Криминогенные факторы, влияющие на правовую психологию населения

Найдено 1 определение
Криминогенные факторы, влияющие на правовую психологию населения
Практически почти все они обусловлены слабостями мер и работы по упрочению правовой психологии общностей и отдельных личностей. Они непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения.
В подгруппе социально-психологических по свое природе факторов криминогенными выступают: низкая психологическая воздейственность всей правовой системы, законодательства, «пробелы» них, отставание законотворчества от фактических изменений в обществе; низкая психологическая действенность всей системы правовоспитательной работы, отвечающим новым реальностям жизни России и ее населения; правовой нигилизм, падение авторитета норм права у значительной части населения; падение престижа честного труда; социально-психологические напряжения и недовольства среди населения, вызываемые недостатками в жизни российского общества, работы органов государственного управления, органов правопорядка, борьбы с преступностью, реализации принципа неотступности наказания, работы с жалобами, заявлениями, исками граждан в государственных органах и судах; заразительность для части населения примеров быстрого и легкого обогащения людей с низким уровнем образованности, культуры и нравственности, наживших состояния явно нечестным путем; обостренные взаимоотношения между различными группами населения (социальными, профессиональными, национальными, религиозными и др.); падение авторитета органов правопорядка; низкая эффективность мер по профилактике криминальных деформаций правовой психологии у отдельных групп населения и граждан; тревожные слухи, возбужденная толпа, паника и др.
К числу непсихологических криминогенных факторов можно отнести: снижение уровня общественной морали; феномен «бизнеса власти», обилие различных льгот и привилегий у «слуг народа», обогащение их путем злоупотребления властью при полной безнаказанности, обеспеченной безграничной неприкосновенностью; широкое распространение рекета, шантажа, вымогательства, запугивания, психологического насилия, в том числе в государственной и правовой сфере; криминализация и сексуализация досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач, культ силы и насилия в них, жестокости, неуважения к человеку, сознательной или неосознаваемой пропаганды необходимости самозащиты любыми средствами, мести, самосуда; распространение в обществе уголовного жаргона, песенок на уголовный манер; социальная дифференциация молодежных групп по образцу уголовных, "дедовщина"; идеализация жизни удачливых преступников и их "благородных" качеств; подмена слов родного языка «красивыми» иностранными словечками, прикрывающими и романтизирующими омерзительную сущность преступной деятельности («киллер», «рекетир», «боевик» и др. вместо русских слов «убийца», «вымогатель», «подонок» и др.); повсеместная бесхозяйственность, слабая защищенность ценностей; развитие пьянства и наркомании; увеличение числа лиц без определенных занятий, места жительства, безработных; низкий уровень раскрываемости преступлений; коррупция в органах государственного управления и органах правопорядка; политический экстремизм и религиозный фанатизм; слабости системы воспитания подрастающего поколения и взрослых, особенно нравственного, правового, трудового, патриотического, семейного, культурного; слабости системы внешкольного воспитания, по месту жительства; практическое отсутствие пропаганды здорового образа жизни и его распространения; слабая психолого-педагогическая эффективность правового и нравственного воспитания персонала правоохранительных органов; снижение массовости и активности участия населения в укреплении законности и правопорядка; распространение оружия среди населения и др.
Очевидно, что ликвидация причин и условий возникновения противоправного поведения требует вдумчивой, масштабной и настойчивой работы, преодоления самотека и беспечности.
(А.М. Столяренко)
Литература: Столяренко А.М. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД. – М., 1987; Прикладная юридическая психология…., параграф 2.7.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама