1818–1883) – немецкий философ, экономист, политический и общественный деятель, основатель философского и социально-политического учения, получившего его имя. Этические взгляды М. сплетены с его философским учением и составляют сердцевину его теории. Основные идеи М. в области этики таковы: 1. Любой элемент морали имеет социальный и исторический характер, что вытекает из сущности человека и материалистического понимания истории. 2. Сущность человека представляет собой «ансамбль общественных отношений», а в историческом процессе определяющими являются экономические отношения, в частности, отношения собственности на средства производства. Поэтому моральные явления отражают, прежде всего, экономические и социальные интересы различных социальных групп, никаких универсальных и внеисторических элементов в морали нет. 3. Мораль изменяется вместе с экономическими и иными условиями жизни людей, поэтому для преодоления несправедливых и негуманных норм морали следует, прежде всего, изменить эти условия. М. считал, что изменить условия жизни людей, создать мораль, способствующую всестороннему и гармоничному развитию каждой личности, под силу только одной социальной группе – пролетариату. Философские и этические взгляды М. и Ленина послужили основой для формирования марксистско-ленинской этики.
МАРКС КАРЛ
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
основоположник теории научного коммунизма, диалектического и исторического материализма; мыслитель и революционер. Родился в семье адвоката. Учился в Боннском и Берлинском университетах, имел степень доктора философии. В молодости находился под влиянием младогегельянства. Переход М. на позиции материалистической диалектики как основы теории коммунизма нашел выражение в работах 1844 г. "К еврейскому вопросу", "К критике политической экономии. Введение". В том же году М. завязывает дружбу и тесное сотрудничество с Ф. Энгельсом, М. является основателем Союза коммунистов (1847), программой которого стал разработанный им "Манифест коммунистической партии". Подводя итоги революции 1848 г., он впервые поставил вопрос о "диктатуре пролетариата" и необходимости обобществления средств производства. М. - организатор и вождь I Интернационала (1864- 1876). В 1867 г. вышел первый том "Капитала" - основного труда М., в котором всесторонне исследуется капиталистический способ производства и его исторические пределы.
Взгляды М. на государство и право - это, с одной стороны, теоретическое обобщение экономических, политических и духовных реалий середины XIX в., обоснование революционной борьбы пролетариата, а с другой - протест против трактовки государства и права как неких надклассовых институтов, воплотивших в себе идею "всеобщей свободы".
Основное внимание М. уделял экономической обусловленности и классовой сущности государства и права, анализу их типов, форм, функций, исторических судеб. М. отмечал, что история человеческого общества всегда была историей классовой борьбы между угнетателями и угнетенными, занимающими антагонистические позиции в системе общественного производства. В процессе производства люди вступают в отношения, которые не зависят от их воли, но обусловлены определенным уровнем материального развития общества, - производственные отношения. Они образуют в совокупности экономический базис данного общества, который в свою очередь формирует определенные формы общественного сознания. Общественное бытие, таким образом, определяет общественное сознание, т.е. характер социальных, политических и духовных процессов в обществе. Когда же уровень развития материальных производительных сил общества приходит в противоречие с существующими производственными отношениями (опережает их), создаются объективные условия для совершения социальных революций, которые изменяют экономический базис общества и соответствующую ему надстройку.
В тезисной форме учение М. о государстве и праве выглядит следующим образом: а) государство и право возникают одновременно в результате общественного разделения труда, обособления семьи, формирования классов и их противостояния; б)государство и право - классовые по своей сущности явления и поэтому могут быть реализованы только в классовом обществе; в) их развитие обусловливается в конечном счете экономическим правом (правом собственности), однако как элементы надстройки государство и право обладают относительной самостоятельностью и в свою очередь воздействуют на экономическую структуру общества; г) государство и право - орудия классового господства, которые осуществляют и поддерживают всю систему этого господства; д) государство творит право, право реализуется через государство - друг без друга они существовать не могут; е) со сменой типов классового общества изменяется также тип государства и права; ж) с исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают - такова их конечная историческая перспектива.
На основании теории классовой борьбы и обусловленной ею исторической закономерности, в соответствии с которой одни социально-экономические формации сменяются другими - более прогрессивными, М. выделял следующие этапы развития общества: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. За рамки этих формаций выходят общества "азиатского способа производства", возникновение государства в которых не связано непосредственно с образованием классов. К этому типу государств М. и Энгельс относили, в частности, Древний Египет, Древнюю Индию с ее "системой сельских общин".
Буржуазные производственные отношения, по теории М., - последняя антагонистическая форма общественного производства, поскольку в их недрах развиваются материальные условия для разрешения этих антагонизмов.
Материалистическое понимание истории, таким образом, начинается с утверждения о том, что основой любого социального строя являются производство и обмен продуктами. Распределение продуктов и разделение общества на классы определяются характером производства, т.е. тем, что произведено, как и кем произведено и как происходит обмен произведенным продуктом. Именно поэтому, по утверждению М.. причины социальных изменений и политических-революций следует искать не в головах людей (философия), а в способе производства и обмена (экономика).
Право в этой схеме большой роли не играет, поскольку оно, в понимании М., есть лишь совокупность норм, выражающих волю и интересы господствующего класса.
Связь права и государства, по М., это связь классовых по своей сущности явлений, а законность - одна из производных этой связи. Отмечая ее объективный характер, М. указывал, что, как бы господствующие классы и их государство ни попирали ими же установленные правовые нормы, они не могут их не исполнять вообще. Постоянно нарушая законы, государство не только потеряло бы свой авторитет, но и не смогло бы осуществлять свои основные функции.
Источник: Энциклопедия юриста