КОНОСАМЕНТ
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
См. также Ценные бумаги.
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
Источник: Глоссарий корпоративного права. Юстицинформ 2019. 240 с.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Гражданское и торговое право зарубежных стран. Вопросы, ответы и словарь терминов
Если не указано, что К. составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя". Обычно К. составляется в нескольких экземплярах, причем в каждом делается пометка об их числе. После выдачи груза по одному из экземпляров К. остальные теряют силу К. относится к ценным бумагам. К. называют "чистым", если перевозчик не сделал в нем замечаний, претензий к количеству и качеству товара, и "нечистым", если в нем сделаны оговорки о состоянии перевозимого товара, груза. В.к.
указываются: наименование транспортного средства, перевозчик, отправитель, получатель, место приема или погрузки, назначение груза, его наименование, фрахт и др. причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи К.
число составленных экземпляров. Передача К. осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный К. или К. на предьявителя) и равносильна передаче груза. К. является одним из основных документов, необходимых при таможенном контроле за грузами, перевозимыми морским сообщением.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
К. выдается, когда договор морской перевозки грузов совершается без включения в него условия о предоставлении грузоотправителю всего судна или части его. Поэтому по К. обычно производится перевозка на регулярных линиях грузов в количестве, недостаточном для загрузки всего морского судна или его части. Но К. выдается перевозчиком и в тех случаях, когда под перевозку предоставляется все судно и соответственно перевозка груза оформляется путем заключения чартера. Это делается с той целью, чтобы грузоотправитель, обладая К. (товарораспорядительным документом), мог распоряжаться грузом путем передачи К., что он не может сделать по чартеру. В этих случаях содержанием К. определяются правоотношения между перевозчиком и получателем груза. Условия договора морской перевозки, не изложенные в К., обязательны для получателя постольку, поскольку в К. сделана ссылка на чартер, содержащий соответствующие условия.
К. составляется перевозчиком в нескольких экземплярах тождественного содержания, причем в каждом из них отмечается число составленных экземпляров К. Для получения груза достаточно предъявление перевозчику одного экземпляра К., и после выдачи по нему груза все остальные экземпляры К. теряют силу.
Применяются 3 вида К.: именные, составленные на имя определенного получателя; ордерные, по которым грузы выдаются по приказу отправителя или получателя, в зависимости от того, как это предусмотрено К.; предъявительские, по которым груз выдается держателю К. Для передачи именного К. требуется именная надпись; ордерные же К. передаются по именным или бланковым передаточным надписям (см. Индоссамент, Ценная бумага). К- на предъявителя передается посредством простого вручения.
К. может быть выдан после погрузки груза на борт судна, и в этом случае в тексте К. указывается, что груз погружен на судно. В тех же случаях, когда К. выдается на груз, еще не погруженный на борт судна, то в тексте К- содержится указание о том, что груз принят для перевозки или для погрузки. Практика международного торгового мореплавания признает наибольшее значение за К., выдаваемыми на грузы, погруженные на борт судна. В советском законодательстве постановления, касающиеся К-, содержатся в Кодексе торгового мореплавания СССР (в гл. 5 «О договорах морской перевозки»).
Источник: Советский юридический словарь
1) наименование перевозчика и место его нахождения;
2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
3) наименование отправителя и место его нахождения;
4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
5) наименование получателя, если он указан отправителем;
6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
7) внешнее состояние груза и его упаковки;
8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
9) время и место выдачи коносамента;
10)число оригиналов коносамента, если их больше чем один; 11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
Первоначально коносамент заполняется отправителем груза и затем передается для окончательного оформления перевозчику груза. После завершения процедуры оформления коносамента перевозчик должен выдать данный документ отправителю груза по его просьбе. Суть коносамента сводится к тому, что он содержит условия договора перевозки груза и выполняет роль расписки перевозчика (судовладельца), подтверждающей принятие груза.
Коносамент подписывается от имени перевозчика. Фактически, как правило, это осуществляется капитаном судна или же другим лицом, уполномоченным капитаном. В правоприменительной практике сложилась четкая позиция, в чьих интересах действует капитан судна, подписавший коносамент. При подписании коносамента капитаном судна, он действует от имени фрахтователя по тайм-чартеру, т. е. перевозчика по договору морской перевозки груза. Таким образом, хотя капитан судна подчиняется в навигационно-техническом отношении первоначальному судовладельцу, подписание коносамента или морской накладной влечет за собой ответственность фрахтователя перед грузовладельцем (держателем коносамента, лицом, указанным в морской накладной), поскольку в коммерческом отношении капитан судна подчинен только фрахтователю.
Отправитель груза и получатель груза могут как совпадать в одном лице, так и не совпадать. В зависимости от того, кто именно будет получателем груза, выделяют следующие виды коносамента:
1) именной — получателем груза выступает юридическое или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент;
2) ордерный — суть в том, что отправитель или получатель может определять, какому именно третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте делается передаточная надпись (индоссамент);
3) предъявительский — груз в порту назначения передается предъявителю коносамента.
Коносамент на предъявителя и ордерный коносамент являются оборотными. Это означает, что владелец товара может им распоряжаться, пока товар еще находятся в пути. Например, коносамент может являться средством обеспечения основного обязательства в банке и т. п.
Основанием для получения груза в порту прибытия служит коносамент. Предъявление и возврат коносамента перевозчику подтверждают факт того, что перевозчик больше не является должником (ответственным за сохранность груза) по договору перевозки перед отправителем (получателем) груза.
Источник: Словарь терминов по гражданскому праву гражданскому процессу и т.п. 2017
К. урегулирован также нормами международного частного права - Международной конвенцией об унификации некоторых правил о К. от 25 августа 1924 г. (Брюссельская конвенция). Большое внимание уделено К. и в тексте Гамбургской конвенции ООН 1978 г. "О морской перевозке грузов" (далее - Гамбургская конвенция).
Отдельные нормы (о значении К. как ценной бумаги - документа, способного к обращению) содержались в старых (1983) и содержатся в новых (1993) Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов МТП. Основные положения о К. и договоре, о морской, перевозке грузов помещаются обычно на обороте самого К.
Наличие и содержание договора морской перевозки грузов может быть доказано К. Договор оформляется исключительно К. в случае перевозки грузов, как в заграничном, так и внутреннем сообщении, как в большом, так и в малом каботаже. Лишь смешанные перевозки, а также перевозки нефти по Каспийскому бассейну оформляются накладной.
Таким образом: а) К. - единственный документ, могущий подтверждать заключение и наличие договора перевозки в части отношений между отправителем и перевозчиком; б) К. - документ, подтверждающий, что перевозчик принял груз к перевозке, т.е. в свое ведение. Доказывание обратного не допускается, если К. уже передан третьему добросовестному приобретателю; в) К. - документ, позволяющий получить груз от перевозчика лицу, указанному в К.
К. должен составляться перевозчиком не менее чем в 2 экземплярах тождественного содержания, один из которых выдается отправителю, а другой сопровождает груз. По требованию отправителя перевозчик может выдать ему за его счет несколько экземпляров К., причем в каждом из них должно быть указано число составленных экземпляров.
К. может быть именным, т.е. передаваемым в порядке цессии, ордерным - передаваемым по индоссаменту, и предъявительским, передаваемым путем простого вручения.
Выдачи груза по К. могут потребовать как отправитель, так и получатель груза. Отправитель может потребовать выдачи груза до отхода судна либо в промежуточном порту себе или не тому лицу, которое указано в К., при условии предъявления перевозчику всех экземпляров К. Такое же право принадлежит любому лицу, являющемуся законным держателем всех экземпляров К. Отправитель может потребовать выдачи груза в порту назначения по одному из находящихся в его владении экземпляров К. в случаях, когда: а) К. выписан на предъявителя или является ордерным с последним бланковым индоссаментом; б) К. - ордерный с последним индоссаментом на имя отправителя либо выписан "приказу отправителя"; в) К. - именной, выписан на отправителя или с последней цессией в пользу отправителя.
Получатель может потребовать выдачи груза в порту назначения по одному из находящихся в его владении экземпляров К. в случаях, когда: а) К. выписан на предъявителя или является ордерным с последним бланковым индоссаментом; б) К. - ордерный с последним индоссаментом на имя получателя либо выписан "приказу получателя"; в) К. - именной, выписан на получателя или с последней цессией в пользу получателя. После выдачи груза по одному из экземпляров К. (предъявленному первым по времени) остальные экземпляры теряют силу.
Всякий экземпляр К. должен содержать следующие реквизиты: а) наименование судна, если оно известно в момент принятия груза к перевозке, либо иное соответствующее указание (о предполагаемом судне или о том, что груз принят к перевозке без предварительного определения судна); б) наименование перевозчика; в) место (порт) приема или погрузки груза; г) дата приема груза перевозчиком в порту погрузки; д) наименование отправителя; е) место (порт) назначения: ж) наименование получателя груза; з) наименование груза и имеющиеся на нем марки, необходимые для идентификации груза, так называемый общий характер груза; и) число мест или предметов, вес груза или его количество; к) внешний вид и видимое состояние груза; л) особые свойства груза; м) размер или порядок определения размера фрахта и иных причитающихся платежей за перевозку либо указание на то, что они полностью уплачены; н) место выдачи К.; о) время выдачи К.; п) число оригиналов К., если их больше одного; р) подпись перевозчика, или капитана, или их представителей.
Если сторонами согласованы условия о: а) подчинении К. нормам Гамбургской конвенции: б) перевозке груза на палубе: в) времени сдачи в порту разгрузки: г) пределе ответственности - они также подлежат включению в К.
Законодательство не требует обязательного включения в документ термина "К.". Это позволяет употреблять в практике и упоминать в нормативных актах "иные транспортные документы" или "безусловные морские транспортные документы", по всем реквизитам отвечающие К., но не обозначенные этим словом либо обозначенные иначе. Все они имеют силу и значение К.
Перевозчик имеет право проверить правильность данных, указанных в К., однако делать это он не обязан. В последнем случае К. должен содержать оговорку типа "без ответственности за количество мест (вес, качество, состояние, утечку, лом и пр.)".
Переуступка К.. равно как и его залог, совершаются по общим правилам, применяемым ко всяким соответствующим ценным бумагам. Вместе с переуступкой (залогом) переуступается (закладывается) право распоряжения грузом, которое переходит на приобретателя (залогодержателя в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства).
Источник: Энциклопедия юриста