МЭР

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЭР
фр. maire; от лат. major - старший) Лицо, стоящее во главе муниципальных учреждений, глава муниципалитета в ряде стран - например, в Англии, США, во Франции.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Мэр
1) выборное должностное лицо в системе местного самоуправления города, руководитель исполнительно-распорядительного органа – мэрии, ответственный за проведение в городе государственной политики и осуществление функций исполнительной власти в пределах, делегированных ему государством; 2) должностное лицо, возглавляющее муниципалитет (административно-территориальную единицу, чаще город) и осуществляющее муниципальную исполнительную власть на территории.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

МЭР
фр. maire, англ. mayor, от лаг. major - большой, старший) -высшее должностное лицо в муниципалитетах США, Великобритании, Франции и ряда других государств. Как правило, М. избирается самим муниципалитетом, иногда - непосредственно населением, в некоторых странах он назначается или утверждается в должности центральным правительством. М. представляет муниципалитет, председательствует на его заседаниях. Во Франции и некоторых других государствах он, являясь т.ж. правительственным агентом, возглавляет муниципальную администрацию. М. отвечает за подготовку и исполнение муниципального бюджета, назначает на многие муниципальные должности, направляет работу аппарата. Некоторые свои полномочия, например, по регистрации актов гражданского состояния, М. осуществляет как представитель центральной власти. В Великобритании и в части городов США М. выполняют в основном представительские и председательские функции; важнейшую роль в муниципальном исполнительном аппарате этих стран играют клерки муниципальных советов (Великобритания) и муниципальные управляющие (США). В РФ должности М. введены с 1991 г. в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

МЭР
1) в РФ высшее должностное лицо, избираемое населением и возглавляющее исполнительную власть в городе федерального значения Москве; 2) в ряде городов областного, краевого, республиканского подчинения глава городской администрации в системе местного самоуправления. Согласно Уставу Москвы М. непосредственно или через органы городской администрации решает вопросы социально-экономической жизни города, осуществляет управление городским хозяйством и в этих целях устанавливает и изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию органов городской администрации и устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных бюджетом города; от имени Москвы своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности; выражает согласие исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на назначение Прокурора Москвы и начальника Главного управления внутренних дел Москвы, руководителей территориальных (в г. Москве) органов исполнительной власти РФ и др. По вопросам своей компетенции М. издает распоряжения. М. возглавляет правительство Москвы, наделен правом отменять любые правовые акты городской администрации или администрации района. Полномочия М. могут быть прекращены досрочно, в том числе на основании отставки по личному заявлению. Отставка должна быть принята Московской городской Думой. Возможно также отрешение М. от должности в случае нарушения им федерального законодательства (Конституции и законов), а также законов Москвы, если такое нарушение установлено в судебном порядке. Отрешение возможно по результатам городского референдума, проведенного по постановлению Московской городской Думы, принятому 2/3 от общего числа депутатов. При досрочном прекращении полномочий М. его права и обязанности переходят в полном объеме к вице-мэру.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Меры
1. Многозначный термин. В част., обозначает средство для осуществл. ч.-н., мероприятие. Так, в сов. уг. процессе на органы дознания возлагалось принятие необходимых опер.-розыск. М. в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР). В совр. уг. процессе дознавателем, следователем, а также органом дознания принимаются розыск. М. (п. 38 ст. 5 УПК). 2. В деятельности сыскной — средство воздействия субъекта сыска на лицо или ситуацию сыскную для достижения предусмотренных ФЗ целей. В сыске М. выделяют по ряду критериев. В част., в зависимости от вида сыска различают: М. опер.-розыск., контр-развед. и М. частных детективов. В зависимости от направленности на результат выделяют М.: предупреждения (совершения преступления, угрозы безопасности гос-ва, профилактического воздействия и др.), обнаружения, пресечения и сведения к минимуму наступивших обществ, опасных последствий (М. минимизации преступного результата), а также М. защиты, обеспечения безопасности и др. В зависимости от х-ра известны М.: организац., норм.- правовые, пси-хол. воздействия и др. 3. В ОРД для выделения М. применяют те же критерии, что и в целом в сыскной деятельности. Вместе с тем различают М.: непосредственно опред. законодателем (в част., основанием для проведения ОРМ является постановление о применении мер безопасности в отнош. защищаемых лиц — п. 5 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД) и выработанные опер.-розыск. практикой. В числе первых выделяют М., кот. должны принимать: ОРО, оперативники и др. субъекты, непосредственно осуществл. ОРД (М. первой группы); др. гос. органы и должн. лица (М. второй группы). М. первой группы. ОРО обязаны принять М.: все необходимые по защите конст. прав и свобод человека и гр-на, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и гос-ва (ст. 14 ФЗ об ОРД); по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием ОРО, а равно членов их семей и близких (ч. 3 ст. 18 ФЗ об ОРД); при нарушении ОРО или оперативником прав и законных интересов фи-зич. и юр. лиц вышестоящий ОРО — по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (ч. 9 ст. 5 ФЗ об ОРД). М. второй группы. При нарушении органом (должн. лицом), осуществл. ОРД, прав и законных интересов физич. и юр. лиц прокурор или судья в соотв. с зак-вом РФ обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. См. Меры гос. защиты, Меры пресечения опер.-розыск. Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1990; [5]; [10]; [9]; [8]; [17].

Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия

МЭР
фр. maire, англ. mayor от лат, major - больший, старший) - высшее должностное лицо городского (иногда также районного, общинного) местного самоуправления в США, Великобритании, Франции и ряде других государств. Обычно М. избирается самим представительным органом местного самоуправления (муниципалитетом), иногда - непосредственно населением, в некоторых странах он назначается или утверждается в должности центральным правительством. Так, в Бельгии и Голландии М. (бургомистр) назначается главой государства по предложению соответствующего муниципального совета. М. представляет совет, председательствует на его заседаниях. Во Франции, Италии, Японии он, являясь также низовым звеном исполнительной вертикали, возглавляет муниципальную администрацию, выступая, таким образом, в двойном качестве: как представитель местного самоуправления и как представитель правительства. М. отвечает за подготовку и исполнение муниципального бюджета, назначает на многие муниципальные должности, направляет работу аппарата. Некоторые свои полномочия, например, по регистрации актов гражданского состояния, М. осуществляет как представитель центральной власти.
В Великобритании и в части городов США М. выполняют в основном представительские и председательские функции; важнейшую роль в муниципальном исполнительном аппарате этих стран играют клерки муниципальных советов (Великобритания) и муниципальные управляющие (США). Однако в большинстве крупных городов США функционирует система "сильный М. - совет". Избираемый непосредственно населением М. единолично назначает и увольняет муниципальных чиновников, имеет право отлагательного вето на решения совета, которое чаще всего может быть преодолено лишь квалифицированным большинством голосов членов последнего, отвечает за составление и исполнение местного бюджета, решает многие вопросы текущего управления. При "сильном" М., как правило, функционирует штат профессиональных помощников, возглавляемых в некоторых городах главным администратором.
В РФ должности М. введены в период с 1991 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Пскове, Саратове, Томске и некоторых других городах. В 1996 г. должность М. Санкт-Петербурга была переименована в губернаторскую. М. являются главами городского самоуправления.
В соответствии со ст. 51 Устава города Москвы 1995 г. М. является высшим должностным лицом города, может быть одновременно и премьером Правительства Москвы. Статус М. Москвы отличается от других городов тем, что он является главой субъекта РФ, а не муниципального образования. М. избирается жителями Москвы на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. М. и вице-М. могут быть избраны граждане РФ не моложе 30 лет, постоянно проживающие в Москве и обладающие избирательным правом.
М. непосредственно или через органы городской администрации решает вопросы социально-экономической жизни города, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции по вопросам своей компетенции. По вопросам своей компетенции издает распоряжения. Самостоятельно или по представлению Премьера Правительства Москвы назначает на должность и освобождает от должности членов Правительства, распределяет между ними обязанности, принимает решение об отставке.
М. также устанавливает и изменяет структуру городской администрации; назначает руководителей предприятий, учреждений и организаций городского подчинения и освобождает их от должности; вносит на рассмотрение Московской городской Думы проекты законодательных актов; выполняет представительские функции; заключает договоры и соглашения Москвы о сотрудничестве с зарубежными городами, регионами, административно- и государственно-территориальными образованиями, иностранными юридическими лицами; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральным и московским законодательством.
Московская модель М., характеризующаяся строгим разделением полномочий исполнительных и представительных органов, существует также в ряде других городов РФ.
По другой модели М. возглавляет не только администрацию, но и представительный орган города. Он избирается непосредственно населением, однако при этом входит в состав городского совета, председательствует на его сессиях.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама