Конфуцианство
Конфуцианство
этико-политическое учение, разработанное в Китае VI в. до н.э. Конфуцием. Объявляло власть правителя (императора) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости. Со II в. до н.э. и до начала XX в. К. являлось официальной государственной идеологией. На основе учения Конфуция в уголовном праве Китая сложилась классификация тяжких преступлений на 10 зол, ставшая традиционной в период феодализма. К первым трем относились заговор, мятеж, бунт, измена, затем – «неподчинение и «непокорство», «несправедливость» и «неправедность», «великое непочтение» и «великое пренебрежение». Завершало перечень преступлений зло кровосмесительных половых связей.
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013
Конфуцианство
собственно «жу цзя» (буквально – школа ученых книжников), древнекитайская философская школа, затем самое влиятельное из трёх главных философско-религиозных течений (сань цзяо, буквально – три религии: конфуцианство, даосизм и буддизм); основано Конфуцием (кит. Кун-цзы, учитель Кун). Исходной для конфуцианства можно считать концепцию «неба» и «небесного веления» (приказа, т. е. судьбы). «Небо» - это часть природы, высшая духовная сила, определяющая сущность человека. Люди наделены небом определенными этическими качествами, моральными законами (дао), в соответствии с которыми они должны поступать. Природу человека можно усовершенствовать путем обучения. Цель совершенствования – достижение уровня «благородного мужа» (цзюньцзы), соблюдающего нормы ли – этикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. Центральное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь (человеколюбия) – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве, в соответствии с принципом «Чего не желаешь себе, того не делай другим». На базе этих этических теорий Конфуций развивал свои политические концепции, выступая за строгое, чёткое иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья (знаменитое изречение: «Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын - сыном»). После смерти Конфуция конфуцианство распалось на восемь школ, важное значение из которых имеют лишь две: идеалистическая школа Мэнцзы и материалистическая Сюнь-цзы. Роль Мэн-цзы по отношению к Конфуцию многие исследователи сравнивают с ролью Платона по отношению к Сократу. С его именем связана защита конфуцианства от его противников – Мо-цзы, Ян Чжу и др., дальнейшее развитие и систематизация его идей. Важнейшим нововведением Мэн-цзы, ставшим основой всей его философии, был тезис о том, что природа человека изначально добра. Отсюда вытекало врожденное знание добра и способность творить его, возникновение зла в человеке в результате не следования своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от вредного внешнего влияния; необходимость полного раскрытия исконной природы человека, в т. ч. путём образования, позволяющему познать небо и служить ему. Небо интерпретируется Мэн-цзы, как и Конфуцием, двояко, но прежде всего как высшая направляющая сила, определяющая посредством воздействия на народ и правителя (сын неба) судьбы людей и государства. Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи), согласно Мэн-цзы, также врожденны человеку, причем жэнь и и нередко выступают совместно: жэнь как принцип, объединяющий людей, а и – их разграничивающий. Жэнь и и являются основой развитой Мэн-цзы концепции «гуманного управления» (жэнь чжень) государством, в которой главную роль отводилась народу («Народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место»). В учении Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса о соотношении идеального (синь – сердце, душа, разум или чжи - воля) и материального (ци) начал в природе человека, причём первенствующую роль он отводил воле (чжи). Сюнь-цзы внес в конфуцианство идеи других философских школ, в частности даосизма (в области онтологии) и легизма (в теории управлении государством), вследствие чего некоторые исследователи даже отрицают его традиционную принадлежность к конфуцианству. Сюнь-цзы исходил из концепции ци – первоматерии, или материальной силы, обладающей двумя формами: инь и ян; мир существует и развивается в согласии с естественными познаваемыми закономерностями; небо – активный естественный элемент мира, оно не управляет человеком, а наоборот, может быть подчинено им и использовано в интересах людей.
От человека как части природы зависят счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и смута. Человек же по природе зол (здесь Сюнь-цзы выступает с критикой Мэн-цзы), он рождается завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы; необходимо воздействовать на него с помощью воспитания (ли - этикета) и закона (Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать ритуал, выполнять долг, и тогда у него появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через долгое учение, длящееся всю жизнь. В рамках концепции «чжен мин» - «исправление имен» Сюнь-цзы придавал большое значение точности названия вещей и явлений. Главными звеньями управлениями страной Сюнь-цзы считал справедливые приказы и любовь к народу, почитание ритуала и уважение к учёным, почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей, а мерилом правления справедливость и мир. Идеи Сюньцзы оказали значительное влияние на философов периода Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), но затем вплоть до XIX в. доминировало учение Мэн-цзы. Конфуцианство заняло господствующее положение при императоре Уди (140 – 87 до н. э.), когда Дун Чжиншу предложил ликвидировать другие учения и сделать единым объектом почитания Конфуция. Дун Чжуншу соединил конфуцианство с учением о космических силах инь и ян и пяти первоэлементах (у-син).
Природу человека он определял как врождённую, полученную от неба. В ней содержится как человечность (жэнь), так и алчность, отражающие действия в небе сил инь и Ян. Чувства (источники зла) – также часть природы человека; посредством воспитания она становится доброй и завершённой. Воспитывать людей должен правитель, выполняя этим волю неба (здесь Дун Чжуншу фактически противостоит Мэн-цзы и сближается с Сюнь-цзы). Такая трактовка отношений между правителем и подданными, развитая далее в концепцию «трёх связей»: правитель – подданный, отец – сын, муж – жена, где первые компоненты соответствуют доминирующей силе ян и являются образцом для вторых, соответствующих подчиненной силе инь, позволила использовать её для оправдания авторитарной власти императора. Это способствовало принятию конфуцианства в качестве официальной доктрины. В последующие века конфуцианство находилось в сложных условиях соперничества, борьбы и сосуществования с буддизмом и даосизмом, но, тем не менее до образования КНР в 1949 г. оставалось господствующей идеологией.
От человека как части природы зависят счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и смута. Человек же по природе зол (здесь Сюнь-цзы выступает с критикой Мэн-цзы), он рождается завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы; необходимо воздействовать на него с помощью воспитания (ли - этикета) и закона (Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать ритуал, выполнять долг, и тогда у него появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через долгое учение, длящееся всю жизнь. В рамках концепции «чжен мин» - «исправление имен» Сюнь-цзы придавал большое значение точности названия вещей и явлений. Главными звеньями управлениями страной Сюнь-цзы считал справедливые приказы и любовь к народу, почитание ритуала и уважение к учёным, почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей, а мерилом правления справедливость и мир. Идеи Сюньцзы оказали значительное влияние на философов периода Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), но затем вплоть до XIX в. доминировало учение Мэн-цзы. Конфуцианство заняло господствующее положение при императоре Уди (140 – 87 до н. э.), когда Дун Чжиншу предложил ликвидировать другие учения и сделать единым объектом почитания Конфуция. Дун Чжуншу соединил конфуцианство с учением о космических силах инь и ян и пяти первоэлементах (у-син).
Природу человека он определял как врождённую, полученную от неба. В ней содержится как человечность (жэнь), так и алчность, отражающие действия в небе сил инь и Ян. Чувства (источники зла) – также часть природы человека; посредством воспитания она становится доброй и завершённой. Воспитывать людей должен правитель, выполняя этим волю неба (здесь Дун Чжуншу фактически противостоит Мэн-цзы и сближается с Сюнь-цзы). Такая трактовка отношений между правителем и подданными, развитая далее в концепцию «трёх связей»: правитель – подданный, отец – сын, муж – жена, где первые компоненты соответствуют доминирующей силе ян и являются образцом для вторых, соответствующих подчиненной силе инь, позволила использовать её для оправдания авторитарной власти императора. Это способствовало принятию конфуцианства в качестве официальной доктрины. В последующие века конфуцианство находилось в сложных условиях соперничества, борьбы и сосуществования с буддизмом и даосизмом, но, тем не менее до образования КНР в 1949 г. оставалось господствующей идеологией.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.