крупнейшая форма городского расселения, образующаяся в результате интеграции главного города с окружающими его поселениями, агломерациями.
МЕГАПОЛИС
МЕГАПОЛИС
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Мегаполис
(от греч. megalu — большой и polis — город) — город с населением свыше 10 млн. жителей; наиболее крупная форма расселения, образующаяся в результате срастания большого числа соседних городских агломераций; синоним термина «метрополия» в значении «город», экономический и культурный центр агломерации (См. Город, Агломерация).
Американскими социологами был составлен список крупнейших мегаполисов мира, состоящий из 101 города. При его создании учитывалась численность населения не только самого города, но и административно относящихся к нему пригородов. Крупнейшим мегаполисом по-прежнему остается Токио: вместе с прилегающими к нему Йокогамой, Кавасаки и Чибой, численность его населения составляет 33,75 млн. человек. За ним следует Мехико с населением 21,85 млн. человек и Нью-Йорк с 21,75 млн. человек.
В Европе крупнейшим мегаполисом признана Москва — численность населения российской столицы с пригородами составляет 15,35 млн. человек. За ней следуют Лондон (13,9), Париж (11,2) и Стамбул (10,9). США представлены в списке 15 мегаполисами, Китай — 10, Индия — 9, Бразилия — 8, а Япония, Мексика и Турция — 3.
Принципиальное отличие мегаполисов заключается в высокой плотности населения. Так, в Москве на км2 приходится 8,1 тыс. человек, в Токио — 5,4 тыс., в Буэнос-Айресе — 14,7 тыс., в Сеуле — 17,5 тыс., в Париже — 20,5 тыс., в Каире — 33,1 тыс. Для сравнения: в Республике Северная Осетия (Алания) на 1 км2 территории приходится 140 чел., в Республике Ингушетия — 88, в Республике Татарстан — 56, в Приморском крае — 13, в Архангельской области — 2,6, в Корякском АО — 0,1 чел.
Высокая концентрация людей положительно влияет на рост деловой активности, как легальной, так и нелегальной. При этом количество горожан и экономический потенциал поселения не находятся друг с другом в пропорциональной зависимости. Так, в Сеуле валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения составляет примерно 9,2 тыс. долларов США, в Париже — 66,8 тыс., в Токио — 70,7 тыс., а в Москве — 4,9 тыс.
При отсутствии в государстве административных барьеров для свободной миграции в мегаполисе может сложиться весьма разнообразная по национальному составу, вероисповеданию, культуре поведения и расовой принадлежности структура жителей, формирующих в свою очередь неповторимый облик местной экономики. При этом в мегаполисе процент коренных жителей будет, естественно, незначительным. В результате в короткие исторические периоды «лицо» мегаполиса может меняться более чем кардинально, что каждый раз будет влечь за собой перестройку сферы услуг и пр.
В самом мегаполисе исторически могут образоваться кварталы относительно компактного проживания представителей той или иной национальности, вероисповедания, гражданских общин и т. п. В этом случае, в частности, в границах размещения этих диаспор складываются предпосылки для образования муниципальной системы власти на районном уровне. Причем речь идет не о городском уровне власти (мэрия), а о придании статуса муниципалитетов отдельным районам мегаполиса. Здесь же сразу возникает сложность полноценного разделения функций городского и районного уровней власти, особенно с учетом многократного переплетения объектов инфраструктуры разных районов.
Как и всякий населенный пункт, мегаполисы переживают и этапы роста численности населения и периоды относительного «застоя». В настоящее время к первым можно отнести Бомбей, Карачи, Лагос, а ко вторым — Нью-Йорк, Мехико, Москву, Париж.
Второе принципиальное отличие — маятниковая миграция жителей. Большинство горожан проживают в городах-спутниках, а на работу ездят в центр агломерации. Так возникают утренние и вечерние пиковые нагрузки на транспорт. Например, в Москве миграция трудовых ресурсов между городом и областью составляет около 1 млн. человек в сутки.
Стимулировать маятниковую миграцию может и политика органов власти в области трудоустройства. Так, в частности, для признания человека безработным орган власти должен очертить виртуальный круг вокруг места жительства этого человека, в пределах которого он не может найти работу. Например, в некоторых подмосковных городах радиус такого круга составляла двухчасовая поездка на транспорте. Иначе говоря, человек не признавался безработным и ему не выплачивалось пособие по безработице, если в пределах двухчасовой поездки он мог найти работу.
Третье принципиальное отличие мегаполисов — отсутствие у органов власти полной и оперативной информации о городском хозяйстве — связано как с размерами поселения, так и динамикой его развития. Чем крупнее поселение, тем финансово дороже и неэффективнее становятся традиционные формы мониторинга — сбор и обработка отчетности. С ростом поселения система мониторинга становится все более и более громоздкой и соответственно все менее и менее оперативной, так как в хозяйстве мегаполиса возникают ситуации и явления, прежде не существовавшие (или они не были известны), на выявление и постановку на учет которых требуется время. Поэтому всё большую актуальность в системах управления мегаполисов приобретает внедрение и использование новейших современных информационнокоммуникационных технологий в деятельности органов власти всех уровней.
У каждого мегаполиса есть и свои отличия, связанные с историей его развития. Так, первопричиной превращения Токио в крупнейший мегаполис мира стала высокая деловая активность местного населения, начавшаяся сразу после Второй мировой войны. Появились рабочие места, стала развиваться промышленность и параллельно с ней — чисто городские отрасли экономики. Наличие относительно высокооплачиваемых рабочих мест и отсутствие ограничений на миграцию обеспечили приток населения в города. Стали расти доходы городских бюджетов и соответственно расходы, в том числе социального и инвестиционного характеров.
В мегаполисах складывается многофункциональная экономика, располагающая большим количеством рабочих мест и, следовательно, предоставляющая широкие возможности выбора места работы.
Сравнительно высокий уровень жизни населения мегаполисов обеспечивает формирование внутреннего рынка большой емкости. Как правило, в таких городских образованиях в структуре экономики высока доля научной сферы и высших учебных заведений, в связи с чем научно-образовательные связи могут распространяться далеко за пределы ближайших административно-территориальных единиц.
Существенным мотивом развития ряда мегаполисов мира является факт расположения в городе федеральных органов власти. Так, расположение федеральных органов власти в Москве привлекает в столицу значительное число крупных предпринимателей, что связано с особенностями отечественной экономики: физическая близость к федеральным служащим зачастую обеспечивает успех крупного бизнеса лучше, чем маркетинг, судебная система, пресса или высокая производительность труда предпринимателя и его работников. Вслед за предпринимателями в Москву «переезжают» (регистрируются с юридическим адресом) головные компании крупных отечественных холдингов, банков и компаний, что ведет к резкому росту налоговой базы.
Несопоставимо (в сравнении с доходами других субъектов Федерации) большая доходная часть бюджета столицы позволяет финансировать высокую оплату труда и дополнительные льготы горожанам. Это объясняет крепкие политические позиции городских властей перед федеральным центром (город является донором федерального бюджета).
Мегаполис отличает и обострение всех известных городских проблем. Например, неблагополучная экологическая обстановка является главным образом следствием интенсивности транспортных потоков и несовпадения темпов строительства промышленных объектов и очистных сооружений. Одним из способов защиты экологии, используемых в Москве, является создание 50 км лесозащитной полосы вокруг столицы с особым статусом — существенное ограничение на вырубку, регулярные новые лесопосадки и пр.
Еще одна проблема связана с размещением личного автотранспорта. Потребность в автостоянках в мегаполисах существенно обгоняет прирост числа парковочных мест.
Неблагополучная экологическая обстановка в мегаполисе зачастую служит причиной стремления обеспеченных горожан жить «за городом».
Некоторые другие, также типично городские проблемы, обостряющиеся в мегаполисах: энергодефицит, сбор, вывоз и утилизация мусора; строительство и реконструкция инженерных сетей и коммуникаций; обеспечение физической безопасности различных объектов, в первую очередь производств с вредными для окружающей среды технологиями; социальная защита неимущих, бродяг и беспризорников; профилактика и пресечение преступности.
Проблемы мегаполисов выявили общие тенденции в их развитии:
— рост урбанизации населения и изменение форм урбанизированного расселения;
— различия в уровне урбанизации развитых и развивающихся стран;
— в промышленно развитых странах тенденция сокращения численности населения в столичных городах;
— доминирующее влияние городов на окружающие территории;
— формирование нового типа управления городами и их агломерациями.
З. А. Алиева
Список литературы
Яндиев М. Особенности организации финансов мегаполиса.
Росляк Ю. В. Москва — мегаполис с динамично развивающейся экономикой. Проблемы и решения: доклад на XI Международной научно-практической конференции-семинаре «Экономика мегаполисов и регионов», Сеул, 24–27 ноября 2006 г. — http://oviont.ru/news/news181.shtml.
Основы экономики столичного мегаполиса. — М.: Экономика, 2006.
Американскими социологами был составлен список крупнейших мегаполисов мира, состоящий из 101 города. При его создании учитывалась численность населения не только самого города, но и административно относящихся к нему пригородов. Крупнейшим мегаполисом по-прежнему остается Токио: вместе с прилегающими к нему Йокогамой, Кавасаки и Чибой, численность его населения составляет 33,75 млн. человек. За ним следует Мехико с населением 21,85 млн. человек и Нью-Йорк с 21,75 млн. человек.
В Европе крупнейшим мегаполисом признана Москва — численность населения российской столицы с пригородами составляет 15,35 млн. человек. За ней следуют Лондон (13,9), Париж (11,2) и Стамбул (10,9). США представлены в списке 15 мегаполисами, Китай — 10, Индия — 9, Бразилия — 8, а Япония, Мексика и Турция — 3.
Принципиальное отличие мегаполисов заключается в высокой плотности населения. Так, в Москве на км2 приходится 8,1 тыс. человек, в Токио — 5,4 тыс., в Буэнос-Айресе — 14,7 тыс., в Сеуле — 17,5 тыс., в Париже — 20,5 тыс., в Каире — 33,1 тыс. Для сравнения: в Республике Северная Осетия (Алания) на 1 км2 территории приходится 140 чел., в Республике Ингушетия — 88, в Республике Татарстан — 56, в Приморском крае — 13, в Архангельской области — 2,6, в Корякском АО — 0,1 чел.
Высокая концентрация людей положительно влияет на рост деловой активности, как легальной, так и нелегальной. При этом количество горожан и экономический потенциал поселения не находятся друг с другом в пропорциональной зависимости. Так, в Сеуле валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения составляет примерно 9,2 тыс. долларов США, в Париже — 66,8 тыс., в Токио — 70,7 тыс., а в Москве — 4,9 тыс.
При отсутствии в государстве административных барьеров для свободной миграции в мегаполисе может сложиться весьма разнообразная по национальному составу, вероисповеданию, культуре поведения и расовой принадлежности структура жителей, формирующих в свою очередь неповторимый облик местной экономики. При этом в мегаполисе процент коренных жителей будет, естественно, незначительным. В результате в короткие исторические периоды «лицо» мегаполиса может меняться более чем кардинально, что каждый раз будет влечь за собой перестройку сферы услуг и пр.
В самом мегаполисе исторически могут образоваться кварталы относительно компактного проживания представителей той или иной национальности, вероисповедания, гражданских общин и т. п. В этом случае, в частности, в границах размещения этих диаспор складываются предпосылки для образования муниципальной системы власти на районном уровне. Причем речь идет не о городском уровне власти (мэрия), а о придании статуса муниципалитетов отдельным районам мегаполиса. Здесь же сразу возникает сложность полноценного разделения функций городского и районного уровней власти, особенно с учетом многократного переплетения объектов инфраструктуры разных районов.
Как и всякий населенный пункт, мегаполисы переживают и этапы роста численности населения и периоды относительного «застоя». В настоящее время к первым можно отнести Бомбей, Карачи, Лагос, а ко вторым — Нью-Йорк, Мехико, Москву, Париж.
Второе принципиальное отличие — маятниковая миграция жителей. Большинство горожан проживают в городах-спутниках, а на работу ездят в центр агломерации. Так возникают утренние и вечерние пиковые нагрузки на транспорт. Например, в Москве миграция трудовых ресурсов между городом и областью составляет около 1 млн. человек в сутки.
Стимулировать маятниковую миграцию может и политика органов власти в области трудоустройства. Так, в частности, для признания человека безработным орган власти должен очертить виртуальный круг вокруг места жительства этого человека, в пределах которого он не может найти работу. Например, в некоторых подмосковных городах радиус такого круга составляла двухчасовая поездка на транспорте. Иначе говоря, человек не признавался безработным и ему не выплачивалось пособие по безработице, если в пределах двухчасовой поездки он мог найти работу.
Третье принципиальное отличие мегаполисов — отсутствие у органов власти полной и оперативной информации о городском хозяйстве — связано как с размерами поселения, так и динамикой его развития. Чем крупнее поселение, тем финансово дороже и неэффективнее становятся традиционные формы мониторинга — сбор и обработка отчетности. С ростом поселения система мониторинга становится все более и более громоздкой и соответственно все менее и менее оперативной, так как в хозяйстве мегаполиса возникают ситуации и явления, прежде не существовавшие (или они не были известны), на выявление и постановку на учет которых требуется время. Поэтому всё большую актуальность в системах управления мегаполисов приобретает внедрение и использование новейших современных информационнокоммуникационных технологий в деятельности органов власти всех уровней.
У каждого мегаполиса есть и свои отличия, связанные с историей его развития. Так, первопричиной превращения Токио в крупнейший мегаполис мира стала высокая деловая активность местного населения, начавшаяся сразу после Второй мировой войны. Появились рабочие места, стала развиваться промышленность и параллельно с ней — чисто городские отрасли экономики. Наличие относительно высокооплачиваемых рабочих мест и отсутствие ограничений на миграцию обеспечили приток населения в города. Стали расти доходы городских бюджетов и соответственно расходы, в том числе социального и инвестиционного характеров.
В мегаполисах складывается многофункциональная экономика, располагающая большим количеством рабочих мест и, следовательно, предоставляющая широкие возможности выбора места работы.
Сравнительно высокий уровень жизни населения мегаполисов обеспечивает формирование внутреннего рынка большой емкости. Как правило, в таких городских образованиях в структуре экономики высока доля научной сферы и высших учебных заведений, в связи с чем научно-образовательные связи могут распространяться далеко за пределы ближайших административно-территориальных единиц.
Существенным мотивом развития ряда мегаполисов мира является факт расположения в городе федеральных органов власти. Так, расположение федеральных органов власти в Москве привлекает в столицу значительное число крупных предпринимателей, что связано с особенностями отечественной экономики: физическая близость к федеральным служащим зачастую обеспечивает успех крупного бизнеса лучше, чем маркетинг, судебная система, пресса или высокая производительность труда предпринимателя и его работников. Вслед за предпринимателями в Москву «переезжают» (регистрируются с юридическим адресом) головные компании крупных отечественных холдингов, банков и компаний, что ведет к резкому росту налоговой базы.
Несопоставимо (в сравнении с доходами других субъектов Федерации) большая доходная часть бюджета столицы позволяет финансировать высокую оплату труда и дополнительные льготы горожанам. Это объясняет крепкие политические позиции городских властей перед федеральным центром (город является донором федерального бюджета).
Мегаполис отличает и обострение всех известных городских проблем. Например, неблагополучная экологическая обстановка является главным образом следствием интенсивности транспортных потоков и несовпадения темпов строительства промышленных объектов и очистных сооружений. Одним из способов защиты экологии, используемых в Москве, является создание 50 км лесозащитной полосы вокруг столицы с особым статусом — существенное ограничение на вырубку, регулярные новые лесопосадки и пр.
Еще одна проблема связана с размещением личного автотранспорта. Потребность в автостоянках в мегаполисах существенно обгоняет прирост числа парковочных мест.
Неблагополучная экологическая обстановка в мегаполисе зачастую служит причиной стремления обеспеченных горожан жить «за городом».
Некоторые другие, также типично городские проблемы, обостряющиеся в мегаполисах: энергодефицит, сбор, вывоз и утилизация мусора; строительство и реконструкция инженерных сетей и коммуникаций; обеспечение физической безопасности различных объектов, в первую очередь производств с вредными для окружающей среды технологиями; социальная защита неимущих, бродяг и беспризорников; профилактика и пресечение преступности.
Проблемы мегаполисов выявили общие тенденции в их развитии:
— рост урбанизации населения и изменение форм урбанизированного расселения;
— различия в уровне урбанизации развитых и развивающихся стран;
— в промышленно развитых странах тенденция сокращения численности населения в столичных городах;
— доминирующее влияние городов на окружающие территории;
— формирование нового типа управления городами и их агломерациями.
З. А. Алиева
Список литературы
Яндиев М. Особенности организации финансов мегаполиса.
Росляк Ю. В. Москва — мегаполис с динамично развивающейся экономикой. Проблемы и решения: доклад на XI Международной научно-практической конференции-семинаре «Экономика мегаполисов и регионов», Сеул, 24–27 ноября 2006 г. — http://oviont.ru/news/news181.shtml.
Основы экономики столичного мегаполиса. — М.: Экономика, 2006.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия