КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА
Источник: Словарь-справочник уголовного права
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Интеллектуальная собственность от А до Я справочник КубГАУ Краснодар
Источник: Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Источник: Словарь по уголовному праву.
Источник: Глоссарий корпоративного права. Юстицинформ 2019. 240 с.
Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия
Источник: Большой юридический словарь
Положением о коммерческой тайне, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.1992 N 670 "Об утверждении Положения о коммерческой тайне", предусмотрено, что коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.
В силу предписаний п. 3 ст. 1010 ГК коммерческую тайну не могут составлять сведения о юридических лицах, правах на имущество и сделках с ним, подлежащие государственной регистрации, сведения, подлежащие представлению в качестве государственной статистической отчетности, и др.
См. также Служебная и коммерческая тайна.
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
Таким образом, можно выделить три признака относимости информации к коммерческой тайне:
1) информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
2) отсутствует свободный доступ к информации;
3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Первый признак означает, что к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, которые заведомо не могут обладать коммерческой ценностью. Например, не может быть коммерческой тайной информация о планировке офиса фирмы и т.п.
Информация теряет свой статус коммерческой тайны в случае, если она становится общедоступной, т.е. отсутствует второй признак коммерческой тайны. Речь идет о случаях, когда сам владелец информации опубликовал ее в СМИ и тем самым сделал ее известной широкому кругу лиц.
Информация не будет признана коммерческой тайной также в тех случаях, когда ее владелец, хотя и не разгласил информацию сам, но не принял мер по ее охране от доступа других лиц, т.е. доступ к ней был открыт для каждого (см.: Строганова И.В. Правовой режим конфиденциальной информации (гражданско-правовой аспект). Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 7).
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом действующего законодательства.
Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений: содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.
За нарушение законодательства о коммерческой тайне предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
Н. И. Пикуров
Список литературы
Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ (с изм.)
Забегайло Л. А., Назарова И. А. Актуальные вопросы охраны коммерческой тайны в отношениях с органами государства // Современное право. — 2011. — № 7. — С. 68–71.
Забегайло Л. А., Назарова И. А. Актуальные вопросы охраны коммерческой тайны работодателя // Юрист. — 2011. — № 10. — С. 3–8.
Киракосян С. А., Максимич А. В. О коммерческой тайне и ее защите // Юрист. — 2011. — № 20. — С. 24–26.
Крылов Д. Н., Лашко Н. Н. О некоторых вопросах правового обеспечения защиты коммерческой тайны //Финансовые и бухгалтерские консультации. — 2004. — № 8.
Кузнецова Т. А. Ответственность работника в случае разглашения им коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны// Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2005. — № 11.
Потапов Н. А. Соотношение ноу-хау с коммерческой тайной // Юрист. — 2010. — № 6. — С. 40–43.
Пронин К. В. Защита коммерческой тайны (инструкция по выживанию). — М.: ГроссМедиа, 2006.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
- информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
- отсутствует свободный доступ к информации;
- обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Первый признак означает, что к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, которые заведомо не могут обладать коммерческой ценностью. Например, не может быть коммерческой тайной информация о планировке офиса фирмы и т.п. Информация теряет свой статус коммерческой тайны в случае, если она становится общедоступной, то есть отсутствует второй признак коммерческой тайны. Речь идет о случаях, когда сам владелец информации опубликовал ее в СМИ и тем самым сделал ее известной широкому кругу лиц. По мнению И. В. Строгоновой, информация не будет признана коммерческой тайной также в тех случаях, когда ее владелец, хотя и не разгласил информацию сам, но не принял мер по ее охране от доступа других лиц, то есть доступ к ней был открыт для каждого. Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
- содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Субъектами режима коммерческой тайны являются: обладатели коммерческой тайны — сама организация и сотрудники, работающие в ней; правопреемники — лица, которым информация, составляющая коммерческую тайну, стала известна в силу служебного положения, в силу исполнения профессиональных обязанностей, в силу договора, на ином законном основании. Субъектами коммерческой тайны являются: а) обладатели коммерческой тайны — сама организация и сотрудники, работающие в ней; б) правопреемники — лица, которым информация, составляющая коммерческую тайну, стала известна в силу служебного положения, исполнения профессиональных обязанностей, в силу договора, на ином законном основании. Следует отметить, что ноу-хау – это разновидность информации, охраняемой в режиме коммерческой тайны, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть переданы другому лицу и использованы на законном основании только по усмотрению лица, обладающего такой информацией на законном основании, и которые не обеспечены патентной защитой.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Важнейшим правовым актом, регулирующим отношения по поводу К.т., является ГК РФ, в частности, в ст. 139 установлено, что информация является К.т. при наличии трех условий: а) информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность - в силу неизвестности ее третьим лицам; б) к ней нет свободного доступа на законном основании; в) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Сведения, которые не могут составлять К.т., определяются постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" и включают: учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности и ряд других.
Гражданско-правой способ защиты К.т. состоит в том, что лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет К.т., обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших К.т. вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. В соответствии с гражданским законодательством также возмещаются убытки, причиненные разглашением К.т. сотрудниками государственных органов (налоговых, антимонопольных и др.), которым она стала известна в силу их служебных полномочий. Не подлежит гражданской или иной ответственности постороннее лицо, самостоятельно и добросовестно получившее информацию, являющуюся К.т.
Уголовно-правовая охрана К.т. установлена ст. 183УК. предусматривающей два состава преступления: а) собирание сведений, составляющих банковскую или К.т.. путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений; б) незаконное разглашение или использование сведений, составляющих банковскую или К.т., без согласия их владельца, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившее крупный ущерб.
Административная ответственность за нарушение прав на К.т. предусмотрена для сотрудников государственных органов, имеющих к ней доступ по службе. Например, согласно Закону РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" должностные лица федерального антимонопольного органа несут административную ответственность за разглашение сведений, составляющих К.т. коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 МРОТ, если эти деяния не влекут иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Получение, использование и разглашение информации, составляющей К.т., без согласия ее владельца признается одной из форм недобросовестной конкуренции, а антимонопольные органы наделены широкими полномочиями по предупреждению и пресечению подобной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов. Нарушение К.т. клиента рассматривается законодательством в качестве одного из оснований для аннулирования лицензии на занятие соответствующим видом предпринимательской деятельности (если он подлежит лицензированию).
В зарубежном законодательстве нет общепринятого определения К.т. В США согласно Единому закону о коммерческих секретах 1979 г. под К.т. понимается "информация, включающая формулы, образцы, компиляции, программы, методологию, технику или технологию, которая: а) представляет независимую экономическую ценность вследствие своей уникальности и за счет невозможности ее получения законными путями другими лицами, которые могут получить экономический эквивалент от ее использования или раскрытия; б) является объектом действий, которые обоснованы при обстоятельствах, требующих сохранения ее секретности". В Германии, понятие К.т. в нормативно-правовом смысле содержится в ФЗ о недобросовестной конкуренции. В соответствии с ним к К.т. относятся: коммерческие замыслы, коммерческие цели фирмы, предмет и результаты заседаний органов управления фирм, размеры и условия банковских кредитов, балансы и бухгалтерские книги, негласные компаньоны товариществ, картотеки клиентов. В Финляндии под К.т. понимают подлежащие сохранению в тайне сведения о технологии производства, схемы и чертежи отдельных узлов и готовых изделий, круг клиентов, уровень цен и размер скидок с прейскурантных цен, бюджет фирмы и другие данные, которые, попав в руки конкурента или третьих лиц, могут причинить ущерб деятельности фирмы или способствовать успеху конкурента.
Источник: Энциклопедия юриста