ЛОКК Джон
Локк Джон
(1632 – 1704 гг.) английский политический деятель и мыслитель, идеолог английской революции 1688 г., один из родоначальников английского буржуазного либерализма. Родился в семье судейского чиновника. Образование получил в Вестминстерской школе, а затем и в Оксфордском университете, после окончания которого некоторое время преподавал там. В 1667 г. поступил на службу к лорду Эшли (графу Шефстбери), видному политическому деятелю Англии той эпохи, лидеру складывавшейся партии вигов, противостоявшей поддержавшим короля тори. Вмести с Шефтсбери подвергался гонениям при реставрации Стюартов, дважды вынужден эмигрировать. Путешествовал по Франции и Италии. Бежав в последний раз в Голландию (1683 г.), Локк сблизился там с Вильгельмом Оранским и стал наиболее видным идеологом вигов. Вскоре после «славной революции» 1688 г. и воцарения Вильгельма Оранского Локк возвратился в Англию и выпустил здесь один за другим задуманные им ранее философские и политические труды. Основные из них – «Опыт о человеческом разуме» и «Два трактата о правлении» по праву были восприняты современниками как обоснование новой политической системы. В них, и в особенности в последнем, Локк рассмотрел широкий комплекс проблем государственной власти и гражданского общества, политических свобод, законности, собственности, форм государственности и др. Идеи Локка оказали большое влияние на последующее развитие политико-правовой мысли. Они нашли отражение в политических теориях французской и американской буржуазных революций конца XVIII в.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
ЛОКК Джон
1632—1704) — английский философ и политический мыслитель. Идеи естественного права и договорного происхождения государства Л. трактовал в духе либерализма, признания неотчуждаемых прав и свобод личности, принципа разделения властей и правовой организации государственной власти. В естественном (догосударственном) состоянии, по Л., все люди свободны, равны и стремятся не навредить другим. В духе естественно-правового требования воздавать каждому свое, его собственное, ему принадлежащее, Л. обозначает совокупность основных (естественных) прав человека как право собственности (т.е. право на свое, собственное): каждый человек по закону природы имеет право отстаивать свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество. Но в естественном состоянии нет гарантированной неприкосновенности собственности и безопасности жизни. Разумное преодоление этих недостатков ведет к общественному договору об учреждении политической власти и государства. Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в деспотическую силу, сосредоточенную в руках одного лица или органа, необходимо соответствующее разделение властей (на законодательную, исполнительную и федеративную). Причем законодательная власть, по Л., является верховной среди других государственных властей, по отношению же к обществу в целом она представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенной цели. Во всех формах правления полномочия, данные обществом, а также закон бога и природы установили для законодательной власти определенные пределы. Так, в силу неотчуждаемости естественных прав человека законодательная власть не может лишать человека без его согласия его собственности, она не может передавать право создавать законы в чьи- либо другие руки, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. Существенным моментом учения Л. является доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти. Законность подобного сопротивления, включая право народа на восстание против деспотической власти, коренится в неотчуждаемых суверенных правомочиях народа — учредителя государства. Защищая неотчуждаемые права и свободы человека, Л. связывает свободу личности с законом (природы и государства) и рамками законности, наделяя тем самым понятие свободы необходимой юридико-со- держательной характеристикой. Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это — свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека. Гражданские законы (т.е. позитивное право) должны соответствовать естественному закону. Общеобязательность гражданского закона, в т.ч. и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон выражает волю общества, и члены общества обязаны повиноваться только воле общества, а не частной воле правителей. Соч.: Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 1-2; Соч.: В 3 т. М., 1985-88. Лит.: История политических и правовых учений. XVII— XVIII вв. М., 1989; Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. В.С. Нерсесянц
Источник: Юридическая энциклопедия