Методология юридико-психологического изучения, оценки и использования зарубежного опыта

Найдено 1 определение
Методология юридико-психологического изучения, оценки и использования зарубежного опыта
В современной практике изучения и использования зарубежного опыта решения юридико-психологических проблем сложились разные подходы: 1) репродуктивно-информационный: перевод и публикация зарубежных источников информации о опыте, или того, что наблюдали отдельные сотрудники ПОО, выезжавшие за границу; 2) аналитико-информационный: разработка материалов, содержащих юридико-психологическую характеристику опыта; 3) сравнительно-аналитический: не только описание, но и научно-корректное сопоставление зарубежного опыта с нашим, обоснование оценок и выводов; 4) научно-прикладной: научно обоснованное извлечением идей и уроков для нашей практики, их трансформация в варианты (версии) практической реализации, 5) внедренческий: экспериментальная проверка эффективности сделанных оценок, заключений, рекомендаций по использованию адаптированного к нашим условиям зарубежного опыта с вынесением окончательных заключений. Все подходы имеют право на жизнь, но наиболее эвристичны, корректны и прагматичны последние три. Качественно реализовать их способны только специалисты по юридической психологии на основе непосредственного личного ознакомления с опытом за границей.
Изучение и использование опыта решения юридико-психологических проблем за границей требует особой методологической и методической компетентности. Специфика причинно-следственных зависимостей, имеющихся тут, находит отражение в специальных научных принципах изучения, оценки и использования зарубежного юридико-психологического опыта. 1) Принцип объективности обязывает стремиться к отражению и описанию того, что есть, без всяких предубеждений, штампов, крайностей, субъективизма, волюнтаризма, симпатий и антипатий. Изучение должно строиться не на догадках, внешних впечатлениях, здравом смысле, а на научном знании, научном методе, зрелой теории, доказательном истолковании и всесторонне обоснованных оценках. 2) Принцип комплексности отражает объективную зависимость особенностей правовых систем и образования в каждой стране от социальных, политических, экономических, историко-культурных, национально-этнических, социально-психологических и иных особенностей общества и его граждан. То, что хорошо в одной стране, может быть плохо в другой. Опыт обычно представляет собой единство интернационального и национального. Первое делает возможным перенос опыта, а наличие национального в нем предупреждает от механистического копирования. 3) Принцип конкретно-исторического подхода имеет в виду, что опыт всегда находится в развитии, связан с определенными временными рамками, обусловлен историческими общественными факторами в стране. Развитие разных стран в одно и то же время, сейчас, не одинаково. Поэтому один зарубежный опыт может быть для нас устаревшим, а для другого время у нас еще не пришло. 4) Принцип юридико-психологической системности исходит из того, что любой изучаемый юридико-психологический феномен (часть опыта, способ действий и пр.) в любой стране есть лишь часть системы юридико-психологической реальности в ней. Он включен в системы правовой психологии населения, психологии групп и персонала ПОО, психологии личности полицейских и других сотрудников, психологии правоохранительной деятельности и др., испытывает на себе влияние системных факторов, а поэтому не может быть достоверно понят и оценен в отрыве от них. Он хорош именно в этой системе, но может быть плох в нашей и не прижиться. Опыт, как правило, надо видоизменять применительно к специфике наших юридико-психологических связей, отношений и зависимостей. 5) Принцип противоречивости опыта отражает факт диалектической неоднозначности его. В нем, с позиции наших реальностей, всегда есть плюсы и минусы, “за” и “против». Правовой и юридико-психологический опыт каждой страны сочетает общее и особенное, интернациональное и национальное, типичное и единичное. Национальное, особенное, единичное в опыте служит предостережением от бездумного копирования. Но в опыте есть и общее, интернациональное, что делает возможным его использование и в наших условиях. Исторически в мировой науке и практике происходит нарастание общего, интернационального, что повышает необходимость и возможности использования зарубежного опыта, но всегда с учетом российской специфики.
Изучение и использование опыта решения юридико-психологических проблем за границей нуждается и специфичных методах и методиках. Основной метод -. сравнительный, - представляет собой разновидность соответствующего общенаучного и заключается в выявлении сходства, различия, достоинств и недостатков опыта разных стран и возможностей его использования в России. Он используется в комплексе с другими методами: непосредственного или включенного наблюдения за зарубежным опытом, сравнительно-психологического анкетирования и таких же бесед, тестирования, сравнительно-психологического эксперимента и анализа, системно-сравнительной оценки, научно-психологического консилиума. Окончательное заключение полностью научно корректно лишь на основе итогов контрольно-формирующего эксперимента по использованию адаптированного к нашим условиям зарубежного опыта.
Можно заключить, что использование зарубежного педагогического опыта - ”трудное искусство”. Надо научиться использовать зарубежный опыт, но не менее важно научиться и не злоупотреблять им. Правилен совет: «заимствуй мысль, выведенную из опыта, а не сам опыт». Опасно просто копировать опыт, пытаясь за рубежом найти легкие решения сложных и своеобразных российских проблем. Сколько бы непростительным не использовать чужой опыт, но наше общество и его жизнь все же никогда не станут «американскими», «немецкими» или «японскими», а всегда останутся российскими по своей сути и главным особенностям. Нужно бережливое отношение к отечественному опыту и внимательное, вдумчивое - к зарубежному.
(А.М. Столяренко).

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама