КОНОСАМЕНТ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

КОНОСАМЕНТ
(франц. le connaissement; англ. bill of lading) - товарораспорядительный документ, содержащий условия договора морской перевозки и предоставляющий его держателю право распоряжения грузом.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

КОНОСАМЕНТ
расписка, удостоверяющая принятие груза к перевозке, выдаваемая капитаном судна (или агентом морского транспортного предприятия) грузоотправителю. К. выполняет функции товарораспорядительного документа.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

КОНОСАМЕНТ
в соответствии со ст. 2 КТМ коносаментом считается товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора морской перевозки груза и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза.
См. также Ценные бумаги.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

Коносамент
вид широко используемой в международной практике ценной бумаги (см.), оформляет перевозку грузов морским транспортом. К. удостоверяет получение груза перевозчиком, только обладатель К. может им распорядиться, что, в конечном счете, позволяет и обеспечивать исполнение обязательств (банки рассматривают товары, обеспеченные К., как весьма надежно защищенные от рисков). От. фр. connaissement — коносамент.

Источник: Глоссарий корпоративного права. Юстицинформ 2019. 240 с.

КОНОСАМЕНТ
от фр. connaissement) - товаросопроводительный документ, содержащий условия договора морской перевозки груза. Является ценной бумагой, предоставляющей его держателю право распоряжаться грузом. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза к перевозке, служит доказательством этого приема и удостоверяет факт заключения договора. В К. определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем.

Источник: Большой юридический словарь

Коносамент
connaissement, или bill of lading) – документ, необходимый в транспортных операциях. Перевозчик выдает его по требованию того, кто осуществляет погрузку товара. Коносамент представляет собой: доказа-тельство того, что капитан транспортного судна действительно принял пе-речисленные товары; документ, позволяющий востребовать товары по при-бытии судна; документ, свидетельствующий о наличии товаров, который может быть передан другому лицу (при этом владельцем товара становится другое лицо).

Источник: Гражданское и торговое право зарубежных стран. Вопросы, ответы и словарь терминов

Коносамент
в торговом мореплавании товарораспорядительный документ (ценная бумага) содержащий условия договора морской перевозки груза. К. выдается отправителю груза после приема груза для перевозки перевозчиком по требованию отправителя. Содержание К. определяется по правилам ст. 144 КТМ РФ. В К. должны быть включены: а) наименование перевозчика и место его нахождения; б) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки; в) наименование отправителя и место его нахождения; г) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза; д) наименование получателя, если он указан отправителем; е) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. К., подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика. К. может быть выдан на имя определенного получателя (именной К.), приказу отправителя или получателя (ордерный К.) либо на предъявителя. Правила о передаче К. установлены в ст. 148 КТМ РФ.

Источник: Международное частное право. Словарь терминов.

КОНОСАМЕНТ
фр. connaissement) -1) документ, содержащий условия договора морской перевозки. Нормы о К. содержатся в Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924 г (с изменениями в соответствии с Брюссельским протоколом 1968 г.), а т.ж. В действующем в настоящее время в РФ Кодексе торгового мореплавания СССР.; 2) товарораспорядительный документ, предоставляющий его держателю право распоряжаться грузом. Распространен во внешней торговле. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора. В К. определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем. Если обязательные условия для получателя в К. не излагаются, то делается ссылка на документ, в котором они содержатся (как правило, чартер). Может составляться: на предъявителя, на имя получателя (именной); приказу отправителя или получателя (ордерный). К. на предъявителя передается в обмен на груз путем простого вручения. Именной К. - по индоссаменту или в иной форме, но с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По ордерному К. груз выдается либо приказу отправителя (получателя) груза, либо приказу банка.
Если не указано, что К. составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя". Обычно К. составляется в нескольких экземплярах, причем в каждом делается пометка об их числе. После выдачи груза по одному из экземпляров К. остальные теряют силу К. относится к ценным бумагам. К. называют "чистым", если перевозчик не сделал в нем замечаний, претензий к количеству и качеству товара, и "нечистым", если в нем сделаны оговорки о состоянии перевозимого товара, груза. В.к.
указываются: наименование транспортного средства, перевозчик, отправитель, получатель, место приема или погрузки, назначение груза, его наименование, фрахт и др. причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи К.
число составленных экземпляров. Передача К. осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный К. или К. на предьявителя) и равносильна передаче груза. К. является одним из основных документов, необходимых при таможенном контроле за грузами, перевозимыми морским сообщением.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

КОНОСАМЕНТ
документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю при перевозке грузов морским путем. К. имеет троякое значение: 1) служит доказательством заключения договора морской перевозки и его условий; 2) является распиской, удостоверяющей принятие перевозчиком груза, и 3) служит товарораспорядительным документом, т. е. документом, предоставляющим его правомерному держателю право распоряжаться грузом, осуществлять сделки купли-продажи груза, его залога и т. п. Значение К. особенно велико во внешней торговле.
К. выдается, когда договор морской перевозки грузов совершается без включения в него условия о предоставлении грузоотправителю всего судна или части его. Поэтому по К. обычно производится перевозка на регулярных линиях грузов в количестве, недостаточном для загрузки всего морского судна или его части. Но К. выдается перевозчиком и в тех случаях, когда под перевозку предоставляется все судно и соответственно перевозка груза оформляется путем заключения чартера. Это делается с той целью, чтобы грузоотправитель, обладая К. (товарораспорядительным документом), мог распоряжаться грузом путем передачи К., что он не может сделать по чартеру. В этих случаях содержанием К. определяются правоотношения между перевозчиком и получателем груза. Условия договора морской перевозки, не изложенные в К., обязательны для получателя постольку, поскольку в К. сделана ссылка на чартер, содержащий соответствующие условия.
К. составляется перевозчиком в нескольких экземплярах тождественного содержания, причем в каждом из них отмечается число составленных экземпляров К. Для получения груза достаточно предъявление перевозчику одного экземпляра К., и после выдачи по нему груза все остальные экземпляры К. теряют силу.
Применяются 3 вида К.: именные, составленные на имя определенного получателя; ордерные, по которым грузы выдаются по приказу отправителя или получателя, в зависимости от того, как это предусмотрено К.; предъявительские, по которым груз выдается держателю К. Для передачи именного К. требуется именная надпись; ордерные же К. передаются по именным или бланковым передаточным надписям (см. Индоссамент, Ценная бумага). К- на предъявителя передается посредством простого вручения.
К. может быть выдан после погрузки груза на борт судна, и в этом случае в тексте К. указывается, что груз погружен на судно. В тех же случаях, когда К. выдается на груз, еще не погруженный на борт судна, то в тексте К- содержится указание о том, что груз принят для перевозки или для погрузки. Практика международного торгового мореплавания признает наибольшее значение за К., выдаваемыми на грузы, погруженные на борт судна. В советском законодательстве постановления, касающиеся К-, содержатся в Кодексе торгового мореплавания СССР (в гл. 5 «О договорах морской перевозки»).

Источник: Советский юридический словарь

КОНОСАМЕНТ
является товарораспределительной ценной бумагой. Это документ, передача которого приравнена к передаче товара, находящегося на борту судна. Действующее законодательство не содержит определения коносамента. Однако в законе закреплено его содержание. В обязательном порядке в коносаменте должны быть отражены следующие реквизиты:
1) наименование перевозчика и место его нахождения;
2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
3) наименование отправителя и место его нахождения;
4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
5) наименование получателя, если он указан отправителем;
6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
7) внешнее состояние груза и его упаковки;
8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
9) время и место выдачи коносамента;
10)число оригиналов коносамента, если их больше чем один; 11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
Первоначально коносамент заполняется отправителем груза и затем передается для окончательного оформления перевозчику груза. После завершения процедуры оформления коносамента перевозчик должен выдать данный документ отправителю груза по его просьбе. Суть коносамента сводится к тому, что он содержит условия договора перевозки груза и выполняет роль расписки перевозчика (судовладельца), подтверждающей принятие груза.
Коносамент подписывается от имени перевозчика. Фактически, как правило, это осуществляется капитаном судна или же другим лицом, уполномоченным капитаном. В правоприменительной практике сложилась четкая позиция, в чьих интересах действует капитан судна, подписавший коносамент. При подписании коносамента капитаном судна, он действует от имени фрахтователя по тайм-чартеру, т. е. перевозчика по договору морской перевозки груза. Таким образом, хотя капитан судна подчиняется в навигационно-техническом отношении первоначальному судовладельцу, подписание коносамента или морской накладной влечет за собой ответственность фрахтователя перед грузовладельцем (держателем коносамента, лицом, указанным в морской накладной), поскольку в коммерческом отношении капитан судна подчинен только фрахтователю.
Отправитель груза и получатель груза могут как совпадать в одном лице, так и не совпадать. В зависимости от того, кто именно будет получателем груза, выделяют следующие виды коносамента:
1) именной — получателем груза выступает юридическое или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент;
2) ордерный — суть в том, что отправитель или получатель может определять, какому именно третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте делается передаточная надпись (индоссамент);
3) предъявительский — груз в порту назначения передается предъявителю коносамента.
Коносамент на предъявителя и ордерный коносамент являются оборотными. Это означает, что владелец товара может им распоряжаться, пока товар еще находятся в пути. Например, коносамент может являться средством обеспечения основного обязательства в банке и т. п.
Основанием для получения груза в порту прибытия служит коносамент. Предъявление и возврат коносамента перевозчику подтверждают факт того, что перевозчик больше не является должником (ответственным за сохранность груза) по договору перевозки перед отправителем (получателем) груза.

Источник: Словарь терминов по гражданскому праву гражданскому процессу и т.п. 2017

КОНОСАМЕНТ
ценная бумага, представляющая собой товарораспорядительный документ: удостоверяет право его держателя распоряжаться указанным в К. грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки. Нормы о К. содержатся в КТМ и Общих правилах морской перевозки грузов, пассажиров и багажа.
К. урегулирован также нормами международного частного права - Международной конвенцией об унификации некоторых правил о К. от 25 августа 1924 г. (Брюссельская конвенция). Большое внимание уделено К. и в тексте Гамбургской конвенции ООН 1978 г. "О морской перевозке грузов" (далее - Гамбургская конвенция).
Отдельные нормы (о значении К. как ценной бумаги - документа, способного к обращению) содержались в старых (1983) и содержатся в новых (1993) Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов МТП. Основные положения о К. и договоре, о морской, перевозке грузов помещаются обычно на обороте самого К.
Наличие и содержание договора морской перевозки грузов может быть доказано К. Договор оформляется исключительно К. в случае перевозки грузов, как в заграничном, так и внутреннем сообщении, как в большом, так и в малом каботаже. Лишь смешанные перевозки, а также перевозки нефти по Каспийскому бассейну оформляются накладной.
Таким образом: а) К. - единственный документ, могущий подтверждать заключение и наличие договора перевозки в части отношений между отправителем и перевозчиком; б) К. - документ, подтверждающий, что перевозчик принял груз к перевозке, т.е. в свое ведение. Доказывание обратного не допускается, если К. уже передан третьему добросовестному приобретателю; в) К. - документ, позволяющий получить груз от перевозчика лицу, указанному в К.
К. должен составляться перевозчиком не менее чем в 2 экземплярах тождественного содержания, один из которых выдается отправителю, а другой сопровождает груз. По требованию отправителя перевозчик может выдать ему за его счет несколько экземпляров К., причем в каждом из них должно быть указано число составленных экземпляров.
К. может быть именным, т.е. передаваемым в порядке цессии, ордерным - передаваемым по индоссаменту, и предъявительским, передаваемым путем простого вручения.
Выдачи груза по К. могут потребовать как отправитель, так и получатель груза. Отправитель может потребовать выдачи груза до отхода судна либо в промежуточном порту себе или не тому лицу, которое указано в К., при условии предъявления перевозчику всех экземпляров К. Такое же право принадлежит любому лицу, являющемуся законным держателем всех экземпляров К. Отправитель может потребовать выдачи груза в порту назначения по одному из находящихся в его владении экземпляров К. в случаях, когда: а) К. выписан на предъявителя или является ордерным с последним бланковым индоссаментом; б) К. - ордерный с последним индоссаментом на имя отправителя либо выписан "приказу отправителя"; в) К. - именной, выписан на отправителя или с последней цессией в пользу отправителя.
Получатель может потребовать выдачи груза в порту назначения по одному из находящихся в его владении экземпляров К. в случаях, когда: а) К. выписан на предъявителя или является ордерным с последним бланковым индоссаментом; б) К. - ордерный с последним индоссаментом на имя получателя либо выписан "приказу получателя"; в) К. - именной, выписан на получателя или с последней цессией в пользу получателя. После выдачи груза по одному из экземпляров К. (предъявленному первым по времени) остальные экземпляры теряют силу.
Всякий экземпляр К. должен содержать следующие реквизиты: а) наименование судна, если оно известно в момент принятия груза к перевозке, либо иное соответствующее указание (о предполагаемом судне или о том, что груз принят к перевозке без предварительного определения судна); б) наименование перевозчика; в) место (порт) приема или погрузки груза; г) дата приема груза перевозчиком в порту погрузки; д) наименование отправителя; е) место (порт) назначения: ж) наименование получателя груза; з) наименование груза и имеющиеся на нем марки, необходимые для идентификации груза, так называемый общий характер груза; и) число мест или предметов, вес груза или его количество; к) внешний вид и видимое состояние груза; л) особые свойства груза; м) размер или порядок определения размера фрахта и иных причитающихся платежей за перевозку либо указание на то, что они полностью уплачены; н) место выдачи К.; о) время выдачи К.; п) число оригиналов К., если их больше одного; р) подпись перевозчика, или капитана, или их представителей.
Если сторонами согласованы условия о: а) подчинении К. нормам Гамбургской конвенции: б) перевозке груза на палубе: в) времени сдачи в порту разгрузки: г) пределе ответственности - они также подлежат включению в К.
Законодательство не требует обязательного включения в документ термина "К.". Это позволяет употреблять в практике и упоминать в нормативных актах "иные транспортные документы" или "безусловные морские транспортные документы", по всем реквизитам отвечающие К., но не обозначенные этим словом либо обозначенные иначе. Все они имеют силу и значение К.
Перевозчик имеет право проверить правильность данных, указанных в К., однако делать это он не обязан. В последнем случае К. должен содержать оговорку типа "без ответственности за количество мест (вес, качество, состояние, утечку, лом и пр.)".
Переуступка К.. равно как и его залог, совершаются по общим правилам, применяемым ко всяким соответствующим ценным бумагам. Вместе с переуступкой (залогом) переуступается (закладывается) право распоряжения грузом, которое переходит на приобретателя (залогодержателя в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства).

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
438.78 кб

О некоторых аспектах возможности применения электронного коносамента в практике нефтетрейдеров

Голубчик Андрей Моисеевич, Катюха Павел Борисович
Электронные технологии очень прочно вошли в нашу жизнь.

Похожие термины:

  • ЧАРТЕРНЫЙ КОНОСАМЕНТ

    коносамент, выдаваемый при чартерных перевозках.
  • КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ

    коносамент, который не содержит каких-либо оговорок перевозчика относительно количества или качества груза. Если такие оговорки имеются, то коносамент называется грязным (нечистым) и по нему банк
  • ИНДОССИРОВАННЫЙ КОНОСАМЕНТ

    коносамент с отметкой о передаче права владения.
  • КОНОСАМЕНТ ОБОРОТНЫЙ

    составленный на предъявителя или на приказ поименованного в нем лица товарораспорядительный документ (коносамент), держатель которого обладает правом собственности на товары, а т.ж. правом на выд
  • КОНОСАМЕНТ С ОГОВОРКОЙ

    коносамент, содержащий пункт договора, по которому груз должен быть выдан приказу отправителя либо получателя. См. Коносамент ордерный.
  • КОНОСАМЕНТ ОРДЕРНЫЙ

    коносамент, составленный приказу отправителя или получателя. По К. о. груз выдается либо приказу отправителя (получателя) груза, либо приказу банка. Если в К. о. не указано "приказу получателя", то он
  • ЗАСТРАХОВАННЫЙ КОНОСАМЕНТ

    коносамент, включающий в себя страховой полис.
  • КОНОСАМЕНТ ПОРТОВЫЙ

    товарораспорядительный документ на груз, принятый для погрузки на судно, еще не прибывшее в порт.
  • КОНОСАМЕНТ СКВОЗНОЙ

    договор морской перевозки, который выписывается в тех случаях, когда груз следует в порт назначения с перегрузкой в промежуточном порту или с перевалкой на другой вид транспорта. Обычно применяет