Консолидированная группа налогоплательщиков

Найдено 1 определение
Консолидированная группа налогоплательщиков
Появление в Налоговом кодексе РФ в 2012 г. новой главы "Консолидированная группа налогоплательщиков" является одной из последних значимых правовых новелл в области налогообложения.
В соответствии со ст. 25.1 Налогового кодекса РФ консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.
В научной литературе можно встретить иные определения данного института. Так, К.А. Баннова и Л.С. Гринкевич предложили свое определение консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН). КГН - это временное, добровольное и взаимозависимое объединение нескольких самостоятельных юридических лиц, действующих как единый налогоплательщик по основным налогам с учетом общего финансово-хозяйственного результата от их производственно-хозяйственной деятельности, создаваемое с целью повышения социально экономической эффективности функционирования КГН и усовершенствования ее администрирования, направленное на согласование интересов взаимодействующих сторон и обеспечение справедливости в распределении налоговых доходов между территориями, на которых расположены участники группы [1, с. 92].
Основная привлекательность объединения в КГН заключается в исключении из сферы контроля за трансфертным ценообразованием, а также в уменьшении сумм консолидированного налога на прибыль за счет формирования налоговой базы по налогу с учетом показателей убыточных фирм, входящих в группу. С этих позиций создание КГН выступает инструментом налогового планирования. Вместе с тем в связи с введением данного института бюджетная система России будет иметь выпадающие доходы по налогу на прибыль организаций [2, с. 31].
Участниками группы могут быть только российские организации, т.е. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и не имеющие обособленных подразделений за пределами РФ.
Пункт 6 ст. 25.2 Налогового кодекса РФ ограничивает круг возможных участников КГН. Например, участниками КГН не могут являться следующие организации:
- организации, являющиеся резидентами особых экономических зон;
- организации, применяющие специальные налоговые режимы;
- банки, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в группу, являются банками;
- страховые организации, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в группу, являются страховыми организациями;
- организации - участники иной консолидированной группы налогоплательщиков и некоторые другие организации.
КГН может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90% (ст. 25.2). По мнению некоторых авторов, минимальная доля участия материнской компании в дочерних в размере 90% сужает круг участников КГН и снижает возможности компаний к реинвестированию средств, сэкономленных за счет налоговой консолидации. Анализ зарубежного законодательства, проведенный Е.В. Грошевой, показывает, что более низкая доля участия материнской компании в капитале характерна для стран с большим опытом налоговой консолидации. Таким образом, на данном этапе в России установлен оптимальный уровень участия в капитале дочерних компаний в размере 90% для перехода на систему консолидированного налогообложения в связи с отсутствием практического опыта налоговой консолидации и налогового администрирования КГН [3].
Налоговый кодекс РФ устанавливает и иные условия, которым должны соответствовать организации для создания и участия в КГН. Такие условия должны соблюдаться в течение всего срока действия договора о КГН, если не предусмотрено иное:
- организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
- в отношении организации не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве);
- размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала.
Также устанавливаются условия, которым должны отвечать в совокупности все организации, являющиеся участниками КГН:
- совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании КГН, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 млрд. руб.;
- суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 100 млрд. руб.;
- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 300 млрд. руб.
Как справедливо отмечает Ю.А. Крохина, из-за высоких финансовых критериев воспользоваться новациями не могут не только предприятия малого бизнеса, но и представители среднего бизнеса, что ставит их в невыгодные по сравнению с крупными налогоплательщиками условия [5].
В составе КГН различают:
- участников КГН, т.е. организации, которые являются стороной действующего договора о создании КГН и соответствуют критериям и условиям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ для участников КГН;
- ответственного участника КГН, т.е. участника КГН, на которого в соответствии с договором о создании КГН возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по КГН и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.
Объединение компаний, отвечающих вышеназванным условиям, оформляется договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Договор заключается в письменной форме с обязательной регистрацией в налоговом органе по месту учета ответственного участника на срок не менее двух лет.
Налоговый контроль в рамках консолидированной группы налогоплательщиков имеет свои особенности.
Порядок проведения камеральных налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом в общеустановленном ст. 88 Налогового кодекса РФ порядке на основе деклараций, представленных ответственным участником.
Порядок осуществления выездных налоговых проверок в рамках консолидированной группы налогоплательщиков установлен в ст. 89.1 НК РФ. Так, срок проведения выездной налоговой проверки - два месяца, но может быть продлен на число месяцев, равное числу участников (максимум до года). По результатам проверки составляется акт и вручается ответственному участнику. Возражения на акт могут быть представлены в течение 30 рабочих дней с момента получения акта (п. 5 ст. 100 НК РФ). Извещение о всех мероприятиях налогового контроля направляется ответственному участнику. Остальные участники имеют право присутствовать при рассмотрении материалов проверки.
Участники консолидированной группы налогоплательщиков солидарно несут субсидиарную ответственность в части уплаты налога на прибыль. В связи с этим налоговый орган, который не получал полного удовлетворения задолженности от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Если же налоговый орган предъявит требование к одному из участников группы и последний это требование исполнит, то остальные компании группы несут перед участником, удовлетворившим требование, ответственность в равных долях, если иное не установлено договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков [4].
Налоговый кодекс РФ отдельно закрепляет обстоятельства прекращения действия КГН (ст. 25.6). В частности, к ним относятся:
- расторжение договора о создании КГН по соглашению сторон;
- вступление в законную силу решения суда о признании договора о создании КГН недействительным;
- несоответствие ответственного участника КГН условиям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, и некоторые другие обстоятельства.
Справедливо отмечается, что создание института КГН составляет важнейшее направление налоговой реформы. Введенные в 2012 г. правила налоговой консолидации возлагают дополнительную организационную нагрузку и ставят новые административные вопросы не только перед самими участниками КГН, но и перед налоговыми органами, а также ставят вопросы совершенствования норм Налогового кодекса РФ [5].
Список литературы:
1. Баннова К.А., Гринкевич Л.С. Систематизация особенностей объединения в форме консолидированной группы налогоплательщиков // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. N 4. С. 87 - 93.
2. Гараев И.Г. Переход на администрирование налога на прибыль по консолидированной группе как новое направление налоговой политики государства // Финансовое право. 2013. N 2. С. 29 - 33.
3. Грошева Е.В. Особенности налогового администрирования консолидированной группы налогоплательщиков в России // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. N 1 [доступ из http://elibrary.ru/download/86805093.pdf].
4. Локтинова О. Консолидация налогоплательщиков по-российски // http://www.irbis-group.ru/content/view/7216/940.
5. Крохина Ю.А. Консолидированная группа налогоплательщиков - новый субъект налогового права // Финансовое право. 2013. N 4. С. 28 - 34; СПС "КонсультантПлюс".

