Лассаль Фердинанд

Найдено 1 определение
Лассаль Фердинанд
(1825 – 1864 гг.) – немецкий публицист, политик и адвокат, родился в семье мещан, учился в Лепцигской торговой школе, в Бреславском и берлинском университетах, занимался филологией и философией. В 1848 – 1849 гг. участвовал в демократическом движении Рейнской провинции; в начале 1860-х гг. примкнул к рабочему движению и стал одним из основателей рабочей партии – Всеобщего германского рабочего союза (1863 г.). Был избран президентом этой партии. Погиб на дуэли. Ф. Энгельс называл Ф. Лассаля правоверным гегельянцем. Сам же Лассаль считал себя учеником К. Маркса: знал наизусть «Манифест Коммунистической партии» и экономические труды Маркса, широко их пропагандировал в немецком рабочем движении. Основными работами Лассаля являются: «Система приобретённых прав» (1861 г.); «Программа работников» (1862 г.); «Наука и работники» (1862 г.), «Гласный ответ» (1863 гг.). Ф. Лассаль считал государство воплощением общественного интереса, только в государстве он видел путь спасения от всех социальных зол: «Государство – это учреждение, в котором должна воплотиться вся добродетель человечества, - цель государства дать возможность человечеству процветать и прогрессивно развиваться, другими словами, назначение человека – добиться насаждение культуры, на какую только человеческий род способен. И рабочее сословие, и вообще низшие классы общества, благодаря беспомощности, в какой пребывало большинство их, обнаружили глубокий инстинкт, возлагая все свои надежды на государство». Современное буржуазное государство основано на имущественном избирательном цензе и служит лишь «ночным сторожем», призванным охранять личную свободу индивида и его собственность: «Буржуазия определяет нравственную цель государства так: она состоит исключительно в охранении личной свободы и собственности индивидуума. Это идея ночного сторожа, господа, идея ночного сторожа потому, что государство представляется здесь только в образе караульщика, всё назначение которого предупреждать разбои и грабежи».
Государство будущего должно ставить перед собой ещё и социальные задачи. Ф. Лассаль предлагал осуществить социализм на основе существующего государства. Если ввести всеобщее избирательное право, полагал он, отменив имущественный ценз, то государство станет «народным» и будет служить всем и каждому: «При всеобщем и прямом избирательном праве невозможно, чтобы избранные представители не сделались, наконец, верным и точным отражением избравшего их народа». Тем самым будет реализована «государственная идея рабочего сословия». Лассаль обращался к рабочим со следующими словами: «Всеобщее и прямое избирательное право – это не только ваш политический, но и ваш основной социальный принцип, основное условие всякого социального улучшения». Когда 98% неимущих пойдут голосовать, они будут способны изменить политику государства. Социальный вопрос будет решён через: государственные субсидии и государственный кредит; учреждение производительных товариществ как в промышленности, так и в земледелии в таком объёме; чтобы из них возникла социалистическая организация совокупного труда, которая постепенно вытеснит капитализм. Рабочие в этих товариществах будут получать «полный трудовой доход». Завоевание всеобщего избирательного права – вот путь к социализму. Был тайный договор Лассаля с канцлером Германской империи О. Бисмарком: за поддержку рабочими его политики Бисмарк обещал ввести всеобщее избирательное право в Германии. Заметим кстати, что обе стороны выполнили свои обещания. В отличие от политической программы Маркса, основанной на концепции классовой борьбы и насильственной революции для решения рабочего вопроса и построения социализма, Лассаль, как отмечалось, возлагал надежды на существующее государство: «Я приписываю государству высокую, великую задачу, - развить зародыши человечности, что оно делало от начала истории и будет делать во веки веков, я требую, чтобы оно, как орган всех, устроило своей благодетельной рукой жизнь всех». Лассаля волновала не только конкретная проблема решения рабочего вопроса, но и сугубо научные, теоретические проблемы конституционализма. В работе «О сущности конституции» он говорит о двух конституциях: действительной (фактической) и правовой (юридической). Конституция действительная представляет собой фактическое соотношение сил в обществе: король – войско – дворянство – промышленники – банкиры – мелкая буржуазия – рабочие. Именно эта действительная конституция определяет все законы и все правовые учреждения данного общества. Конституция правовая представляет собой конституцию писанную на бумаге. Стабильность писанной конституции зависит от её соответствия конституции действительной: «Что бы ни было написано на листе бумаги, не будет иметь никакой цены, пока не отвечает действительному положению вещей, реальному соотношению между общественными силами». В подтверждение своих слов Лассаль приводит такой пример: если у вас в саду растёт яблоня, а вы на неё повесили табличку с надписью «фиговое дерево», то неужели наша яблоня благодаря только этой надписи и в самом деле станет фиговым деревом? Действительная конституция пробивается через писанную конституцию с такой же необходимостью, какая заключается в законе тяготения.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Найдено схем по теме — 1