КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
предметы их ведения и полномочия, обусловленные вопросами местного значения и закрепленные уставами муниципальных образований. Выделяются несколько групп полномочий органов местного самоуправления. В области бюджета и финансов эти органы формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды, определяют их статус и целевое назначение; учреждают фонды для кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач, в том числе фонды социальной защиты, дотационные фонды и др.
В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на подведомственной им территории местного самоуправления, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности; утверждают перечень объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия органа местного самоуправления; устанавливают в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций; определяют условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и др.
В области земельных отношений и охраны окружающей природной среды органы местного самоуправления изымают (в том числе путем выкупа) земельные участки для муниципальных нужд, устанавливают с учетом требований законодательства РФ правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, обеспечивают реализацию местных программ использования и охраны земель, а также осуществляют распоряжение земельными участками на подведомственной им территории, определяют правила пользования природными ресурсами; выносят решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм и др. (ст. 11 Земельного кодекса РФ).
В области строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи органы местного самоуправления утверждают правила застройки населенных пунктов на подведомственной им территории; устанавливают в соответствии с действующим законодательством порядок продажи и передачи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду; выдают разрешение на строительство всех объектов производственного назначения; приостанавливают строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки; руководят транспортными организациями и предприятиями, находящимися в муниципальной собственности; контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и аэропортах; организуют работу предприятий связи; обеспечивают развитие радио и телевидения; организуют эксплуатацию коммунального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности; распределяют в установленном порядке муниципальный жилищный фонд; ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда; решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.
В области социально-культурного обслуживания населения органы местного самоуправления осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями и др.
В области социальной защиты населения органы местного самоуправления обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства о выплате пенсий и пособий; выплачивают также из собственных или привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; организуют учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; распоряжаются средствами фонда социальной защиты населения; принимают меры, направленные на улучшение жилищных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому. За счет местных бюджетов органы местного самоуправления вправе: устанавливать льготы по оплате жилой площади, медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению, коммунальных услуг и по проезду на общественном транспорте; скидки со стоимости инвалидных средств передвижения, топлива, одежды, обуви и других вещей, необходимых инвалидам, престарелым и иным гражданам, нуждающимся в социальной поддержке; предоставлять установленные законом льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей. Они также принимают меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан, назначают опекунов и попечителей, контролируют выполнение ими своих обязанностей.
В области охраны общественного порядка, прав и свобод граждан органы местного самоуправления обеспечивают на подведомственной им территории соблюдение законов, актов вышестоящих органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан, осуществляют контроль за исполнением их решений предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В пределах своей компетенции налагают административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения; принимают меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий; регистрируют общественные объединения населения, органы территориального общественного самоуправления, действующие на их территории, средства массовой информации, рассчитанные на население, проживающее на подведомственной им территории; руководят местными органами внутренних дел; создают за счет собственных и привлеченных средств дополнительные подразделения милиции; наблюдают за работой исправительно-трудовых учреждений, расположенных на подведомственной им территории; содействуют органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе; обеспечивают выполнение законодательства о всеобщей воинской обязанности; руководят гражданской обороной; вносят представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий, решают и другие вопросы местного значения. В случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотии, пожаров, массовых нарушений общественного порядка органы местного самоуправления осуществляют предусмотренные законом меры, связанные со спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав, с сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций, организуют проведение противопожарных мероприятий.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 4-5) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Компетенция органов местного самоуправления
это предметы их ведения и полномочия, обусловленные вопросами местного значения и закрепленные уставами муниципальных образований (см. Полномочия местного самоуправления).
Конституция Российской Федерации подробно оговаривает компетенцию государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя п. 1 ст. 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что «… органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения». Таким образом, можно предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.
Четко выраженный в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быть отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется, это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ содержит перечень вопросов местного значения, которые вправе решать органы местного самоуправления.
Согласно ст. 17 к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся:
1)принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
2)установление официальных символов муниципального образования;
3)создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
4)установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5)регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро— и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро— и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;
6)организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
7)принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации;
8)учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
9)осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, де-путатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных
учреждений;
10)иными полномочиями в соответствии с настоящим федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных п. 8, 9, 15 и 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131, и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных п. 8–11, 20 и 25 ч. 1 ст. 16 того же Федерального закона.
К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.
Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Согласно п. 3. ст. 79 Федерального закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 4–5) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
С. Г. Толкачев
Список литературы Конституция Российской Федерации от
12.12.1993 г.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1.
Закон г. Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 06.11.2002 г. № 56.
Бялкина Т. М. Компетенция местного самоуправления: проблемы правового регулирования // Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации: материалы V науч. — практ. конф. Омск, 15–16 ноября 2006 г. — Омск: Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского, 2006.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
128.93 кб

Проблемы компетенции органов местного самоуправления

Бялкина Татьяна Михайловна
Читать PDF
189.98 кб

Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования

Матюшева Т. Н.
Читать PDF
630.59 кб

Компетенция органов местного самоуправления в зарубежных странах

Штатина М. А.
Местное самоуправление является неотъемлемым элементом современной демократии. Однако его место в политической системе не столь бесспорно, сколь очевидна необходимость самого существования этою института.
Читать PDF
1.11 мб

Компетенция органов местного самоуправления: дискуссионные вопросы

Благов Юрий Владиславович
Анализируются спорные вопросы компетенции местного самоуправления: вопросы местного значения муниципальных образований; отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления; права органов местного сам
Читать PDF
115.46 кб

Проблемы реализации компетенции органов местного самоуправления в сфере труда

Курсова Оксана Александровна
В статье рассматриваются проблемные аспекты реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере регулирования труда и управления трудом.
Читать PDF
194.56 кб

Правовая компетенция органов местного самоуправления по размещению наружной рекламы

Ястребова Е. Ю.
Читать PDF
300.69 кб

Компетенция органов местного самоуправления в сфере обеспечения населения транспортными услугами

Герейханов Исмаил Абулгасанович
Проблема транспортного обслуживания населения всегда является актуальной, учитывая, что населенные пункты, и прежде всего города, непрерывно развиваются, расширяются, появляется все больше и больше автотранспорта, и в первую очере
Читать PDF
156.95 кб

Компетенция органов местного самоуправления по отчуждению муниципального имущества в форме аукциона

Аверин Олег Иванович
Автор рассматривает ряд вопросов, связанных с отчуждением муниципального имущества путем проведения аукционов и конкурсов, при этом выделяя соответствующие полномочия органов местного самоуправления, включенные в ГК РФ, другие зак
Читать PDF
408.27 кб

О совершенствовании компетенции органов местного самоуправления в области защиты населения и террито

Устинов Андрей Анатольевич
В статье автор обосновывает целесообразность сокращения объема компетенции органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в связи с их объективн
Читать PDF
287.44 кб

Компетенция исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления как субъектов государстве

Айвазян Спартак Сергеевич
В статье исследуются понятие и виды компетенции исполнительнораспорядительных органов местного самоуправления, предлагается авторское видение данных проблем, рассматриваются пути совершенствования нормативноправового регулирования
Читать PDF
163.68 кб

Компетенция органов местного самоуправления в сфере обеспечения населения транспортными услугами (му

Гериханов Исмаил Абдулгасанович
В статье автор уточняет нормативно-правовую базу, определяющую компетенцию органов местного самоуправления по организации обеспечения населения в сфере транспортных услуг.
Читать PDF
517.06 кб

Определение внутренней структуры компетенций органов местного самоуправления с применением системног

Константинович Дмитрий Александрович
Предметом исследования в данной статье является определенное действующим законодательством о местном самоуправлении соотношение предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, предназначенных для решения вопросов м
Читать PDF
243.94 кб

Правовая легализация компетенции органов местного самоуправления Украины в сфере трансграничного сот

Циклаури Елена Бежановна
Статья раскрывает состояние современного отечественного правового и организационного обеспечения трансграничного сотрудничества по конституционно-правовой регламентации статуса территориальных общин и органов местного самоуправлен
Читать PDF
137.23 кб

Компетенция органов местного самоуправления и местного управления в государствах-участниках Содружес

Чихладзе Л.Т.
В статье рассматривается структура компетенции органов местного самоуправления. Раскрываются отдельные структурные элементы компетенции.
Читать PDF
76.12 кб

Компетенции органов местного самоуправления: вопросы систематизации и кодификации норм действующего

Эфрикян Рубен Альбертович
В статье автор проводит анализ действующего законодательства в области кодификации и систематизации компетенций органов местного самоуправления в конкретных отраслях деятельности (образование, медицина, культура, почтовая связь).