Манихейство

Найдено 1 определение
Манихейство
религиозно-философское учение, возникшее в III в. На Ближнем Востоке и распространившееся в III-XI вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Средней и Центральной Азии нашло более благоприятную почву и в VIII-IX стало государственной религией уйгуров. Основатель манихейства – перс Мани (216 – между 274 и 277 гг. н. э.), родом из Вавилонии, считал своими предтечами Зороастра, Будду и Христа. Учение Мани характеризуется дуализмом и развертывается в системе «трех времен». «Первое время» - существование двух изначальных, вечных и противостоящих принципов: добра и зла, света и тьмы (или материи), отграниченных друг от друга. Пространственно добро занимает север, восток и запад, зло – юг. Каждая из этих первосубстанций обладает пятью эманациями, или ипостасями («жилища», «эоны»). «Второе время» - смешение двух принципов: зло и (материя) вторгается в царство света. Благой отец, владыка света, порождает матерь жизни, а та, в свою очередь, - первочеловека, который вступает в борьбу с сынами («архонтами») мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения благой отец порождает духа живого, который победив архонтов, создает космос для очищения света, поглощенного ими. Весь чувственный мир есть градация смешанных в различных пропорциях двух субстанций. Солнце и луна – катализаторы божеств света: во время своих увеличений луна притягивает души умерших, а во время убывания – отправляет их к солнцу, которое пересылает их дальше к Богу. По окончании процесса очищения света от смешения с материей наступит «третье время» - время окончательного торжества добра над злом; остатки материи, лишенные божественного света, погибнут во вселенском пожаре. Человек в манихействе есть творение тьмы (материи), которая заключила душу – искру света – в оковы плоти. Но создан он по образу первочеловека, увиденного материей на солнце и потому содержит в себе большую часть божественного, по сравнению с другими тварями и растениями. Для спасения человеческой души благой отец посылает сына своего Иисуса, который обладал лишь видимостью человека и который дарует спасение посредством «знания» («гносиса»), объемлющего всю совокупность учения манихейства. В средние века манихейство оказало значительное влияние на формирование дуалистических ересей павликан, богомилов и катаров.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама