процесс обмена информацией, контактная линия связи.
КОММУНИКАЦИЯ
КОММУНИКАЦИЯ
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
КОММУНИКАЦИЯ
— смысловой аспект социального взаимодействия.
Источник: Юридическая психология словарь терминов
КОММУНИКАЦИЯ
согласно ГОСТ 7.0–99 СИБИД «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», – управляемая передача информации между двумя или более лицами и(или) системами.
Источник: Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Коммуникация
особенности структуры деловых и межличностных связей между людьми; обмен информацией в межличностном общении. Включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности.
Источник: Криминология основные термины и определения. 2017 г.
Коммуникация
коммуникации (от лат. communico ― делаю общим, связываю, общаюсь) [4]. В современном понимании это: во-первых, средства сообщения (транспортные коммуникации) и связи; во-вторых, процесс обмена информацией (связь, передача сообщений, информационные контакты); в-третьих, смысловой аспект социального взаимодействия. Английское слово communication(s) означает как связь, так и общение, показательно, однако, что в англоязычных Wiki ресурсах эти понятия зачастую объединяются.[15] Известны три типа взаимодействия в человеческом обществе: а) материальный, б) энергетический, в) информационный. Информационный обмен заключается в процессе передачи информации между социальным субъектом, называемым коммуникатором, и социальным объектом – коммуникантом (или группами этих социальных объектов). Основой информационного обмена в социальных системах является информационная деятельность ― деятельность субъектов коммуникации по производству, использованию и передаче информации. Социальный субъект понимается как активно действующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа, а социальным объектом может быть как отдельный человек, так и группа людей. Люди не связываются между собой непосредственно, образуют связи через общие объекты. При этом социальные сервисы позволяют людям создавать социальные объекты и добавлять к этим объектам собственные ценности. В процессе информационной деятельности возникают информационные отношения ― общественные отношения, складывающиеся в процессе сбора, обработки, хранения, передачи, получения и распространения информации. Информационные отношения регулируются нормами информационного права. Для практического осуществления коммуникации используется наличествующий канал связи ― физическая среда передачи информации. Такой канал включает в себя средства или пути, с помощью которых и по которым в коммуникативном процессе (процессе общения) передается информация между коммуникатором и реципиентом (аудиторией).
Если информация передается с использованием технических средств, то речь идет о такой разновидности канала связи, как канал передачи данных ― физическая среда, по которой передается информация из одного технического устройства в другое. Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей, в частности, существуют возможности взаимного влияния партнеров друг на друга и вероятность возникновения коммуникативных барьеров (в этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением). Каналы средств массовой информации и массовой коммуникации являются сегодня одновременно средством интерактивной коммуникации между властью, политической и экономической элитой и остальным обществом, а также односторонним инструментом информационно-психологического воздействия их владельцев на потребителей информации. Зачастую это воздействие осуществляется помимо воли адресата, например, когда информирование выступает в роли некоего фона в местах, где человек в то или иное время вынужден находиться. Что бы по этим каналам не распространялось, человек не может повлиять на источник информационно-психологического воздействия и, таким образом, вынужден воспринимать информацию, в которую могут быть вплетены психологические манипуляции.[16] В организационно-правовом аспекте информационный обмен в социальной системе представляет собой передачу информации ее обладателем пользователю. Для того, чтобы избежать возможных негативных последствий от деструктивных действий в процессе информационного обмена, осуществляется правовое регулирование информационных процессов в обществе.[17]
Если информация передается с использованием технических средств, то речь идет о такой разновидности канала связи, как канал передачи данных ― физическая среда, по которой передается информация из одного технического устройства в другое. Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей, в частности, существуют возможности взаимного влияния партнеров друг на друга и вероятность возникновения коммуникативных барьеров (в этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением). Каналы средств массовой информации и массовой коммуникации являются сегодня одновременно средством интерактивной коммуникации между властью, политической и экономической элитой и остальным обществом, а также односторонним инструментом информационно-психологического воздействия их владельцев на потребителей информации. Зачастую это воздействие осуществляется помимо воли адресата, например, когда информирование выступает в роли некоего фона в местах, где человек в то или иное время вынужден находиться. Что бы по этим каналам не распространялось, человек не может повлиять на источник информационно-психологического воздействия и, таким образом, вынужден воспринимать информацию, в которую могут быть вплетены психологические манипуляции.[16] В организационно-правовом аспекте информационный обмен в социальной системе представляет собой передачу информации ее обладателем пользователю. Для того, чтобы избежать возможных негативных последствий от деструктивных действий в процессе информационного обмена, осуществляется правовое регулирование информационных процессов в обществе.[17]
Коммуникация
от лат. communicatio - сообщение, передача). Термин «К» появился в научной литературе в начале ХХ в. Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули считал, что под К понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений, - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени и др. Сегодня К обозначает общение, передачу информации от человека к человеку, связь, сообщение, известие, взаимодействие, обмен информацией в обществе, ее создание и распространение, а также средство связи. Изучение социальной К опирается на различные направления, научные школы, теории, которые условно объединили в три группы К, сформированные на социальной, языковой и собственно коммуникативной основе. Социальная К вбирает в себя все три толкования понятия К. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств с целью их применения для реализации социальных функций К. Второе толкование применительно к социальной К связано с проблемами межличностной К, а третье - с проблемами воздействия массовой К на развитие общественных отношений. Отношения коммуникатора и реципиента обычно отражают разные модели социальных отношений людей. Полный коммуникативный цикл включает докоммуникативную фазу, собственно К и посткоммуникативную фазу. В первой фазе определяются цели, потребности в обмене информацией и способы их реализации. В коммуникативной фазе формируется, передается и принимается сообщение. Согласно линейной модели К американского социолога Г.Д.Лассуэлла, в этой фазе решается последовательность вопросов: «кто сообщает, что сообщает, по какому каналу, кому и с каким эффектом?». Созданию теории коммуникативных актов предшествовала идея множественности функций языка и его взаимодействия с жизнью, основанная австрийским философом и логиком Людвигом Витгенштейном. Речевая К, ориентированная на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников, называется дискурсом. Дискурс как логически целостная, опосредованная, социально обусловленная единица К дает возможность представителям этого направления рассматривать «неречевые языки» (напр., язык рекламы, мимики и жестов) во взаимосвязи с языком человеческого общения как основного способа К между людьми. Это создает основу для формирования целостной теории социальной К, включающей рассмотрение как вербальных, так и невербальных коммуникативных средств. Задача интегрирования имеющихся теоретических положений и результатов экспериментов может быть успешно выполнена только на основе единой теории, в рамках которой получает свое обоснование взаимодействие трех базовых составляющих социальной К: социальной структуры, коммуникативных систем и способов К. Теория К призвана дать целостное представление о закономерностях и существенных связях в различных ее типах и видах. Методологическое обоснование теории включает в себя раскрытие структуры, принципов построения знания, форм и способов познания, методов и средств деятельности. В эмпирических исследованиях особое место занимает выбор методов анализа фактологического материала. В современных исследованиях К наибольшую актуальность имеют проблемы межличностных, межгрупповых и массовых К в государственных, общественных и корпоративных структурах. Большой интерес представляет изучение офисных, уличных, протестных, конфликтных К, последние из которых впервые разрабатываются профессором Ф.И. Шарковым применительно к деятельности профсоюзных комитетов федерального, регионального и местного уровней.
Источник: Профсоюзный словарь-справочник