взаимодействие и взаимовлияние двух многоуровневых общественных явлений. Бытие человека многогранно, он реализует себя в различных измерениях: пространственных, временных, культурных. Культура — сложнейший социальный феномен, имеющий отношение практически ко всем аспектам жизни и деятельности людей, в том числе и криминальным. Культура может выступать мощным барьером, препятствующим возникновению и распространению социального зла. В этом ракурсе культура является эффективным инструментом разрушения преступности. К сожалению, культура может играть и деструктивную роль. Подчас культурная среда оказывается криминогенным фактором. Например, криминальный мир создает свою культуру. Когда масштабы ее распространенности и роль в социальной жизни незначительны, этот феномен обычно именуют криминальной субкультурой. В ХХ в. во многих странах отмечен феномен экспансии криминальной субкультуры, трансформации ее в своеобразную («полукриминальную») культуру общества. Все это делает весьма актуальным анализ как антикриминального, так и криминогенного потенциала культуры. К числу наиболее многогранных определений культуры можно отнести следующее: «Культура — это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека:
материальные и духовные ценности человека;
способ жизнедеятельности людей;
их отношения между собой;
своеобразие жизни наций и народов;
уровень развития общества;
накапливаемая в истории развития общества информация;
совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;
религия, мифология, наука, искусство, политика;
знаковая система»1.
Криминологический анализ культурного феномена позволяет выделить несколько аспектов его взаимодействия с феноменом криминальным.
Во-первых, культура формирует социальную иерархию потребностей. Первичные потребности, данные человеку от природы, обрабатываются культурной средой, в результате чего потребностная сфера человека претерпевает существенную трансформацию. Одни потребности могут обрести статус социально значимых, важных, одобряемых, а их удовлетворение возводится в ранг заслуг. Другие принято удовлетворять стыдливо. Третьи вообще могут оказаться под запретом.
Во-вторых, культура определяет способы удовлетворения потребностей. Например, отдельные культуры отрицают насилие вообще. В некоторых культурах положительно оцениваются одни аспекты насилия (самозащита) и отрицательно — другие (агрессия). В криминальных субкультурах любая форма насилия может возводиться в ранг заслуг.
Типичные структуры потребностей и типичные способы их удовлетворения образуют стандарты поведения, которые могут быть оценены с точки зрения наличия и величины криминогенного потенциала.
По характеру отношения к агрессии можно выделить агрессивные и неагрессивные типы культур (культуры способствующие и препятствующие агрессии). С точки зрения характера влияния культуры на здоровье нации (физическое, психическое, нравственное) можно выделить конструктивные и деструктивные культуры (первые способствуют оздоровлению общества, вторые — инициируют его деградацию). Наркотизм, алкоголизм и пьянство, гомосексуализм, культ богатства, роскоши и комфорта — черты культуры, инициирующей социальную деградацию. Культуры, ориентированные главным образом на материальное потребление, имеют значительно больший криминогенный потенциал, нежели их духовный антипод. Рост материального потребления увеличивает удовлетворенность лишь до определенных пределов. Материальное пресыщение в сочетании с бездуховностью, как правило, вызывает нравственный кризис, субъективно переживаемый как очень неприятное чувство. Способом выхода из этого кризиса (а также профилактическим средством в отношении депрессии, вызываемой тупиковым пресыщением) является развитие духовных потребностей. В плане криминологического анализа феномена культуры особую ценность имеют концепция конфликта культур (совершение преступлений на почве межкультурных противоречий) и концепция субкультур (формирование в рамках макрокультуры своеобразной миникультуры — криминальной). Изменить стандарты поведения людей можно изменением как самой культуры, так и механизмов ее регенерации в социальной среде: передачи элементов культуры от одного человека другому, от поколения поколению. Как отмечалось выше, существуют культуры, отрицающие преступность, и наоборот — развивающие ее. В этих условиях особую значимость приобретает не столько процесс формирования новых элементов культуры, сколько содействие распространению антикриминальных культур (развитие здоровых национальных традиций, восприятие позитивного извне) и воспрепятствование развитию их антиподов. В данном контексте речь идет об утверждении в обществе позитивного культурного идеала и всемерном распространении его.
Культурный идеал практически невозможно сформулировать во всеобъемлющей форме, но основные его элементы вполне могут быть очерчены:
развитие духовных потребностей (в том числе и ориентации на высшую справедливость), их приоритет в социальной иерархии потребностей;
исключение элементов, развивающих социальную патологию — культура должна способствовать укреплению здоровья нации, препятствовать социальной дезорганизации и деградации;
ограничение и постепенное вытеснение насилия и индивидуализма как форм социального бытия.
177.51 кб
Преступность и культура
В статье рассматривается взаимосвязь в современной социальной жизни между культурной и криминальной практикой, то есть коллективным поведением, организованным вокруг образов, стиля и символического значения, которое классифицирует