Контролируемые сделки

Найдено 1 определение
Контролируемые сделки
В соответствии со ст. 105.14 Налогового кодекса РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами.
Контролируемыми являются сделки, которые контролируются налоговыми органами с точки зрения ценообразования на предмет полноты исчисления и уплаты налогов. Такие сделки прямо указаны в ст. 105.14 Налогового кодекса РФ. Это - сделки между взаимозависимыми лицами, отвечающие определенным стоимостным критериям, а также приравненные к ним сделки [1].
Предметом налогового контроля является цена сделки, заключенной между взаимозависимыми лицами. При этом проверяется соответствие указанной цены рыночным ценам. Порядок определения рыночных цен и сопоставления их с ценой сделки регулируется ст. 105.3 - 105.6 Налогового кодекса РФ.
Целью осуществления контроля специальной группы сделок между взаимозависимыми лицами является выявление налоговым органом занижения сумм отдельных налогов. В случае выявления такого факта производится корректировка соответствующих налоговых баз. Причем основной причиной занижения позиционируется применение цен, не соответствующих рыночным условиям [3, с. 2].
Проверка производится в отношении следующих налогов (п. 4 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ):
- налога на прибыль организаций;
- НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ;
- НДПИ, исчисляемого по ставке, выраженной в процентах;
- НДС.
В соответствии со ст. 105.16 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
Таким образом, правовым последствием совершения контролируемой сделки является необходимость направления в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках.
В п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ перечислены контролируемые сделки, когда сторонами и выгодоприобретателями по сделке являются лица, имеющие на территории РФ:
- место регистрации;
- (или) место жительства;
- (или) налоговое резидентство.
При этом контроль осуществляется, если:
1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает:
в 2012 году - 3 млрд. руб.;
в 2013 году - 2 млрд. руб.;
с 2014 года - 1 млрд. руб.;
2) одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое. При этом контролируются сделки, предметом которых являются:
- нефть и товары, выработанные из нефти;
- черные металлы;
- цветные металлы;
- минеральные удобрения;
- драгоценные металлы и драгоценные камни.
Суммовой порог по таким сделкам (сумма доходов) установлен в размере 60 млн. руб. за календарный год;
3) хотя бы одна из сторон сделки:
а) является налогоплательщиком, применяющим ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом другая сторона (стороны) не применяет специальный режим. Суммовой порог по таким сделкам - 100 млн. руб. в год;
б) освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль, а другая сторона (стороны) не применяют такое освобождение. Суммовой порог - 60 млн. руб. за календарный год;
в) с 01.01.2014 является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ) с льготным налогообложением прибыли, а другая сторона (стороны) - нет. Суммовой порог - 60 млн. руб. за календарный год;
4) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
- одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 Налогового кодекса РФ;
- любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 Налогового кодекса РФ;
5) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 Налогового кодекса РФ.
Для целей налогового контроля к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются (п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ):
1. Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, в случаях, когда эти лица:
- не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) между взаимозависимыми лицами;
- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации такой реализации (перепродажи).
2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли. Суммовой порог (сумма доходов) по таким сделкам установлен в размере 60 млн. руб. за календарный год.
3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства, либо местом постоянного представительства которого являются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, утв. Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н. Суммовой порог - 60 млн. руб. за календарный год [1].
Таким образом, в гл. 14.4 Налогового кодекса РФ заложен определенный алгоритм, выполнение которого либо приведет к представлению информации и уведомления в налоговые органы, либо избавит от дополнительного контроля [2, с. 51 - 52]:
Шаг 1. Необходимо определить, являются ли лица, участвующие в сделке, взаимозависимыми:
- нет - уведомление о контролируемых сделках не подается;
- да - шаг 2.
Шаг 2. Необходимо определить, являются ли сделки контролируемыми:
- нет - уведомление о контролируемых сделках не подается;
- да - шаг 3.
Шаг 3. Необходимо определить, выполняются ли условия и основания для подачи уведомления в налоговые органы, то есть соблюдается ли суммовой порог:
- нет - уведомление о контролируемых сделках не подается;
- да - уведомление о контролируемых сделках подается.
Список литературы:
1. Контролируемые сделки // http://amnagency.ru/nal_pravo/kontroliruemye_sdelki/.
2. Нефедова Т.Н. Контролируемые сделки: определение суммового порога // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2013. N 24. С. 51 - 55.
3. Першин С.П., Нежинская А.А. Уведомление о сделках как инструмент налоговой политики // Научный журнал КубГАУ. 2014. N 96(02). С. 1 - 15.

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

Организация работы с контролируемыми сделками в коммерческом банке

Белецкий М.В.
В статье рассматриваются новые правила контроля за трансфертным ценообразованием для целей налогообложения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации разд. V.1, вступившим в силу с 01.01.2012. По истечении 2012 г.
Читать PDF

Особенности признания судом сделки контролируемой в соответствии с пунктом 10 статьи 105. 14 налогов

Королев Михаил Владимирович
Рассмотрен порядок признания судом сделки контролируемой согласно п. 10 ст. 105.14 НК РФ. Выделены его ключевые юридические признаки и проблемы применения.
Читать PDF

Модель оценки совокупного финансового риска в контролируемых сделках по внутригрупповому финансирова

Нагорных Максим Геннадьевич
В условиях текущего развития налоговой политики России деятельность взаимозависимых компаний связана с существенными финансовыми рисками, образующимися в результате государственного контроля их сделок.