КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА
конституционное право гражданина обратиться в Конституционный Суд с просьбой о проверке конституционности правоприменительных актов, нарушающих какое-либо из его конституционных прав (см. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации).
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА
одно из процессуальных средств защиты конституционных прав и свобод граждан. К. ж. допустима, если: закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде либо ином органе, применяющем закон. Конституционный Суд РФ, приняв к рассмотрению К. ж., уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не приостанавливает производство по делу; суд (иной орган) вправе сам приостановить производство до принятия решения по К. ж. По итогам ее рассмотрения Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений: а) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; б) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ. Во втором случае конкретное дело, где был применен такой закон, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

Источник: Большой юридический словарь

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА
одно из процессуальных средств защиты конституционных прав и свобод граждан. В соответствии со ст. 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Супе Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а т.ж. иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан допустима, если: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; 2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Конституционный Суд РФ, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу. Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом РФ. По итогам рассмотрения К.ж. Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений: 1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; 2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ. В случае если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. В случае признания закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ судебные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном порядке.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА
обращение гражданина или иного лица в органы конституционного правосудия по поводу нарушения его конституционных прав. В отличие от иных жалоб и исков, решение по К.ж. имеет не индивидуальный, а общий характер. т.е. распространяется на всех лиц. права которых могут быть нарушены действием неконституционного акта. Являясь важной процессуальной гарантией прав и свобод частных лиц, К.ж. служит одновременно средством защиты публичных интересов, конституционного правопорядка в целом.
В РФ процедура К.ж. впервые была введена Конституцией 1993 г. В соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица. К.ж. допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
КС, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не приостанавливает производства по делу, однако сам суд (иной орган) вправе его приостановить до принятия решения КС. По итогам рассмотрения К.ж. КС принимает одно из следующих решений: а) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; б) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ. В случае если КС признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. В случае признания закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ судебные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном порядке.
Институт К.ж. существует за рубежом в тех странах, где есть специальные органы конституционного контроля (Германия, Австрия, Венгрия, Грузия, Республика Корея, Мальта, Словения. Чехия, Швейцария, Югославия). Обычно в качестве предварительного условия подачи К.ж. требуется исчерпание всех других средств правовой защиты, однако из этого правила могут быть и исключения. Там, где конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции (США, Индия, Япония). К.ж. не предусмотрены, так как защита конституционных прав осуществляется в порядке искового производства.

Источник: Энциклопедия юриста

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА
форма обращения лица или группы лиц в конституционный суд по поводу нарушения их конституционных прав и свобод; средство защиты этих прав и свобод от произвола со стороны государства, его органов и должностных лиц. Индивидуальная К.ж. широко применяется в ФРГ, Австрии, Бельгии, Венгрии, Польше, Чехии, Испании, РФ и других странах, хотя имеются различия в отношении круга субъектов этого права, предметов обжалования, юридических последствий принимаемыхре- шений. Наряду с физическими лицами — гражданами, иностранцами — правом подачи К.ж. в некоторых странах наделены и юридические лица как носители определенных прав и свобод. Предметом К.ж. разных стран могут быть различные виды актов, с которыми связано нарушение конституционных прав: законы, подзаконные акты, административные и судебные решения, постановления органов самоуправления. В некоторых странах, например в ФРГ, индивид наряду с любыми актами и действиями может обжаловать и бездействие публичной власти, нарушающей его основные права. В РФ правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе, например Уполномоченный по правам человека. Иностранцы и лица без гражданства, которые согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ пользуются правами наравне с гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ, также располагают правом на подачу К.ж. В РФ К.ж. о нарушении прав и свобод может быть подана только в отношении закона, примененного или подлежащего применению по конкретному делу (ст. 96 Закона о КС). Такое ограничение объясняется тем, что в случае принятия иных нормативных актов или решений, нарушающих права и свободы, жалоба может быть направлена в суд общей юрисдикции. Право подачи К.ж. сопровождается рядом условий и требований. Жесткие формальные и содержательные требования образуют своеобразный фильтр и приводят к отклонению основной массы поданных обращений. Например, в ФРГ — до 98%. Основными формально- правовыми условиями подачи и приема К.ж. к рассмотрению в большинстве стран считаются следующие: 1. Должны быть исчерпаны все доступные индивиду средства правовой защиты. Жалоба не может быть принята, если обжалование возможно осуществить иным путем. Отступления от этого требования могут быть сделаны только в случае, когда жалоба имеет общее значение или необходимо срочное вмешательство конституционного суда, чтобы предотвратить нанесение непоправимого ущерба. 2. Затронутый в К.Ж. вопрос должен иметь принципиально важное конституционно-правовое значение, а его рассмотрение привести к разъяснению существенного и конституционно-правового вопроса. 3. В рассмотрении жалобы может быть отказано ввиду ее нецелесообразности или по причине ее явной необоснованности: требуется, чтобы жалоба была убедительно обоснована. 4. Жалоба не может быть заведомо бесперспективной, т.е. не иметь шансов на благоприятный исход. 5. Необходимо соблюдать сроки подачи жалобы. Закон о Конституционном Суде РФ не устанавливает специальных требований относительно подачи и приема К.Ж., а распространяет на нее общие формально- правовые и процессуальные требования, установленные для всех видов обращений. В положении о допустимости жалобы сформулированы только два условия: оспаривается конституционность закона, затрагивающего права и свободы; речь может идти только о законе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение которого начато или завершено в суде или ином государственном органе, применяющем закон. Соответственно право жалобы не ограничено какими-либо сроками. Все это облегчает доступ граждан к конституционному судопроизводству. Производство по конституционным жалобам, как правило, бесплатное. По российскому закону оплата К.ж. определена для гражданина в один минимальный размер оплаты труда; с учетом материального положения Суд может освободить его от уплаты этой пошлины. Лит.: Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ. Комментарий. М , 1996; Общая теория прав человека. М., 1996; Сравнительное конституционное право. М, 1996; Защита прав человека в современном мире. М., 1993. И А. Ледях

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама