КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ
правила поведения основных субъектов конституционного права, не записанные в качестве таковых в официальных изданиях, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционируемые государством. Чаще всего эти правила представляют собой определенный способ реализации конституционно-правовых норм. К.-п.о. не подлежат принудительному осуществлению через суд. Особо широкое распространение получили К.-п.о. в конституционном праве Великобритании (Конституционные соглашения), где они считаются официальными источниками права, а т.ж. в некоторых других странах англосаксонской системы права.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ (КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО)
сложившееся в практике деятельности органов государственной власти правило, которое в силу многократного повторения приобрело общеобязательное значение и выступает в качестве источника конституционного права. К.-п.о. складываются в парламентской, избирательной практике, в деятельности органов местного самоуправления. Некоторые из таких обычаев, имеющие особую значимость, получают законодательное закрепление. Так, при проведении в 1993 г. выборов депутатов Государственной Думы первого созыва стало обычным наряду с предусмотренными Положением о выборах депутатов Государственной Думы избирательными комиссиями формирование территориальных (городских, районных) избирательных комиссий. В последующем такая практика получила закрепление в федеральных избирательных законах: "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (1994), "О выборах депутатов Государственной Думы" Федерального Собрания Российской Федерации (1999), "О выборах Президента Российской Федерации" (1995).
К.-п.о. - это нормы (хотя и своеобразные - относятся к числу неписаных, имеют специфическую структуру), которые по каким-либо причинам не входят в систему законодательства, однако с течением времени могут быть законодательно оформлены. В частности, долгое время законодательно закрепленная свобода манифестаций не содержала юридически оформленного права на пикетирование (хотя оно является составной частью свободы манифестаций). Право на пикетирование все это время оставалось обычной нормой. Конституция РФ 1993 г. подтвердила отнесение этого права к числу основных (ст. 31).
В то же время не все К.-п.о. требуют специального законодательного признания, соответственно оставаясь и де-юре, и де-факто юридическим средством конституционного регулирования. В этом за К.-п.о. сохраняется большая гибкость, что не свойственно "писаным" нормам права. Так, стало обыкновением при назначении Председателя Правительства и формировании его состава определять количественный состав заместителей Председателя. Законодательное закрепление этого обычая привело бы к необходимости каждый раз вносить изменения в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации".
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Реклама