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
182.66 кб

Семья как консолидированная группа налогоплательщиков

Скоробогатова Е.А.
В статье проанализированы методы налоговой оптимизации налогообложения семьи. Акцентируется внимание на рассмотрение семьи как консолидированного налогоплательщика.
Читать PDF
1.46 мб

Особености консолидированной группы налогоплательщиков

Г. Ф. Цельникер, Р. С. Солдатов
В представленной статье рассматривается понятие, цели создания и функции такого института как консолидированная группа налогоплательщиков.
Читать PDF
311.78 кб

Холдинг как консолидированная группа налогоплательщиков

Пашинина Елена Олеговна
В статье рассматривается такая особенность налоговой правосубъектности холдингов, как возможность консолидации его участников для целей уплаты налога на прибыль организаций.
Читать PDF
2.41 мб

Предпосылки создания консолидированных групп налогоплательщиков

Кондрашова Н.А.
В статье представлены основные мотивы внедрения в российское законодательство механизма налоговой консолидации, рассмотрены исторические предпосылки, определены макроэкономические причины, а также выявлено, что создание консолидир
Читать PDF
321.73 кб

Налогообложение прибыли консолидированной группы налогоплательщиков

Авдеев В. В.
В 2012 г. в российском налоговом законодательстве появилось новое понятие консолидированная группа налогоплательщиков.
Читать PDF
367.27 кб

Консолидированная группа налогоплательщиков шаг к формализации холдингов

Евневич М. А., Ябурова Д. В.
В статье рассматривается развитие холдингового законодательства в России с учетом нововведений в Налоговом Кодексе. Раскрыта антиоффшорная направленность нововведений и особый контроль внутрихолдинговых сделок
Читать PDF
594.49 кб

Консолидированная группа налогоплательщиков как институт холдингового типа

Евневич Мария Александровна
Статья посвящена развитию правового регулирования холдингов в России с учетом вступивших в силу нововведений в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми введено понятие консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) и уточнен
Читать PDF
290.30 кб

Консолидированная группа налогоплательщиков: проблемы правового регулирования

Глазунова Ирина Васильевна, Колбина Вероника Андреевна
Рассматриваются положительные и отрицательные аспекты введения в России института консолидированных групп налогоплательщиков, устанавливаются причины наложения моратория на его реализацию.
Читать PDF
543.82 кб

Особенности налогового контроля по консолидированной группе налогоплательщиков

Шувалова Елена Борисовна, Юрченкова Наталия Вадимовна
В статье раскрыты особенности формирования консолидированной базы по налогу на прибыль организаций, сложности налогового контроля за всеми участниками консолидированной группы налогоплательщиков.
Читать PDF
704.87 кб

Модернизация системы налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков

Гринкевич Л.С., Баннова К.А.
В статье отмечается, что с 2012 г. в российской налоговой системе действует новый порядок налогообложения крупнейших предприятий, который регламентируется Федеральным законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ.
Читать PDF
235.02 кб

К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ ДОГОВОРА О СОЗДАНИИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ГРУППЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Ефимова Нина Александровна
Целью проведенного исследования является теоретическое осмысление предмета договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, как результата текущих процессов конвергенции частного и публичного права; устранение науч
Читать PDF
304.65 кб

Организационно-правовые принципы создания консолидированных групп налогоплательщиков

Терехова В. А.
В статье рассмотрены организационно-правовые принципы создания консолидированных групп налогоплательщиков, дан ответ, кто признается ответственным участником.
Читать PDF
952.32 кб

Преимущества и недостатки введения института консолидированных групп налогоплательщиков

Т.В. Витвицкая
В статье изложены необходимость и задачи введения института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) в РФ, а также условия, обусловливающие негативные последствия данного нововве-дения, даны предложения по совершенствовани
Читать PDF
437.01 кб

Консолидированная группа налогоплательщиков: особенности взаиморасчетов между участниками

Кондрашова Наталья Александровна, Сотникова Людмила Викторовна
Рассмотрена необходимость перечисления каждым участником консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) соответствующей суммы налога ответственному участнику КГН в качестве компенсации за уплаченный в бюджет за этого участника
Читать PDF
201.08 кб

О применении института консолидированных групп налогоплательщиков для целей исчисления ндс

Бабенко Дмитрий Александрович
В статье рассматриваются предпосылки и основные последствия введения в России режима налоговой консолидации для целей исчисления НДС.