Коллегиальная республика

Найдено 1 определение
Коллегиальная республика
характеризуется тем, что в ней главой государства является не единоличное должностное лицо, а коллективный орган, принимающий решения большинством голосов своих членов или единогласно; назначающий председателя правительства вступающего в должность после одобрения парламента. Так, Конституция Франции 1795 г. основными принципами государственного строя провозглашала: представительное правление и разделение властей. Устанавливались двухстепенные выборы в высшие органы государственной власти. Вначале избиратели (только мужчины, родившиеся и живущие во Франции, достигшие возраста 21 года, уплачивающие прямой налог и прожившие в одном месте не менее года) избирали выборщиков. Выборщиками могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста и пользовавшиеся правами гражданина, а также обладающие имуществом, стоимость которого была бы не ниже заработной платы рабочего за 200 дней. Выборщики избирали членов Законодательного корпуса и высших судебных органов. Избранными могли быть лица, отвечающие еще более высоким цензам. Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус, состоящий из двух палат: верхней - Совета старейшин и нижней - Совета пятисот. Нижняя палата составляла законопроекты, которые затем утверждались или отклонялись Советом старейшин. Исполнительная власть вручалась Директории в составе пяти членов, назначаемых Советом старейшин из кандидатов, выдвинутых Советом пятисот. Директории принадлежало право назначения министров, командующих армиями и других высших должностных лиц. Ежегодно один из членов Директории должен был переизбираться. Современным примером коллегиальной республики является Босния и Герцеговина, провозгласившая свою независимость в 1992 г. от Югославии. Мусульмане (боснийцы) организовали этнические чистки в сербских анклавах. Боснийские сербы при военной поддержке Союзной Республики Югославии образовали Сербскую республику. Разразилась гражданская война на религиозно-национальной почве. В конфликт вмешались силы НАТО, поддержавшие мусульман и примкнувшим к ним хорватам католикам.
В конце 1995 г. на основе заключённого при посредничестве США в Дейтоне (штат Огайо) мирного соглашения между Боснией и Герцеговиной, Сербией и Хорватией в регионе была достигнута хрупкая стабильность. По даны 1996 г. население Боснии и Герцеговины составляло около 4,5 млн. человек, большинство из которых боснийцы (славяне принявшие ислам) – 39,5%; сербы 32% и хорваты – 18,4%. 14 декабря 1995 г. была принята Конституция Боснии и Герцеговины, закрепившая республиканскую форму правления (ст. I). Законодательная власть Боснии и Герцеговины осуществляется Парламентской ассамблеей, состоящей из двух пала: Палаты народов и Палаты представителей (ст. IV). Палата народов состоит из 15 депутатов, 2/3 которых избирается представительным (законодательным органом) от Федерации Боснийцев и Хорватов (5 - боснийцев и 5 - хорватов) и 1/3 от Национальной ассамблеи Республики Сербской (5 - сербов). Девять членов Палаты народов составляют кворум при условии присутствия по меньшей мере трёх сербских и трёх хорватских и трёх боснийских депутатов. Палата Представителей состоит из 42 членов, две трети которых избираются от Федерации Боснийцев и Хорватов, а одна треть от Республики Сербской. Роль главы государства исполняет коллегиальный орган – Президиум Боснии и Герцеговины в количестве 3-х человек: одного боснийца, одного хорвата и одного серба, каждый из которых избирается сроком на четыре года непосредственно от территории Федерации Боснийцев и Хорватов (хорват и босниец) и Республики сербской (серб). Члены президиума определяют своего председателя. Президиум должен стремиться принимать свои решения консенсусом (единогласно). Если все усилия по достижению согласия не имеют успеха, то они могут быть приняты большинством, т. е. двумя членами Президиума (ч. 2 ст. V).
Не согласный с решением член Президиума может объявить такое решение Президиума наносящим ущерб жизненным интересам Образования, от территории которого он избран, при условии, что он сделает это в течение трёх дней с момента принятия этого решения. Такое решение незамедлительно передаётся в Национальную ассамблею Республики Сербской, если это заявление делается членом от этой территории; боснийским депутатам палаты народов Федерации, если это заявление сделано хорватским членом. Если это заявление подтверждается 2/3 голосов этих лиц в течение 10 дней с момента передачи, то оспариваемое решение президиума в силу не вступает. Каждый член президиума в силу занимаемой должности имеет полномочия на гражданское командование вооружёнными силами. Президиум назначает Председателя Совета министров, который вступает в должность после утверждения его палатой представителей. Председатель совета министров назначает соответствующих министров. Причём, от территории Федерации Боснийцев и Хорватов могут назначаться не более 2/3 всех министров, а заместители министров не должны принадлежать к тому же народу что и министры. В Боснии и Герцеговине имеется Конституционный суд состоящий из 9 членов. Четыре члена выбираются палатой представителей Федерации Боснийцев и Хорватов и Федерации Боснийцев и Хорватов; два члена – ассамблеей Республики Сербской. Остальные три члена выбираются Председателем Европейского суда по правам человека после проведения консультаций с Президиумом. Таким образом, выше перечисленные конституционные нормы, свидетельствует об ограниченном суверенитете Боснии и Герцеговине и искусственности этого государства спаянного штыками НАТО.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.