Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования

Найдено 1 определение
Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования
Понятие «комплексное социальноэкономическое развитие муниципального образования» в законодательстве Российской Федерации не предусмотрено. В нормах Федерального закона № 131 комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования также прямо не отнесено к вопросам местного значения муниципальных образований. В то же время, исходя из системного толкования всех в совокупности вопросов местного значения, можно сделать вывод о том, что указанное развитие муниципалитета относится к компетенции органов местного самоуправления.
В целях обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований необходимо:
— осуществление стратегического и долгосрочного планирования;
— решение проблем финансового и материального обеспечения муниципальных образований;
— повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления;
— создание благоприятного инвестиционного климата на соответствующих территориях.
Эффективное решение вопросов местного значения невозможно обеспечить без установления четких стратегических задач и приоритетов осуществления в каждом муниципальном образовании социально-экономической политики, а также определения системных и взаимоувязанных механизмов их реализации. Попытки органов местного самоуправления решать каждый из вопросов местного значения по отдельности и без применения системных подходов всегда приводит к возникновению дисбалансов в развитии различных сфер деятельности и отраслей экономики соответствующих муниципалитетов, что негативно влияет на уровень и качества жизни населения. Поэтому устойчивое и комплексное социальноэкономическое развитие территорий можно обеспечить только при условии утверждения и реализации органами местного самоуправления в каждом муниципальном образовании соответствующих муниципальных планов и программ. Согласно указанным планам и программам, органы местного самоуправления должны обеспечить комплексное развитие основных отраслей экономики и социальной сферы муниципальных образований, формировать и исполнять местные бюджеты, а также применять программно-целевые методы бюджетного планирования и осуществлять свою социальноэкономическую политику.
Стратегическое планирование развития территории невозможно осуществлять без оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (см. Оценка эффективности деятельности муниципальных образований).
Несмотря на утверждение в подавляющем большинстве муниципалитетов планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, их практическая реализация органами местного самоуправления носит в ряде случаев формальный и непоследовательный характер. Эффективному решению данных вопросов препятствует: слабая экономическая база большинства муниципалитетов; отсутствие механизмов стимулирования органов местного самоуправления к применению программных методов в сфере муниципального управления и бюджетного планирования; недостаточность существующей правовой и методологической основы.
В федеральном законодательстве применяются понятия «планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования», «программы развития муниципального образования», «долгосрочные целевые программы», «ведомственные целевые программы». Однако их четкая структура, содержание, соотношение и взаимосвязь в законодательстве не определены.
Процесс комплексного социально-экономического развития муниципальных образований включает не только механизмы разработки и реализации соответствующих муниципальных программ, но и этапы оценки потенциала и ресурсов развития территорий муниципальных образований, стратегическое прогнозирование их развития, системное управление муниципальными целевыми программами, а также механизмы и меры, обеспечивающие их реализацию.
Законодательное регулирование вопросов реализации комплексного социально-экономического планирования муниципальных образований при отсутствии установленных общих правовых и методологических принципов решения вопросов представляется неполным и неэффективным. Кроме того, в современных условиях ещё не сформировалось единообразных подходов по применению органами местного самоуправления на практике программно-целевых методов управления и бюджетного планирования в муниципальных образованиях.
Порядок и условия формирования и реализации программных методов управления и бюджетного планирования в муниципальных образованиях требуют более четкого и детального законодательного регулирования. В целях устранения проблем в правовом регулировании указанных вопросов следует внести изменения в Федеральный закон № 131 и Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающие:
— содержание понятий «комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований», «планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования», «программы развития муниципальных образований», «муниципальные долгосрочные целевые программы», «ведомственные целевые программы»;
— правовые основы порядка принятия и реализации указанных программ, их цели и содержание, а также компетенцию представительных органов муниципальных образований и местных администраций по утверждению и реализации вышеперечисленных программ;
— механизмы, за счет которых будет обеспечивается взаимосвязь указанных программ с бюджетным процессом в муниципальных образованиях, а также программой социально-экономического развития Российской Федерации, программами социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, федеральными и региональными целевыми программами.
В нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации следует установить критерии, позволяющие разграничить муниципальные целевые программы на долгосрочные краткосрочные и среднесрочные, а также рамочные сроки их действия.
В. В. Волков
Список литературы Конституция Российской Федерации от
12.12.1993 г.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Территориальное управление экономикой: словарь-справочник. — 4-е изд., дополн. и перераб. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2006.
Глазырин М. В. Муниципальная самоорганизация. Основное звено территориального хозяйствования и самоуправления. — М.: Наука, 2003.
Лапин В. А., Любовный В. Я. Реформа местного самоуправления и административнотерриториальное устройство России. — М.:
Дело, 2005.
Райберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., исправ. — М.: ИНФРА-М, 1998.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия