ЛЕСНОЕ ПРАВО
Лесное право
сравнительно обособленная группа норм и правовых институтов, объединенных общностью лесных отношений, которые регулируются этими нормами. Лесное право - подотрасль экологического права.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Лесное право
1) система правовых норм и правовых институтов, образующих самостоятельную комплексную отрасль права, предметом которой являются лесные общественные отношения; 2) научная специальность в составе специальности 12.00.06 "Природоресурсное право, аграрное право, экологическое право" номенклатуры специальностей научных работников; 3) составная часть учебной дисциплины "Земельное право"; самостоятельная учебная дисциплина, преподаваемая в юридических вузах, как правило, в виде специального курса.
Источник: Экологическое право России: словарь юридических терминов
ЛЕСНОЕ ПРАВО
система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию и охране лесных ресурсов. Л. п. является самостоятельной отраслью законодательства, а также научно-правовой и учебной дисциплиной, выступая при этом в качестве подотрасли комплексной отрасли экологического права. Предметом Л. п. являются отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения). Основным федеральным источником Л. п. является Лесной кодекс РФ, согласно которому лесное законодательство РФ состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Источник: Большой юридический словарь
ЛЕСНОЕ ПРАВО
1) отрасль российского права, регулирующая отношения по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, как входящих, так и не входящих в лесной дЬонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, как одной из основ жизни и деятельности проживающих на соответствующей территории народов в целях оптимального использования лесных ресурсов, защиты интересов государства и граждан РФ, укрепления законности в сфере лесопользования. В России Л.п. как отрасль права сформировалось в СССР в 60-70 гг. 20 в. Основные принципы Л.п.: различие правовых режимов лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности; государственная собственность (федеральная, субъектов Федерации) на лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд; использование лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, на праве пользования; лицензирование лесопользования; платность лесопользования; охрана и защита лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд; государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Основные источники Л.п. — Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Лесной кодекс РФ 1997 и принимаемые в соответствии с ними федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. 2) Как совокупность правовых норм и институтов, Л.п. делится на общую часть (право собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд; государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; право пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд; охрана и защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов) и особенную часть (правовые особенности использования лесного фонда, не входящих в лесной фонд лесов, древесно-кустарниковой растительности). Лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны (они не входят в состав лесного фонда), находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Участки лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, предоставляются гражданам и юридическим лицам только на правах пользования. В задачи государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов входит разработка и реализация программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; определение расчетной лесосеки; предоставление участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование или краткосрочное пользование; государственный учет лесного фонда, государственный контроль за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов и др. Значительная часть норм Л.п. регламентирует сферу использования лесов, а также древесно-кустарниковой растительности (см. Лесопользование). Особое внимание в Л.п. уделяется охране (от незаконных рубок, нарушений порядка лесопользования и т.п.) и защите (от вредителей и болезней) лесов: порядку осуществления мероприятий по охране и защите лесов, деятельности государственного пожарного надзора и авиационной охраны и т.д. Л.п. предусматривает также правовые меры по воспроизводству лесов и лесоразведению. В зарубежных странах (кроме стран СНГ) Л.п. как отрасль права отсутствует. Лесные отношения регулируются там в основном нормами гражданского и административного права. Г.С. Башмаков
Источник: Юридическая энциклопедия
ЛЕСНОЕ ПРАВО
самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения по использованию и охране лесных ресурсов. Наряду с другими природоресурсными отраслями входит в комплексную отрасль экологического права.
Предметом Л.п. выступает область лесных общественных отношений. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения).
ЛК устанавливает соотношение отраслевого регулирования отдельных лесных и иных тесно примыкающих к ним отношений. Так, отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются совместно лесным и земельным законодательством РФ: отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов регулируются гражданским законодательством РФ. Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются лесным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, регулируются гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено ЛК. Административные (в том числе финансовые) отношения, возникающие в этой сфере, регулируются лесным, административным и финансовым законодательством РФ.
Таким образом, отношения, входящие в предмет Л.п., весьма тесно переплетаются с отношениями, которые регулируются земельным, гражданским, административным и иными отраслями права. На этом основании некоторые ученые рассматривают лесные отношения как комплексные, причисляя к ним отношения собственности на леса (в том числе и не входящие в лесной фонд) и другие имущественные отношения в области лесопользования, управленческие отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (поскольку ЛК посвящает целый раздел регулированию полномочий государственных органов, управляющих лесным фондом), отношения по организации лесного хозяйства (основные требования к ведению лесного хозяйства, порядок деления лесов на группы и категории защитности, порядок определения возрастов рубок и т.п.).
Важным для раскрытия предмета Л.п. является выделение объекта лесных отношений. Исходным пунктом служит понятие леса. Содержание этого понятия было предметом многолетних дискуссий ученых-юристов, биологов, лесоводов (конца 60-х - середины 70-х гг.). В конечном счете, верх одержала точка зрения, согласно которой юридическое понятие леса не идентично биологическому. Лес и земля (не говоря уже о недрах, животном мире)- самостоятельные объекты и права собственности, и, соответственно, лесных, земельных, горных и фаунистических отношений. В науке Л.п. лес представлялся как совокупность всей древесно-кустарниковой и иной растительности. А совокупность всех лесов означала лесной фонд.
Принципиально новый подход к понятию леса закреплен в ЛК. В преамбуле к нему говорится, что лесные отношения регулируются с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. ЛК вкладывает новое содержание и в понятие лесного фонда. Статья 7 ЛК гласит: "Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые десной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляется в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации".
В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли. Клееным относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).
К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда) земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли.
Объектами лесных отношений по ст. 6 ЛК являются лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве. По общему правилу оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов возможно лишь в той мере, в какой это предусмотрено ЛК. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой их отчуждение, запрещены.
Сделки с правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством РФ.
Субъектами Л.п. - участниками лесных отношений являются: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Последние две категории субъектов вступают в лесные отношения в тех случаях, когда они ведут лесное хозяйство и (или) используют лесной фонд, а также леса, не входящие в лесной фонд (см. также Лесопользователь).
Метод Л.п. является преимущественно императивным (установление запретов, конкретных разрешений, ограничений, конкретных мер юридической ответственности). что отражает активную роль государства в обеспечении рационального использования и охраны лесных ресурсов. Вместе с тем в связи с развитием рыночных отношений более широкое применение, чем в советское время, получил диспозитивный метод, что выражается, в частности, во включении в новое лесное законодательство институтов лесного конкурса и аукциона, договоров аренды, концессии, и безвозмездного пользования участками лесного фонда в качестве оснований возникновения прав лесопользования. Кроме того, в Л.п. используется метод гарантии (например, ст. 84 ЛК гарантирует права лесопользователей).
К основным принципам Л.п. относятся: а) приоритет государственной (федеральной) собственности на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и земли лесного фонда; б) принцип программирования и прогнозов использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; в) постоянное повышение экологического и ресурсного потенциала лесов; г) осуществление лесохозяйственных мероприятий и лесопользования методами, не наносящими вред окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека (ст. 54 ЛК); д) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека. Правовой основой реализации этого принципа выступает деление лесного фонда на группы и категории защитности; е) принцип многоцелевого, непрерывного пользования лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах; ж) принцип расширенного воспроизводства, улучшения породного состава и качества лесов, повышения их продуктивности, охраны и зашиты лесов; з) рациональное использование и постоянное повышение продуктивности земель лесного фонда (ст. 91 ЛК); и) повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, достижений науки, техники и передового опыта; к) принцип сохранения биологического разнообразия лесных экологических систем; л) сохранение объектов историко-культурного и природного наследия; м) лицензирование права лесопользования.
Система современного Л.п. может быть представлена в виде общей и особенной части.
Общая часть. Л.п. включает следующие правовые институты: общие положения Л.п.: право собственности на леса: государственное управление лесными ресурсами, охраной и воспроизводством лесов: правовое регулирование организации лесного хозяйства и финансирования расходов на ведение лесного хозяйства: право лесопользования: правовое регулирование охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения; юридическая ответственность за лесонарушения.
Особенная часть Л.п. объединяет правовой режим: лесов, входящих в лесной фонд; лесов, расположенных на землях поселений: лесов, расположенных на землях обороны: государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, находящихся на территории лесного фонда, лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, древесно-кустарниковой растительности.
Основным источником Л.п. является ЛК. Он состоит из 7 разделов и 138 статей. Важными источниками Л.п. являются постановления Правительства РФ и приказы Рослесхоза. В соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Многие из последних приняли собственные законодательные акты по лесным отношениям (например. Закон Карелии о лесах 1992 г., закон Ленинградской области о лесопользовании 1996 г.). Большинство этих актов противоречат ЛК и должны быть приведены в соответствие с ним.
Л. п. является самостоятельной научной дисциплиной.
Предметом Л.п. выступает область лесных общественных отношений. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения).
ЛК устанавливает соотношение отраслевого регулирования отдельных лесных и иных тесно примыкающих к ним отношений. Так, отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются совместно лесным и земельным законодательством РФ: отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов регулируются гражданским законодательством РФ. Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются лесным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, регулируются гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено ЛК. Административные (в том числе финансовые) отношения, возникающие в этой сфере, регулируются лесным, административным и финансовым законодательством РФ.
Таким образом, отношения, входящие в предмет Л.п., весьма тесно переплетаются с отношениями, которые регулируются земельным, гражданским, административным и иными отраслями права. На этом основании некоторые ученые рассматривают лесные отношения как комплексные, причисляя к ним отношения собственности на леса (в том числе и не входящие в лесной фонд) и другие имущественные отношения в области лесопользования, управленческие отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (поскольку ЛК посвящает целый раздел регулированию полномочий государственных органов, управляющих лесным фондом), отношения по организации лесного хозяйства (основные требования к ведению лесного хозяйства, порядок деления лесов на группы и категории защитности, порядок определения возрастов рубок и т.п.).
Важным для раскрытия предмета Л.п. является выделение объекта лесных отношений. Исходным пунктом служит понятие леса. Содержание этого понятия было предметом многолетних дискуссий ученых-юристов, биологов, лесоводов (конца 60-х - середины 70-х гг.). В конечном счете, верх одержала точка зрения, согласно которой юридическое понятие леса не идентично биологическому. Лес и земля (не говоря уже о недрах, животном мире)- самостоятельные объекты и права собственности, и, соответственно, лесных, земельных, горных и фаунистических отношений. В науке Л.п. лес представлялся как совокупность всей древесно-кустарниковой и иной растительности. А совокупность всех лесов означала лесной фонд.
Принципиально новый подход к понятию леса закреплен в ЛК. В преамбуле к нему говорится, что лесные отношения регулируются с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. ЛК вкладывает новое содержание и в понятие лесного фонда. Статья 7 ЛК гласит: "Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые десной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляется в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации".
В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли. Клееным относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).
К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда) земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли.
Объектами лесных отношений по ст. 6 ЛК являются лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве. По общему правилу оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов возможно лишь в той мере, в какой это предусмотрено ЛК. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой их отчуждение, запрещены.
Сделки с правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством РФ.
Субъектами Л.п. - участниками лесных отношений являются: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Последние две категории субъектов вступают в лесные отношения в тех случаях, когда они ведут лесное хозяйство и (или) используют лесной фонд, а также леса, не входящие в лесной фонд (см. также Лесопользователь).
Метод Л.п. является преимущественно императивным (установление запретов, конкретных разрешений, ограничений, конкретных мер юридической ответственности). что отражает активную роль государства в обеспечении рационального использования и охраны лесных ресурсов. Вместе с тем в связи с развитием рыночных отношений более широкое применение, чем в советское время, получил диспозитивный метод, что выражается, в частности, во включении в новое лесное законодательство институтов лесного конкурса и аукциона, договоров аренды, концессии, и безвозмездного пользования участками лесного фонда в качестве оснований возникновения прав лесопользования. Кроме того, в Л.п. используется метод гарантии (например, ст. 84 ЛК гарантирует права лесопользователей).
К основным принципам Л.п. относятся: а) приоритет государственной (федеральной) собственности на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и земли лесного фонда; б) принцип программирования и прогнозов использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; в) постоянное повышение экологического и ресурсного потенциала лесов; г) осуществление лесохозяйственных мероприятий и лесопользования методами, не наносящими вред окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека (ст. 54 ЛК); д) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека. Правовой основой реализации этого принципа выступает деление лесного фонда на группы и категории защитности; е) принцип многоцелевого, непрерывного пользования лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах; ж) принцип расширенного воспроизводства, улучшения породного состава и качества лесов, повышения их продуктивности, охраны и зашиты лесов; з) рациональное использование и постоянное повышение продуктивности земель лесного фонда (ст. 91 ЛК); и) повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, достижений науки, техники и передового опыта; к) принцип сохранения биологического разнообразия лесных экологических систем; л) сохранение объектов историко-культурного и природного наследия; м) лицензирование права лесопользования.
Система современного Л.п. может быть представлена в виде общей и особенной части.
Общая часть. Л.п. включает следующие правовые институты: общие положения Л.п.: право собственности на леса: государственное управление лесными ресурсами, охраной и воспроизводством лесов: правовое регулирование организации лесного хозяйства и финансирования расходов на ведение лесного хозяйства: право лесопользования: правовое регулирование охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения; юридическая ответственность за лесонарушения.
Особенная часть Л.п. объединяет правовой режим: лесов, входящих в лесной фонд; лесов, расположенных на землях поселений: лесов, расположенных на землях обороны: государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, находящихся на территории лесного фонда, лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, древесно-кустарниковой растительности.
Основным источником Л.п. является ЛК. Он состоит из 7 разделов и 138 статей. Важными источниками Л.п. являются постановления Правительства РФ и приказы Рослесхоза. В соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Многие из последних приняли собственные законодательные акты по лесным отношениям (например. Закон Карелии о лесах 1992 г., закон Ленинградской области о лесопользовании 1996 г.). Большинство этих актов противоречат ЛК и должны быть приведены в соответствие с ним.
Л. п. является самостоятельной научной дисциплиной.
Источник: Энциклопедия юриста