КОДИФИКАЦИЯ
Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Словарь по римскому праву
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
См. также Кодекс Республики Беларусь.
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
Источник: Юридическая энциклопедия
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Первыми актами К. в Советском государстве были Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, изданный в РСФСР 22 октября 1918 г., а также Кодекс законов о труде, изданный в декабре 1918 г. В результате широко проведенной в 1922–23 гг. К. советского законодательства был издан союзными республиками ряд кодексов по важнейшим отраслям советского права. В наст, время в соответствии со ст. 14 Конституции СССР ведется работа по созданию ряда общесоюзных кодексов.
Источник: Советский юридический словарь
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Кодификация – форма систематизации, осуществляемая путѐм объединения правовых актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.
Целью кодификации выступает качественная, коренная переработки правового материала и создание нового внутренне согласованного правового акта кодифицированного характера, который принимается наделенным правотворческой компетенцией государственным органом или негосударственной организацией.
Признаками кодификации являются:
- осуществляется только специальными органами;
- итогом выступает новый правовой акт – кодекс;
- объединение правовых актов одинаковой юридической силы;
- кодифицированный акт является основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
В ходе создания нового, систематизирующего правового акта перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части удаляются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Кодификация всегда носит официальный характер.
Видами кодификации выступают:
1) всеобщая – переработка значительной части законодательства, создание кодифицированных актов по всем основным отраслям законодательства;
2) отраслевая – переработка норм определенной сферы законодательства;
3) специальная – переработка норм какого-либо правового института. Кодификация по своей природе относится к правотворчеству и, исходя из результатов такой деятельности, примыкает к систематизации, правила ее проведения в большей мере относятся к правотворческой технике. Юридико-технический инструментарий оформления и содержания кодекса включает следующие этапы в строгой логической последовательности: 1) решение о необходимости проведения кодификации, оформление соответствующего поручения; 2) создание соответствующей комиссии, члены которой являются специалистами в той сфере общественных отношений, которая подлежит кодификации; 3) составление плана работы: этапы, сроки, расходы, порядок выполнения, исполнители; 4) сбор научного и практического материала, связанного с кодификацией; 5) сбор и учет нормативных правовых актов, которые составляют объект кодификации; 6) проведение анализа собранных для переработки нормативных актов, с целью решения вопроса однородности регулируемых ими правовых отношений, и создание правовой базы будущего кодекса; 7) разработка структуры кодекса: формирование подхода к распределению правового материала по частям, главам, разделам, статьям; 8) составление текста проекта кодекса, формулирование его норм путем систематизации, как имеющихся нормативных предписаний, так и создание новых; 9) обсуждение текста проекта нового акта среди общественности и специалистов; 10) проведение профессиональной экспертизы различной направленности, для всестороннего совершенствования проекта закона; 11) утверждение комиссией по кодификации и последующая процедура издания, урегулированная законодательством.
В кодификационной деятельности обязательно должны применяться разнообразные средства юридической техники, которые в зависимости от комбинации с иными инструментами позволяют создать систематизированный акт.
Наиболее распространенной «продукцией» кодификации являются:
1) основы законодательства –кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и ее субъектов;
2) кодексы – систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений;
3) уставы – кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления;
4) положения – кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции;
5) правила – кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности.
Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.
История К. восходит ко времени падения Римской империи (V В.), когда стали предприниматься попытки систематизировать огромный правовой материал, накопленный римлянами за несколько столетий. Главным итогом этих усилий стал Свод Юстиниана, подготовленный в Византии в VI в.
Крупные кодификационные работы проводились в Европе в период позднего средневековья и начала Нового времени. Однако характер этих К. резко отличался от современного. Во-первых, создатели кодифицированных актов стремились охватить в них все национальное право, а не его отдельную отрасль; во-вторых кодексы XII-XVIII вв. отличала казуистичность, крайне слабая систематизация материала, отсутствие общей части. Первой из таких кодификаций стали Семь Партид (исп. Siete Partidas) - всеобъемлющая кодификация, составленная в Кастилии (Испания) в 1256-1263 гг. и заложившая основы национального права Испании. В середине XVII в. была осуществлена кодификация русского права под названием Соборное уложение 1649 г. Примерно в тот же период были составлены Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 г. (в 1687г. его действие было распространено на Норвегию под названием "Норвежское право"), и Свод законов Шведского государства 1734 г., которые формально действуют и поныне.
В Европе переход к современной К., начался на рубеже XVIII-XIX вв. К это-му периоду относится осуществление трех крупнейших гражданских кодексов: Общее земское право прусских провинций (1794), сокращенно – Ландрехт; Австрийское гражданское уложение (1811) и Французский гражданский кодекс (1804) (см. Кодекс Наполеона). Почти на 100 лет позже вышло Германское гражданское уложение (1896). Во главе движения за К. стоял Бентам, посвятивший значительную часть своих трудов этой идее. Он исходил из той мысли, что законы должны преследовать наибольшее благо наибольшего количества людей; по своему содержанию они должны быть универсальны; по форме - общедоступны и ясны. Все эти качества достигаются путем издания их в виде писаного кодекса. Свои мысли Бентам попытался осуществить на практике. Он написал обширный универсальный кодекс права, предназначенный для всех народов.
Полностью отвергли идею К. в Англии, где возражения против К. вытекали из самой природы общего права. Значительная часть права, особенно права гражданского, здесь развивалась вне всякого воздействия со стороны законодателя, путем создания судьями прецедентов. Кодифицировать это право недопустимо уже потому, что тогда ему придется придать жесткую форму, которая лишит общее право его главной ценности - свободной приспособляемости к конкретным обстоятельствам дела. Кроме того, застывшее кодифицированное право не может предусмотреть изменений в общественных отношениях, что потребует его постоянной переделки.
В то же время в других странах, правовая система которых в большей или меньшей степени основана на общем праве, К. проводилась, хотя и менее последовательно. чем в странах континентальной правовой системы. В США с середины XIX в. К. активно развивалась на уровне штатов, где были приняты собственные гражданские и уголовные кодексы. Среди них видное место занимают гражданские кодексы Калифорнии (1872). Луизианы (1875), Нью-Йорка, Небраски (1909) и др. уголовные кодексы Нью-Йорка (1881, 1967), Висконсина (1956), Иллинойса (1961), Миннесоты (1963) и др. Методы американской кодификации весьма близки к инкорпорации, и в кодексах обычно отсутствует так называемая общая часть. С начала XX в. на уровне федерации принимаются так называемые "модельные кодексы".
В дореволюционной России К. проводилась, однако к 1917 г. была далека от завершения. Несмотря на значительные усилия русских ученых-цивилистов, так и не удалось принять Гражданское уложение. В советском государстве кодификационные работы начались сразу после окончания гражданской войны и охватили все основные отрасли права. К. происходила (после образования СССР) в основном на уровне союзных республик. На уровне Союза принимались Основные начала по отдельным отраслям права.
В послевоенный период, и особенно в конце 50-х - начале 60-х гг., проходит вторая масштабная К. советского законодательства. В результате были приняты союзные Основы законодательства и Гражданский, Гражданско-процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы в союзных республиках. Всего в 1958-1977 гг. было принято 15 Основ законодательства. С меньшей интенсивностью К. продолжалась и в 70-80-е гг., когда были приняты Кодекс законов о труде РСФСР (1971). Жилищный кодекс РСФСР (1983), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (1984).
Смена социально-экономической и политической систем, образование нового Российского государства обусловили последнюю по времени К. отечественного права. В 1993 г. принят Таможенный кодекс РФ. В 1994 г. была принята и вступила в силу с 1 января 1995 г. первая часть Гражданского кодекса РФ, в 1995 г. принята и с 1 марта 1996 г. действует вторая часть Кодекса, посвященная отдельным обязательствам. Приняты также новые семейный (1995). Водный (1995), Уголовный (1996). Уголовно-исполнительный (1997), Воздушный (1997), Лесной (1997), Градостроительный (1998) кодексы, Кодекс торгового мореплавания (1999).
Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 90-е гг. приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Татарстан, Карелия), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Мурманская области) кодексы.
Источник: Энциклопедия юриста