Менеджмент муниципальный

Найдено 1 определение
Менеджмент муниципальный
управленческое воздействие на социально-экономические и общественно-политические процессы в муниципальных образованиях силами и средствами органов местного самоуправления с использованием собственных или выделяемых государственными органами экономических ресурсов.
М. м. должен обеспечивать устойчивость сложной и многогранной муниципальной системы к воздействию внешних рисков (возмущений); выделять общие цели и интересы, определяя движение ресурсов внутри системы и ресурсный обмен с внешней средой ближнего и дальнего окружения. Целью М.м. является обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы.
Одной из основ в муниципальном управлении являются нормативы, закладываемые в основу государственной политики выравнивания социального качества территорий. Нормативы, определяющие границы функционирования муниципалитета, группируются: по доходам (заработная плата, детские пособия, пенсии и т. д.); по обеспеченности жилой площадью, в том числе по строительным нормам, по техническому обслуживанию жилища (температура в квартире, наличие воды, газа и т. д.); по соблюдению льгот (по инвалидности, потере кормильца и т. д.); по профессиональной принадлежности и т. д. При этом соответствующие показатели могут быть разделены на два блока: материально-технический и функционально-территориальный. Содержание первого блока определяется состоянием муниципального фонда: опись имущества, находящегося в собственности муниципалитета, а также контролируемого местными органами власти, жилой и нежилой фонды, торговые места, строения, производственные объекты и т. д. К содержанию второго блока следует отнести реализацию функций жизнеобеспечения территории, заключающихся в экономической и технологической поддержке объектов материально-технической сферы и претворении в жизнь мероприятий, составляющих стратегию развития муниципального образования.
Наличие материально-технической базы, закрепленной за муниципальным образованием в виде собственности, является условием извлечения стабильного дохода, обращенного на поддержание жизнеобеспечения и развитие территории. К перечню объектов материально-технической сферы относятся недвижимость муниципального образования, представленная в виде земельных ресурсов, жилых и нежилых строений, основные и оборотные средства муниципальных предприятий, банковские кредитные ресурсы, а также контролируемые органами муниципальной власти материальные активы. Основным источником извлечения муниципального дохода является активная политика специализированных административных ведомств по предоставлению землеотводов, аренде помещений, находящихся в муниципальной собственности, определению на их основе местных налогов и сборов и пр.
Располагающее соответствующей материально-технической базой муниципальное образование участвует в реализации основополагающих направлений своей текущей политики, представленной в функционально-территориальной сфере, отображающей полномочия муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения. К наиболее характерным направлениям такой политики, определяющей основные категории расходных статей муниципалитета, следует отнести ЖКХ и жилищную политику; социальную помощь, в том числе помощь учреждениям социальной сферы; взаимодействие с производственными и общественными организациями по широкому кругу проблем местного значения; поддержание инженерной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения; благоустройство территорий; организацию досуга, а также работу по информированию населения.
Разнообразие целей, положенных в основу муниципального управления, унифицируется общностью проявляющихся в текущей деятельности функций, лежащих в компетенции местных органов власти и направленных на удовлетворение первоочередных интересов жителей муниципальных образований. Функции М.м. являются средством эффективного социально-экономического регулирования региональных систем и включают виды деятельности государственных и муниципальных служащих по поддержке и развитию региональных социально-экономических систем.
Критерием отбора определяющих муниципальное образование функций является муниципальный интерес, служащий способом оценки для управленческих действий по реализации целей и задач в развитии территориальной общности. Состав этих функций отображает идеальную модель поведения эффективного менеджера, воплощающего в своих действиях последовательное исполнение необходимого круга задач в разрезе полного производственного цикла. Данные функции и являются функциями М.м, находящимися в тесном взаимодействии между собой. Перечень функций задается порядком в подготовке, принятии и реализации решений в сфере муниципального управления и включает в себя планирование, организацию деятельности, систему контроля и принятие решения, в том числе с помощью прогнозирования.
Благодаря функции планирования, территориальное образование определяет перспективные направления своей деятельности, распределяет имеющиеся ресурсы в соответствии со сложившимися на различных территориальных уровнях потребностями и выработанными приоритетами.
На основе разработанных планов осуществляется организация деятельности муниципальных органов власти по исполнению запланированных целей и задач. Для реализации этой функции проектируется организационная структура управления территорией, определяется перечень функциональных подразделений аппарата управления, его территориальных уровней, избирается модель местного самоуправления.
Спроектированная таким образом организационная структура региональной власти является основой налаживания многоуровневой, внутренне дифференцированной схемы контроля, обеспечивающего своевременное и бесперебойное выполнение запланированных целей на основе взаимодействия субъектов контроля, как со службами самого аппарата, так и находящимися на территории региона предприятиями и учреждениями. Функция контроля должна быть дополнена функцией мотивации, обусловливающей внутреннее стремление исполнителей действовать в соответствии с целями и задачами организации.
Основными элементами системного применения М.м. в муниципальном образовании являются стратегия, управление финансовыми ресурсами, информационное обеспечение управления, инструменты проектного менеджмента (для проектов развития), управление ресурсопотоками, кадровый менеджмент, информационные технологии, мероприятия по управлению рисками (задачи и профилактические превентивные меры), антикризисное управление (инструменты, технологии, порядок и время осуществления), ситуационное управление.
Организация деятельности муниципальных органов власти, налаженная схема контроля за реализацией основных функций управления выступают предпосылкой для принятия решений, главным критерием эффективности которых является, с одной стороны, соответствие планам, а с другой — предвосхищение результатов от выбранных вариантов решения, определяемых на основе проведенного прогноза, являющегося составной частью функции прогнозирования — важнейшего средства разработки и корректировки организационных планов.
В. И. Голованов
В. В. Бакушев
Список литературы
Бакушев В. В. Административная реформа нужна, но прежде — ее концепция!/ Власть, 2002, № 6, с. 10–12.
Иванов В. В. Муниципальный менеджмент: справочное пособие. — М.:
Инфра-М, 2002.
Мельников С. Б., Асанов В. Л. и др. Муниципальный менеджмент. — М.: Муниципальный мир, 2004.
Муниципальный менеджмент: справочное пособие/ Иванов В. В., Коробова А. Н. — М.: ИНФРА-М, 2002.
Рой О. М. Система государственного управления. — СПб.: Питер, 2005.
Электронный муниципалитет: на пути развития// Под ред. проф. Бакушева В. В., Хазина А. Л. — М.: Изд-во Индрик, 2008.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама