сложное организационно-юридическое понятие, включающее в себя четыре обязательных элемента:
цели и задачи – область должного, предмет деятельности органа (управление отраслью, сферой, осуществление контрольно-надзорной деятельности и т. д.);
функции – содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, т. е. то, чем конкретно он должен заниматься;
права и обязанности (полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления;
организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т. д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование). Компетенцию органа исполнительной власти реализует не только руководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям) и объединяется в них.
КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.
Компетенция органа исполнительной власти
основа положения (статуса) органов исполнительной власти. Она определяет круг и границы полномочий органов в рамках установленных Конституцией РФ предметов ведения. В законодательных актах об органах исполнительной власти упоминаются их задачи, функции, права, обязанности, полномочия, предметы ведения, формы и методы деятельности. Компетенция означает пределы, возможный в правовых отношениях объем реализации исполнительной власти, функциональные особенности применяемых средств. Компетенция органа исполнительной власти (как и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента:
- цели и задачи деятельности органа;
- обеспечивающие решение этих задач функции управления;
- полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций;
- организационные и правовые формы и методы деятельности. Компетенция может быть общей и специальной: отраслевой, межотраслевой и смешанной. В механизме установления компетенции большую роль играют установление функций и, соответственно, разграничение предмета труда органов исполнительной власти, устранение дублирования, избыточных полномочий, несовместимых полномочий. Современная структура федеральных органов исполнительной власти проходит стадию реформы функциональной основы. Функции – это направлениядеятельности, элемент компетенции, необходимый для установления конкретных полномочий и ограничения (отграничения) деятельности государственного органа. Выделяют общие и специальные, централизованные и децентрализованные функции. Наиболее четко определены функции федеральных органов исполнительной власти. На федеральном уровне общие функции разделяются на четыре основные группы: 1) функции по принятию нормативных правовых актов; 2) функции по контролю и надзору; 3) функции по управлению государственным имуществом; 4) функции по оказанию государственных услуг. Компетенция государственного органа исполнительной власти устанавливается в положении об органе исполнительной власти. На федеральном уровне положения принимаются в виде постановлений Правительства РФ, а в случае руководства некоторыми органами непосредственно Президентом РФ его указами. Положение является актом, устанавливающим исчерпывающий перечень всех функций и полномочий государственного органа.
- цели и задачи деятельности органа;
- обеспечивающие решение этих задач функции управления;
- полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций;
- организационные и правовые формы и методы деятельности. Компетенция может быть общей и специальной: отраслевой, межотраслевой и смешанной. В механизме установления компетенции большую роль играют установление функций и, соответственно, разграничение предмета труда органов исполнительной власти, устранение дублирования, избыточных полномочий, несовместимых полномочий. Современная структура федеральных органов исполнительной власти проходит стадию реформы функциональной основы. Функции – это направлениядеятельности, элемент компетенции, необходимый для установления конкретных полномочий и ограничения (отграничения) деятельности государственного органа. Выделяют общие и специальные, централизованные и децентрализованные функции. Наиболее четко определены функции федеральных органов исполнительной власти. На федеральном уровне общие функции разделяются на четыре основные группы: 1) функции по принятию нормативных правовых актов; 2) функции по контролю и надзору; 3) функции по управлению государственным имуществом; 4) функции по оказанию государственных услуг. Компетенция государственного органа исполнительной власти устанавливается в положении об органе исполнительной власти. На федеральном уровне положения принимаются в виде постановлений Правительства РФ, а в случае руководства некоторыми органами непосредственно Президентом РФ его указами. Положение является актом, устанавливающим исчерпывающий перечень всех функций и полномочий государственного органа.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.