КОНДОМИНИУМ
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Глоссарий корпоративного права. Юстицинформ 2019. 240 с.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Жилищная энциклопедия
Закон Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-I, ст.1; Федеральный закон
от 21.04.97 N 68-ФЗ, ст.1
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Источник: Большой юридический словарь
К. следует отличать от коимпериума - совместного осуществления власти двумя или более государствами над территорией, которая может принадлежать третьему государству.
Источник: Словарь международного права.
К. устанавливался в целях устранения неразрешимых иным путем противоречий и соперничества между двумя или несколькими государствами, претендующими на одну и ту же территорию. Так, К. в Морене на прусско-бельгийской границе возник вследствие того, что Пруссия и Бельгия (последняя в качестве преемника Голландии) не могли договориться между собой о границе в этом районе на основании акта Венского конгресса 1815 г. и договора 26 июня 1816 г. Этот К. просуществовал до Версальского мирного договора, т. е. более 100 лет.
В истории международных отношений кзиестно еще несколько случаев К. в Европе (К. Франции и Испании над несколькими пограничными островами на реке Бидасса, К. Австрии и Пруссии над Шлезвиг-Гольштейном и Лауэнбургом по Венскому договору 30 октября 1864 г. и др.), а также в других частях света (К. Англии и Франции над островами Новые Гебриды и др.). Форму К. носило и соглашение Великобритании и Египта 10 января 1899 г. о Судане.
Источник: Советский юридический словарь
Границы земельных участков, входящих в состав кондоминиума, определяются в соответствии с правилами ст. 10, 11 указанного Федерального закона, постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1223 «Об утверждении Положения о порядке определения размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах», иными нормативными правовыми актами.
Размеры земельных участков для вновь строящихся объектов в кондоминиуме определяются в соответствии с требованиями градостроительных нормативов исходя из условий обеспечения минимальных противопожарных и санитарных разрывов между зданиями в застройке поселений, доступа ко всем частям имущества.
В существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно.
Сверхнормативная территория (земельный участок или земельные участки) в случае ее расположения в границах жилой группы или двора кондоминиума может быть приобретена в собственность или получена в аренду в качестве самостоятельной единицы кондоминиума наравне с помещениями домовладельцами или товариществом. Передача в собственность бесплатнонормативной части земельных участков и продажа или передача в аренду сверхнормативной части земельных участков осуществляются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством. В случае отказа домовладельцев или товарищества от приобретения в собственность или получения в аренду сверхнормативных территорий они остаются в государственной или муниципальной собственности и используются в соответствии с действующим законодательством. Органы, уполномоченные устанавливать границы и размеры земельных участков в кондоминиумах, обязаны в срок не позднее двух месяцев после обращения домовладельцев установить границы и размеры земельного участка в кондоминиуме.
Для реализации целей обеспечения сохранности недвижимого имущества в кондоминиуме, безопасности и комфортности проживания или пребывания в нем граждан обслуживание и эксплуатация недвижимости в кондоминиуме должны осуществляться физическими или юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление ремонтноэксплуатационной или строительной деятельности, если эта деятельность подлежит лицензированию. Кондоминиум как единый комплекс недвижимого имущества, а также права на недвижимое имущество в кондоминиуме и сделки с ним подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Источник: Толковый словарь градостроительного законодательства.
Источник: Юридическая энциклопедия
Формирование кондоминиумов является одним из направлений реформы жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации. Оно тесно связано с организацией товариществ собственников жилья (ТСЖ см. термин ТСЖ).
Формирование земельно-имущественных комплексов, т. е. кондоминиумов на примере Москвы состоит из шести стадий прохождения документов.
1. Подготовительная — инвентаризация, подбор документов, анализ.
На этой стадии осуществляется разработка документов, т. е. утверждение перечней домов, в которых имеются технико-экономические и социальные предпосылки для формирования на их базе кондоминиумов, проведение инвентаризации жилого фонда и существующих ТСЖ.
В приоритетном порядке в перечень включаются дома, в которых домовладельцы зарегистрировали ТСЖ или начали процесс его создания, а также дома ЖСК и ЖК по заявкам инициативных групп жителей.
Распоряжением префекта утверждается перечень домов, в которых будут формироваться кондоминиумы.
Данный перечень является основанием для оформления заявок на проведение работ по определению земельных участков, постановке кондоминиума на технический учет, его регистрации и оплаты работ за счет бюджета.
2.Получение исходно-разрешительной документации из бюро технической инвентаризации (БТИ).
Согласно утвержденному перечню домов в БТИ направляется заявка для изготовления исходно-разрешительной документации. Оплата за работу БТИ производится из средств района.
3.Подготовка заключений по земельным отношениям (Главное архитектурно-планировочное управление (ГлавАПУ), территориальное управление регулирования землепользования (ТОРЗ).
Для подготовки заключения по земельным отношениям в ГлавАПУ представляются следующие документы: письмо-заявка от района; выписка из технического паспорта БТИ на здание (строение) по форме 1а; план земельного участка БТИ в масштабе 1: 500; поэтажные планы с экспликациями для встроенно-пристроенных нежилых помещений с указанием их функционального назначения (при наличии таких помещений); план благоустройства (при наличии); ситуационный план в масштабе 1: 2000 (для зданий ввода после 1993 г. застройки) или исполнительная съемка Мосгоргеотреста объекта и прилегающей территории (для зданий ввода после 1999 г.) в масштабе 1: 2000 (1: 500).
После подачи заявки в ГлавАПУ руководитель района заключает с ним договор на подготовку заключений по земельным отношениям с указанием сроков выполнения работ. ГлавАПУ представляет разработанные заключения по земельным участкам в ТОРЗ для их отражения в государственном земельном кадастре.
Параллельно районная администрация готовит общее описание кондоминиумов на рассмотрение МВК округа, направляет запрос в Департамент имущества о представлении информации по нежилым помещениям, заявку в БТИ на проведение работ по замерам чердачных помещений.
ГлавАПУ выдает документы с заключением ТОРЗ: заключение по земельным отношениям; акты выполненных работ; счет.
Оплата работы ГлавАПУ производится за счет бюджетных средств города.
4.Представление документов на МВК для утверждения общих описаний кондоминиумов руководителем администрации округа и издание его соответствующего распоряжения.
Общее описание кондоминиума составляется администрацией района совместно с управляющей организацией (ДЕЗ, ТСЖ, ЖСК, ЖК, представителями инициативных групп и т. д.) на основании: технического паспорта на здание, поэтажных планов и экспликаций БТИ, сведений из базы данных Департамента имущества об имеющихся в кондоминиуме объектах нежилого фонда, их использовании и правах собственности, а также заключений по земельным отношениям.
Администрация района представляет в МВК подготовленный пакет документов: общее описание кондоминиума; заключение по земельным отношениям ГлавАПУ и ТОРЗ; поэтажные планы и экспликации БТИ; технический паспорт БТИ; копию плана земельного участка БТИ; справку БТИ о состоянии здания по форме № 5.
На основании положительного решения МВК по каждому конкретному кондоминиуму выпускается распоряжение руководителя округа.
5.Постановка созданного кондоминиума на учет в БТИ.
Созданный кондоминиум ставится на учет в БТИ. При этом в БТИ представляется пакет документов, включающий в себя: заявку за подписью руководителя администрации района; заверенную копию распоряжения руководителя округа об утверждении общего описания кондоминиума; копию заключения ГлавАПУ по земельным отношениям.
Одновременно руководство района заказывает в БТИ поэтажные планы на здание, необходимые для последующей регистрации кондоминиума.
БТИ выдает следующие документы: договор; технический паспорт на домовладение; технический паспорт на здание; экспликацию; поэтажный план на здание; акты о выполненных работах; счет.
6.Внесение информации о кондоминиуме в единый государственный реестр в Москомрегистрации (ЕГРП).
Кондоминиум регистрируется в ЕГРП при представлении следующих документов: заявления лица, уполномоченного решением общего собрания домовладельцев либо общего собрания членов ТСЖ; платежного документа, подтверждающего внесение платы (3 МРОТ); документа, удостоверяющего личность физического лица; учредительных документов ТСЖ; доверенности; выписки из протокола общего собрания домовладельцев или членов ТСЖ об организации и (или) регистрации кондоминиума; распорядительного акта органа исполнительной власти о предоставлении земельного участка; плана земельного участка; правоустанавливающего документа на земельный участок; правоустанавливающего документа на приобретаемый в общую собственность объект; паспорта домовладения, содержащего границы и описание общего имущества в кондоминиуме; протокола общего собрания домовладельцев.
После регистрации кондоминиума в ЕГРП начинается его функционирование.
Примечание: В ЖК РФ термин «кондоминиум» заменен на термин «общее имущество многоквартирного дома».
В. И. Голованов
Список литературы Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ.
Постановление Правительства Москвы «О комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья» от 29.08.2000 г. № 690.
Методические указания для работы специалистов по формированию кондоминиумов и организации товариществ собственников жилья в Центральном административном округе. — М.: Префектура ЦАО, 2002.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия