Маритен Жак

Найдено 1 определение
Маритен Жак
(1882 – 1973 гг.) – французский религиозный философ, представитель неотомистской теории права, родился в протестанской семье, но затем принял католичество. В 1899 г. поступил в Сорбонну, где изучал естествознание и философию. В университетские годы увлекался философскими теориями христианского социализма Ш. Пеги, интуитивизма А. Бергсона и религиозными идеями Л. Блуа, под влиянием которого в 1906 г. принял католичество. Книга Фомы Аквинского «Сумма теологии», прочитанная Маритеном в 1910 г., произвела переворот в его его сознании. Многие годы Маритен посвятил преподавательской деятельности: читал лекции не только во Франции, но и в США, Англии, Канаде. С 1940 по 1945 гг. – профессор Принстонского и Колумбийского университетов. Затем в течение нескольких лет – посол Франции в Ватикане. В 1948 – 1960 гг. – вновь преподавал в принстонском университете. Основными работами Маритена являются: «Первенство духовного» (1927 г.); «Интегральный гуманизм» (1934 г.); «Права человека и естественный закон» (1942 г.); «Христианство и демократия» (1943 г.); «Принципы гуманистической политики» (1944 г.); «человек и общее благо» (1947 г.); «Человек и государство» (1951 г.); «Философия морали» (1960 г). Вслед за Фомой Аквинским, Маритен считал, что естественное право восходит к вечному Божественному закону, который является идеальным рациональным планом управления миром, замыслом Бога, которому подчинено всё то, что не божественно, и согласно которому мыслящее существо несравнимо выше, чем другие Божьи создания: «Естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному Закону». Маритен поставил перед собой цель вписать вопрос о естественном праве в современную для него философскую мысль XX в., опираясь на правовое учение католического философа XIII в. Фомы Аквинского.
Маритен рассматривает естественное право с онтологической и гносеологической точек зрения. С онтологической точки зрения естественное право – это правила человеческого поведения, которые обусловлены одинаковой человеческой природой и совместимы с ней. Раскрывая понятие человеческой природы, Маритен утверждал: «Человек есть существо, наделённое разумом»; он «имеет цели, которые с необходимостью соответствуют его сущностной конституции и которые одинаковы для всех». Естественное право обеспечивает нормальное функционирование человеческого рода. Всё многообразие правил естественного права соответствует всем моральным законам (не только исходным и основополагающим, но и малозначительным, не только осознаваемым сейчас, но и тем, которые люди осознают в отдалённом будущем). Маритен вносит элементы неопределённость и динамичность в понимание естественного права, поскольку невозможно дать всеобъемлющую характеристику сущности человека: «Ангел, который своим ангельским способом познал бы человеческую сущность и все возможные ситуации человеческого существования, знал бы и естественное право в его бесконечности и протяжённости. Мы не знаем». Такого рода подход к пониманию сущности человека и естественного права, соответствует философии экзистенциализма. Естественное право с гносеологической точки зрения представляется Маритену познаваемым, хотя оно не является правом писаным. Традиция понимать естественный закон как неписанный, восходит, согласно Маритену, к античности, а именно, к героине трагедии Софокла – Антигоне, которая похоронила своего брата вопреки приказу царя Креонта: «Антигона, которая осознавала, что, преступая человеческий закон и неся за это кару, она подчиняется высшему повелению, неписаным и непреложным законам, является вечной героиней естественного права, поскольку, как она говорит, этот неписанный закон не был создан доброй волей вчерашнего или сегодняшнего дня». Существование неписанного естественного закона признавали также греческие философы, римские стоики, а также Цицерон, апостол Павел, А. Августин, Фома Аквинский, Г. Гроций и др. В этом ряду мыслителей Маритен особо выделяет Фому Аквинского, признавая тот факт, что «он один постиг суть дела в целостном и последовательном учении, которое, к сожалению, было сформулировано посредством недостаточно чётких терминов». Неписанная форма естественного закона существенно усложняет его познание. Маритен считает невозможным априорно и во всех аспектах определить «нормы человеческого поведения посредством декретов, которые, как считалось, предписаны Природой и Разумом, но в действительности сформулированы произвольно и искусственно». Такой подход, связанный с искусственной систематизацией и ирационалистической переработкой естественного права, восходит к Гуго Гроцию, ко времени пришествия «математического мышления».
Маритен критически относится к рационалистической школе естественного права: «… человеческий разум не открывает предписания естественного права в абстрактной и теоретической форме, в виде последовательности геометрических теорем. Более того, он не открывает их посредством логического вывода, т. е. путём рационального познания». Понимание естественного права на уровне самоочевидного принципа – «это знание о том, что мы должны делать добро и избегать зла». Но это лишь основной принцип естественного права, а не само естественное право, поскольку оно «являет собой совокупность вещей, которые следует и которые не следует делать, что вытекает из него с необходимостью. То, что в определении этих вещей возможна любая ошибка и любое искажение, означает лишь, что наши глаза слепы, наша природа груба и бесконечное множество случайностей может исказить наше суждение. Монтень ехидно заметил, что среди некоторых народов инцест и воровство считались добродетельными поступками». Паскаля это шокировало. Всё это не доказывает ничего противоречащего естественному праву, - не более чем ошибка в сложении доказывает что-либо противоречащее арифметике…».
По мнению Маритена, естественное право познаётся через склонности человеческой природы, которые и направляют человеческий разум к осознанию предписаний естественного права. Естественное право не познаётся посредством понятий и логических умозаключений, оно познаётся лишь через конгениальность: «… Это неясное, несистематическое, жизненное познание посредством сопричастности природе или конгениальности, когда интеллект, чтобы вынести суждение, прислушивается к внутренней мелодии, которую создают в субъекте вибрирующие струны вечных устремлений». Конгениальность – совпадение по духу или образу мыслей. Для того, что бы познать естественное право, необходимо подключить моральное сознание добродетельного человека, мистическое сознание созерцателя, поэтическое сознание художника. Все эти виды сознания позволяют Маритену сформулировать динамические схемы естественного права: люди должны жить вместе, подчиняясь ряду правил и запрещений; лишить жизни человека – гораздо более серьёзно, чем убить какоелибо животное; «семейная группа должна подчиняться неким установленным образцам поведения»; сексуальные отношения должны быть подчинены определённым ограничениям; «мы обязаны видеть Невидимое».
Маритен указывает на факт развития как самого естественного права, так и нашего знания о нём в различные эпохи: «Так, например, в эпоху древности и Средневековья в естественном праве в большей мере уделялось внимание обязанностям человека, нежели его правам. Определённое достижение (великое достижение, разумеется) XVIII столетия состояло в освещении того, что естественное право требует также прав человека». В XX в., по мнению Маритена, «истинная и всеобъемлющая теория должна обращать внимание, как на права, так и на обязанности человека, которые заключает в себе естественное право». Итак, естественное право с точки зрения: онтологической – это то, что требуется для нормального человеческого существования; гносеологической – это не концептуально познанное естественное право, а лишь его динамические схемы, которые постигаются через ощущение сущностных склонностей бытия человека. Права человека вытекают из естественного права: «благодаря естественному закону человеческая личность имеет право быть уважаемой, быть субъектом права и обладать правами». По мнению Маритена, школа юридического позитивизма «бессильна обосновать существование прав, которыми естественным образом обладает человек, прав, первичных и высших по отношению к писанному законодательству и к соглашениям между правительствами, прав, которые гражданское общество должно не даровать человеку, но признавать и утверждать в качестве универсально ценных и которые никакая общественная необходимость не может заставить нас отменить или игнорировать хотя бы на мгновение». Маритен участвовал в разработке Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и считал, что она оставляет место, как для «старых», так и для «новых» (социальных, экономических, культурных) прав. Маритен предложил классификацию прав человека, разделив их на три группы: права индивида; права гражданина; права трудящегося. Философия культуры Маритена получила признание на Втором Ватиканском соборе. Павел VI в своей энциклике «О прогрессе народов» (1967 г.) ссылался на работы Маритена.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
446.63 кб

Права человека в неотомистской концепции Жака Маритена

Брындина Валентина Валерьевна
В статье рассматривается современная концепция естественного права, представленная французским философом и общественным деятелем XX века Жаком Маритеном