см. Договор коммерческой концессии.
КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ
КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ
Источник: Энциклопедия юриста
КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ
договор, по которому одна сторона (правообладатель) предоставляет за вознаграждение другой стороне (пользователю) право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в т.ч. право на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и др. Наряду с комплексом исключительных прав К.к. предусматривает использование в том или ином объеме деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя, как правило, с указанием территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных самим пользователем, выполнению работ, оказанию услуг). К.к. — новый для России вид гражданско-правового договора, опосредующий специфические экономические отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на промышленную собственность и интеллектуальную собственность. Глава 54 ГК РФ, посвященная К.к., в действительности формулирует основные положения коммерческого договора, который во многих странах мира известен как франчайзинг, или договор франшизы. По предмету и содержанию договорных отношений франчайзинг существенно шире К.к., как правило, предусматривающей предоставление пользователю лишь каких-либо средств индивидуализации правообладателя (фирменное наименование, торговую марку и т.п.). Что касается франчайзинга, особенно в самых современных его модификациях, то согласно этому договору пользователю обычно предоставляются не только средства индивидуализации, но и оказание со стороны правообладателя широкого спектра мер содействия, вплоть до строительства для пользователя торгового или иного производственного предприятия «под ключ», повседневной помощи в обучении персонала, организации производственного процесса, оборудовании операционных помещений, маркетинга, ведения учета и отчетности и т.п. помощи. Поэтому более точным было бы наименование гл. 54 ГК РФ «Договор франчайзинга (франшизы)». Пользователь не является и агентом правообладателя (что отличает франчайзинг от разного рода агентских договоров). Пользователь — самостоятельный предприниматель, ведущий свой бизнес от собственного имени и на свой риск. В своих отношениях с третьими лицами он независим от предпринимателя — правообладателя, хотя и связан с ним некоторыми обязательствами (действовать в рамках согласованной территории, способствовать распространению и укреплению престижа торговой марки и фирменного наименования правообладателя, не разглашать полученной от него конфиденциальной коммерческой информации и ноу-хау, и др.). Экономический смысл договора франчайзинга состоит в том, что предприниматель-правообладатель получает возможность, не вкладывая дополнительных средств, продвигать на рынке свои товары (услуги, работы) через посредство и усилия предпринимателя- пользователя исключительных прав на «фирму». В выигрыше остается и пользователь, которому не надо рисковать на рынке в острой борьбе с конкурентами, потому что он надежно защищен известной авторитетной «фирмой» правообладателя, пользуется его повседневной помощью и поддержкой. Франчайзинг—одна из наиболее перспективных и динамично развивающихся форм предпринимательской деятельности в мире. СЛ. Сосна
Источник: Юридическая энциклопедия