1870–1924) – российский революционер и государственный деятель, основатель и руководитель советского государства, глава коммунистической партии и международного коммунистического движения. Л. не создал самостоятельного этического учения, но отдельные вопросы, посвященные нравственным проблемам, вплетены у него в социально-политические, социологические, философские и публицистические труды. Основные идеи Л. в области этики сводятся к следующим: 1) мораль имеет социально-историческую сущность, она выражает интересы господствующих классов общества; 2) социально-историческое содержание моральных норм не означает полного подчинения человека историческим обстоятельствам, не отрицает его свободы, а значит, и ответственности за его поступки; 3) подлинно нравственная оценка поступков и личных качеств человека возможна только с позиций социального детерминизма; 4) мораль автономна от религии, понятия религиозной совести и греха не являются абсолютными и незыблемыми началами нравственности. «Богостроительская нравственность» поэтому является столь же несостоятельной, как и другие формы религиозной морали; 5) победа дела революции достигается, в конечном счете, не революционным насилием, но моральным авторитетом пролетариата и коммунистической партии. Заслуга Л. в области этики – в обосновании в русле марксистской традиции социально-исторической природы многих моральных явлений.
ЛЕНИН Владимир Ильич
ЛЕНИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ
1870—1924) - основатель и идеолог большевистской партии, организатор Октябрьской революции в России, создатель советского государства. Его политико-юридические взгляды базировались на марксистской концепции государства и права, в ряде моментов им дополненной и конкретизированной. Эти взгляды изложены прежде всего в таких ленинских работах, как «Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», лекция «О государстве», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». В.И. Ленин отождествляет государство с государственным аппаратом, а право — с законом, рассматривая их в первую очередь в качестве сугубо классовых установлений. Они для него — продукт и проявление непримиримости существующих в обществе классовых противоречий. Классовость государства и права выражается, по В.И. Ленину, и в том, что с их помощью проводится политика, угодная и выгодная господствующему классу и ущербная для подвластных масс трудящихся. Очень редко отмечает В.И. Ленин деятельность государства по удовлетворению общенациональных интересов, потребностей общества в целом; он считает ее малозначащей и нетипичной для государства. Неприязнь вызывают в нем представления о зависимости сущностных свойств государства от процессов общественного разделения труда, усложнения механизмов социального взаимодействия, от развития собственно организационно-управленческих структур и т.д. Ему ясно, что подобного рода взгляды размывают нужный большевикам образ государства как орудия класса собственников основных средств производства, орудия диктатуры экономически господствующего класса. К проблеме диктатуры В.И. Ленин обращается неоднократно. «Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой... для всякого классового общества вообще». По В.И. Ленину, «диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами». Вот более подробная формулировка: «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть». Оборотная сторона ленинской трактовки социально- политической природы государства как классовой диктатуры — негативная оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, возникших и развившихся в «досоциалистическую» эпоху. Сточки зрения В.И. Ленина, почти все, на что они способны — быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, прятать от них угнетательскую сущность государства. Различные демократически- правовые институты и нормы (законы в т.ч.) достойны разоблачения и отрицания. Их в лучшем случае (например парламентаризм) можно использовать в борьбе против той же диктатуры господствующего класса. Наличия общечеловеческих политико- юридических ценностей В.И.Ленин фактически не признает. В социалистической революции пролетариат обязан разрушить прежнюю государственность и, захватив власть, став господствующим классом, создать принципиально новый тип государства. Он должен отказаться от территориального начала в формировании представительных учреждений, от разделения властей, от политического плюрализма, от равенства всех без исключения граждан перед законом и от многих других демократически-правовых феноменов. Государственной формой диктатуры пролетариата призвана стать Республика Советов, сочетающая черты государственной и общественной организации, признаки представительной и прямой демократии. Советы будут одновременно и законодательствовать, и исполнять принимаемые ими законы, и контролировать выполнение данных законов. Такое устройство есть, по В.И. Ленину, воплощение пролетарской, социалистической демократии. Последнюю отличают «демократический централизм», «социалистическая законность », преодоление бюрократизма и т.д. Все это имеет резон только при одном решающем условии — безоговорочной работе на удержание и усиление диктатуры пролетариата. Но удержание и усиление диктатуры пролетариата состоится, если Республикой Советов, органами власти будут руководить единственно коммунисты, партия большевиков, и никто иной. Вне такого руководства Советы, в глазах В.И. Ленина, превращаются в контрреволюционные учреждения. «Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков». В свою очередь, самой партией руководит ее Центральный Комитет. Внутри него образуются совсем узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро), которые, по сути дела, и вершат все дела в партии, государстве, обществе. «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением без руководящих указаний ЦеКа партии ». На упреки в том, что после Октября 1917 в стране установилась диктатура одной (большевистской) партии, В.И. Ленин отвечает: «Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем». Диктатуре пролетариата предстоит, по замыслу марксиста В.И. Ленина, кроме проведения акций классового насилия вести за собой и «воспитывать» массу непролетарского населения. Ей надо налаживать «социалистическое хозяйство», планово-командную экономику, подготавливать предпосылки отмирания государства и права. В будущем бесклассовом коммунистическом обществе им нет места, они исчезнут. Как в марксизме, так и в ленинизме идея отмирания государства и права (законов государства) остается одним из краеугольных камней политико-юридической доктрины. Взгляды В.И. Ленина на власть и политику, государство и право (законодательство), в особенности на «технологию» осуществления коммунистами политического господства, имели в 20 в. широкий международный резонанс. Они оказали глубокое и длительное воздействие на практику и теорию большевизма. Лит.: История политических и правовых учений XX в. М., 1995; Самарская ЕА. Критический комментарий к работе Ленина «Государство и революция» / / Социал-демократия в начале века. М., 1994; Нерсесянц В.С. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание//Философия права. М., 1997; НагаЧнй N. Ьешп РоКйса1 Тпои§п1. Ы.У., 1981; Карр Эдвард. Ленинская теория государства / / История Советской России. М., 1990. Книга 1. Л.С. Мамут
Источник: Юридическая энциклопедия
ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924)
теоретик большевизма, последователь учения К. Маркса, организатор и вдохновитель Октябрьской социалистической революции, первый руководитель советского государства. Родился в Симбирске. В 1891 г. в Самаре экстерном сдает экзамены за юридический факультет Петербургского университета, начинает деятельность профессионального революционера. В период 1895-1917 гг. разворачивает активную работу по подготовке пролетарской революции, изучает историю философии, развивает идеи марксизма. В 1895 г. инициирует образование в Петербурге "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", участвует в работе I съезда РСДРП (Минск). С 1903 г. руководит деятельностью ЦК большевистской партии (РСДРП (б)). После Октябрьской социалистической революции возглавляет советское правительство (СНК). Совет рабочей и крестьянской обороны (1918-1920). В 1917-1923 гг. основное внимание уделяет строительству государственного аппарата, разработке основ экономической политики, развитию теории "научного коммунизма".
Вопросы теории государства и права интересовали Л. главным образом с точки зрения проблем власти: способов ее завоевания и удержания. Государство Л. воспринимал как аппарат для систематического применения насилия, возникающий только "там и тогда, где и когда появлялось деление общества на классы". "Государство, - по мысли Л.. - есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Предусмотренную Ф. Энгельсом возможность возникновения государства в бесклассовом обществе посредством "азиатского способа производства" Л. игнорировал. Он выделял следующие этапы развития человечества:
а) первобытнообщинный строй; б) рабство ("через которое прошла вся цивилизованная Европа"); в) крепостническое общество; г) капитализм; д) коммунизм (социализм - переходный период, период диктатуры пролетариата).
Развивая теорию марксизма об эволюции капиталистического способа производства. Л. создал учение об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Он назвал пять основных признаков империализма, обусловливающих возможность замены его более прогрессивным социалистическим способом производства: а) концентрация производства и капитала, создание монополий; б) слияние банковского капитала с промышленным, образование финансовой олигархии; в) перевес вывоза товаров над вывозом капиталов; г) создание международных союзов капиталистов, делящих мир между собой; д) конец территориального раздела мира (с точки зрения экономического влияния), борьба за его передел. Следующим закономерным этапом общественного развития, по мнению Л., мог быть только социализм, который к уже формально обобществленным при империализме средствам производства приспособит более совершенные производственные отношения. Однако чуть позднее Л. пришел к выводу, что с наибольшей вероятностью победа пролетарской революции может быть достигнута не в высокоразвитой, а в одной, отдельно взятой, отсталой капиталистической стране - "слабом звене в цепи империализма", в частности в России. Это ленинское положение вступает в противоречие с его же учением об империализме, поскольку предполагается, что в стране должны быть созданы объективные условия для перехода к социализму, в частности концентрация производства достигает необходимых размеров, пролетариат становится наиболее многочисленным классом общества. Кроме того, мысль о возможной победе революции в одной стране противоречила теории марксизма, ориентированного на осуществление пролетарской революции в международных масштабах.
Значительно расширил Л. и марксистские представления о сущности и содержании понятия "диктатура пролетариата" как одной из разновидностей "диктатуры класса". По его мнению, режим диктатуры пролетариата - ничем не ограниченная власть, опирающаяся на террор и насилие по отношению к классовым противникам - должен охватывать собой весь период социализма. Если учесть, что цель социализма - уничтожение классов, которые, по предположению Л., будут существовать на протяжении всего периода диктатуры пролетариата (т.е. социализма), то получается, что диктатура - единственно возможный способ существования социалистического общества. По сути дела, провозглашая "диктатуру класса" единственным способом существования государства, Л. оправдывал любой, даже самый антиправовой режим государства.
Особенно много внимания вопросам теории государства и права Л. уделял в 1917-1919гг. в связи с необходимостью обосновать историческую закономерность свершившейся социалистической революции и определить методы воплощения диктатуры пролетариата. Под руководством и при непосредственном участии Л. в тот период были приняты декреты, положившие начало развитию практически всех отраслей правовой системы. Причем наряду с законодательными актами советского правительства источником права была признана программа большевистской партии.
В период построения организационно-правовых основ социалистического государства Л. придерживался той точки зрения, что диктатура пролетариата - это власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами, что для революции необходимы не "общенародные" учреждения уже изжившего себя буржуазного парламентаризма, а республика Советов как форма диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Начав с констатации того, что "в буржуазной республике Учредительное собрание является высшей формой демократизма", он отказался признать законной "формально-юридическую сторону" общенародного избрания представительных органов власти на том основании, что республика Советов с ее ярко выраженной дискриминацией ранее господствовавших классов есть якобы еще более высокая форма демократии.
Понятие "право", таким образом, Л. ставил в абсолютную зависимость от понятия "власть". Ни о каком разделении властей не могло быть и речи. Признавая необходимость формального соблюдения законности. Л. настаивал на введении в уголовное законодательство "принципиального" положения, мотивирующего "суть и оправдание террора, его необходимость и пределы". Не следует переоценивать негативную направленность данного тезиса, поскольку речь шла не о расширении террора, а о. его легализации в условиях реального общественного противостояния. Суд в этой ситуации должен был использовать террор в заранее установленных пределах. Власть, устанавливающая эти пределы, была практически ничем не ограничена.
Последовательностью ленинская позиция в отношении права не отличалась; он, например, осуждал римское право (как право господствующего класса эксплуататоров), в частности, за то, что действие закона о наказании за убийство в Древнем Риме не распространялось на случаи убийства рабов. В то же время Л. признавал абсолютное право пролетариата (как господствующего класса) на правовой произвол и издание таких законов, которые преследовали цель "законного" уничтожения целых классов.
Вопросы теории государства и права интересовали Л. главным образом с точки зрения проблем власти: способов ее завоевания и удержания. Государство Л. воспринимал как аппарат для систематического применения насилия, возникающий только "там и тогда, где и когда появлялось деление общества на классы". "Государство, - по мысли Л.. - есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Предусмотренную Ф. Энгельсом возможность возникновения государства в бесклассовом обществе посредством "азиатского способа производства" Л. игнорировал. Он выделял следующие этапы развития человечества:
а) первобытнообщинный строй; б) рабство ("через которое прошла вся цивилизованная Европа"); в) крепостническое общество; г) капитализм; д) коммунизм (социализм - переходный период, период диктатуры пролетариата).
Развивая теорию марксизма об эволюции капиталистического способа производства. Л. создал учение об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Он назвал пять основных признаков империализма, обусловливающих возможность замены его более прогрессивным социалистическим способом производства: а) концентрация производства и капитала, создание монополий; б) слияние банковского капитала с промышленным, образование финансовой олигархии; в) перевес вывоза товаров над вывозом капиталов; г) создание международных союзов капиталистов, делящих мир между собой; д) конец территориального раздела мира (с точки зрения экономического влияния), борьба за его передел. Следующим закономерным этапом общественного развития, по мнению Л., мог быть только социализм, который к уже формально обобществленным при империализме средствам производства приспособит более совершенные производственные отношения. Однако чуть позднее Л. пришел к выводу, что с наибольшей вероятностью победа пролетарской революции может быть достигнута не в высокоразвитой, а в одной, отдельно взятой, отсталой капиталистической стране - "слабом звене в цепи империализма", в частности в России. Это ленинское положение вступает в противоречие с его же учением об империализме, поскольку предполагается, что в стране должны быть созданы объективные условия для перехода к социализму, в частности концентрация производства достигает необходимых размеров, пролетариат становится наиболее многочисленным классом общества. Кроме того, мысль о возможной победе революции в одной стране противоречила теории марксизма, ориентированного на осуществление пролетарской революции в международных масштабах.
Значительно расширил Л. и марксистские представления о сущности и содержании понятия "диктатура пролетариата" как одной из разновидностей "диктатуры класса". По его мнению, режим диктатуры пролетариата - ничем не ограниченная власть, опирающаяся на террор и насилие по отношению к классовым противникам - должен охватывать собой весь период социализма. Если учесть, что цель социализма - уничтожение классов, которые, по предположению Л., будут существовать на протяжении всего периода диктатуры пролетариата (т.е. социализма), то получается, что диктатура - единственно возможный способ существования социалистического общества. По сути дела, провозглашая "диктатуру класса" единственным способом существования государства, Л. оправдывал любой, даже самый антиправовой режим государства.
Особенно много внимания вопросам теории государства и права Л. уделял в 1917-1919гг. в связи с необходимостью обосновать историческую закономерность свершившейся социалистической революции и определить методы воплощения диктатуры пролетариата. Под руководством и при непосредственном участии Л. в тот период были приняты декреты, положившие начало развитию практически всех отраслей правовой системы. Причем наряду с законодательными актами советского правительства источником права была признана программа большевистской партии.
В период построения организационно-правовых основ социалистического государства Л. придерживался той точки зрения, что диктатура пролетариата - это власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами, что для революции необходимы не "общенародные" учреждения уже изжившего себя буржуазного парламентаризма, а республика Советов как форма диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Начав с констатации того, что "в буржуазной республике Учредительное собрание является высшей формой демократизма", он отказался признать законной "формально-юридическую сторону" общенародного избрания представительных органов власти на том основании, что республика Советов с ее ярко выраженной дискриминацией ранее господствовавших классов есть якобы еще более высокая форма демократии.
Понятие "право", таким образом, Л. ставил в абсолютную зависимость от понятия "власть". Ни о каком разделении властей не могло быть и речи. Признавая необходимость формального соблюдения законности. Л. настаивал на введении в уголовное законодательство "принципиального" положения, мотивирующего "суть и оправдание террора, его необходимость и пределы". Не следует переоценивать негативную направленность данного тезиса, поскольку речь шла не о расширении террора, а о. его легализации в условиях реального общественного противостояния. Суд в этой ситуации должен был использовать террор в заранее установленных пределах. Власть, устанавливающая эти пределы, была практически ничем не ограничена.
Последовательностью ленинская позиция в отношении права не отличалась; он, например, осуждал римское право (как право господствующего класса эксплуататоров), в частности, за то, что действие закона о наказании за убийство в Древнем Риме не распространялось на случаи убийства рабов. В то же время Л. признавал абсолютное право пролетариата (как господствующего класса) на правовой произвол и издание таких законов, которые преследовали цель "законного" уничтожения целых классов.
Источник: Энциклопедия юриста