрации вуза в обмен на взятки или по правы родственных или дружеских отношений. В случае распространения практики клиентелизма, преподаватели и администрация выступают в роли покровителей, а избранные студенты - в роли их протеже. Некоторые студенты могут стать постоянными клиентами администрации вуза. Например, студенты могут решать свои проблемы с экзаменационными сессиями не через соответствующих преподавателей, а через деканат. Клиентелизм не ограничивается отношениями между студентами и преподавателями и администрацией. Клиентелизм существует и между вузами и регулирующими и контролирующими государственными органами, включая министерство образования. В таком случае вузы, имеющие клиентские отношения с государственными органами, претендуют на определенные преференции в плане получения аккредитации, финансирования, выделения исследовательских грантов и т.д.
Источник: Терминологический словарь. Коррупция в высшем образовании