Квалификационные требования к муниципальным служащим

Найдено 1 определение
Квалификационные требования к муниципальным служащим
требования к замещающим муниципальные должности работникам, характеризующие степень и вид профессиональной обученности служащего, уровень мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной должности и обеспечивающие надлежащее исполнение муниципальным служащим обязанностей по занимаемой должности.
Квалификационные требования базируются на модели рабочего поведения, обеспечивающего подход, знания или навыки для выполнения работы на приемлемом или высоком уровне и для успешного достижения целей.
Муниципальные служащие относятся к группе персонала высокой значимости и большого риска. От них во многом зависят ситуация в муниципальном образовании, судьба жителей. Просчеты, ошибки муниципальных служащих имеют самые серьезные социальные последствия (см. Муниципальный служащий).
Важным условием улучшения персонального состава и повышения эффективности труда муниципальных служащих являются совершенствование оценки квалификации работников и установления квалификационных требований с учетом профессионально-должностных характеристик различных категорий должностей. Профессиональнодолжностная характеристика служит основой для определения видов, характера, объема концептуальных и прикладных знаний, умений, навыков, необходимых для работы по должности муниципальной службы, т. е. квалификационных требований.
Квалификационные требования могут предъявляться к уровню профессионального образования, стажу работы по специальности, в том числе к стажу муниципальной или государственной службы, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района или городского округа, уставом муниципального района или городского округа и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. Это могут быть требования на наличие высшего профессионального образования по специальности «управление» или прохождение профессиональной переподготовки; наличие стажа работы на руководящих должностях.
К муниципальным служащим, замещающим должность руководителя финансового органа местной администрации, предъявляются квалификационные требования, установленные Правительством РФ.
Содержание и сложность работ, установленных для той или иной должности, предопределяют требования к квалификации исполнителя, которая в обязательном порядке устанавливается должностной инструкцией. Уровень квалификации работников, как руководителей, так и специалистов, определяется объемом знаний, приобретенных в результате профессиональной подготовки, и степенью освоенных навыков для решения конкретных практических задач при выполнении функциональных обязанностей с использованием полученных в учебном заведении и в процессе работы знаний и умений. Квалификация определяется уровнем специального образования (высшее, среднее специальное), полученного в системе профессиональной подготовки, и продолжительностью работы в определенной сфере деятельности, т. е. стажем работы, в процессе которой развиваются профессиональные навыки. Квалификация оценивается с помощью косвенных показателей, в основу которых и положены квалификационные требования, установленные для каждой конкретной должности.
НИИ труда установлено, что уровень квалификации работников в зависимости от стажа работы по специальности повышается пропорционально стажу до определенной продолжительности (17–29 лет), а затем начинает снижаться. При этом влияние стажа работы примерно в 4 раза ниже влияния образования.
Для выполнения должностных обязанностей муниципальный служащий должен иметь определенный уровень знаний, обладать рядом навыков и умений, в том числе по применению знаний при исполнении должностных полномочий. Муниципальный служащий должен знать, понимать и уметь применять нормы Конституции РФ, федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, иных федеральных правовых актов, актов органов государственной власти субъектов РФ, устава муниципального образования, решений, принятых населением непосредственно, иных муниципальных правовых актов.
Муниципальному служащему требуются управленческие навыки и специальные знания в профильной области работы и смежных отраслях, знание основ управления и организации труда, порядка прохождения муниципальной службы, знание положений, инструкций и других нормативных документов, необходимая степень умения применять технические средства, прогрессивные и инновационные методы работы, повышающие качество и оперативность выполнения должностных обязанностей. Муниципальному служащему необходимы знания, умения в области делопроизводства, норм делового общения, форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления, порядка работы со служебной и секретной информацией, правил охраны труда и противопожарной безопасности.
Муниципальный служащий должен обладать навыками руководящей работы, оперативного принятия и реализации управленческих решений, ведения деловых переговоров, публичного выступления, взаимодействия с другими органами местного самоуправления, государственными органами, навыками нормотворческой деятельности, планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, обеспечения выполнения поставленных руководством задач, эффективного планирования служебного времени, стимулирования достижения результатов, владения конструктивной критикой, подбора и расстановки кадров, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, систематического повышения профессиональных знаний, редактирования документации на высоком стилистическом уровне, своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов.
Квалификационные требования определяют соотношение должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы (см. Должности муниципальной службы).
О. Л. Савранская
Список литературы
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Европейская хартия местного самоуправления // Собр. законодательства РФ. 07.09.1998 г. № 36. Ст. 4466. Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ.
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.
ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от
02.03.2007 г. № 25-ФЗ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.
Кадровое обеспечение муниципальных образований в РФ: учеб. пособие для преподавателя. — М.: АНХ, 2008.
Порядок и условия прохождения муниципальной службы: учебно-метод. пособие / под общ. ред. и научным руководством А. Ф. Мурашко, О. Л. Савранской, В. А. Столяровой. — М.: РИЦ «Муниципальная власть». 1999.
Проблемы труда в государственном и муниципальном управлении. Институт труда Министерства труда и социального развития РФ. — М., 1997.
Социально-трудовые отношения на государственной службе / под общ. ред. Е. Д. Катульского, Ю. М. Забродина, А. Ф. Зубковой. — М.,1998.
Столярова В. А. Функции и оценка результатов труда работников аппарата управления. — М., Экономика, 1995.
Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. — М., 1997

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия