Методы теории управления

Найдено 1 определение
Методы теории управления
способы и приемы целенаправленных действий и получения новых знаний, которые используются в ряде других наук и составляют фундаментальную основу для исследования систем управления. Это, прежде всего, системный, комплексный и исторический подходы, моделирование, экспериментирование, социологические исследования и другие методы.
Центральное место в системе общенаучных методов занимает системный подход, под которым понимается способ рассмотрения управляющей и управляемой системы в виде целостного комплекса взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью; способ выявления свойств системы, ее внутренних и внешних связей; способ использования методологии системного анализа.
Системный подход основан на рассмотрении явлений как единого целого, состоящего из отдельных элементов, которые связаны между собой таким образом, что изменение свойств одного или нескольких из них ведет к изменению свойств других элементов и, следовательно, к изменению свойств системы в целом. Системный подход базируется на представлении объектов как систем, для адекватного описания которых используются такие основные понятия, как система, компонент, связь, целостность, взаимодействие, процесс, иерархичность, структура, среда и т. д.
Без выделения органических (системообразующих) связей между элементами не может быть обеспечена целостность системы, определены структура и иерархия образующих систему элементов. Системность предполагает аспектность рассмотрения того или иного явления, процесса, образования. Таким образом, система рассматривается с точки зрения определенной науки. Основной признак, по которому выделяется данная система, лежит также в основе выделения внешней среды, которая, не являясь частью системы, существенно влияет на свойства и характеристики системы.
Системный подход применяется в управлении как способ, посредством которого осуществляются выявление и упорядочение управленческих проблем, установление и описание их границ, определение целей решения, конструирование механизмов достижения этих целей. Системный подход позволяет осуществлять определение и предварительную проверку множества альтернативных вариантов достижения целей и долгосрочных последствий каждого варианта.
Важной разновидностью системного подхода является комплексный подход, позволяющий проводить исследования и оценки, а также экспертизу принимаемых решений с позиций разных отраслей знаний и опыта, обеспечивая их взаимное согласование и интеграцию. В этом случае систeмность приобретает новый аспект, предполагающий не только организационную полноту и целеустремленность, но и полноту охвата всех аспектов влияния. Комплексное образование включает системность, но не всякое системное образование включает комплексность.
Исторический подход предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности с учетом факторов и условий, влияющих на них. Исторический подход к изучению проблем муниципального управления позволяет выявить и проследить определенные сущностные характеристики процесса управления с момента его возникновения и в процессе развитии. Делая наглядными генезис и изменение тех или иных свойств исследуемого объекта, он позволяет соотносить их с социально-историческим контекстом развития общества соответствующего периода и на этой основе выявлять значимые связи между явлениями внутри самого объекта, а также между объектом и тесно связанными с ним реалиями (обществом, государством и т. п.). Он вскрывает, какие изменения исторической ситуации с необходимостью ведут к изменению облика объекта, обусловливают тот или иной его исторический тип, специфику его структурных элементов, свойств и связей, а также характер и механизмы влияния этих особенностей на устойчивость и эффективность муниципального управления.
Моделирование заключается в построении модели объекта или субъекта управления, которая облегчает изучение их свойств и особенностей поведения. Под моделью понимается представление предмета, системы или идеи в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы, существенные для целей решения. Среди главных причин, обусловливающих использование модели вместо прямого взаимодействия с реальным миром, выделяют естественную сложность многих организационных ситуаций. Построение модели включает ряд последовательных этапов: постановку задачи, конструирование модели, проверку на достоверность, применение и обновление модели.
Широко используются вербальные, физические, графические, математические модели.
Математическое моделирование тесно связано с экономико-математическими методами формализации процессов и организационных структур. Благодаря им создается возможность применять в исследованиях не только качественные оценки явлений и процессов, но и пользоваться количественными измерениями, обеспечивающими достоверность и объективность анализа. В управлении современной организацией широко применяются линейное и динамическое программирование, теория массового обслуживания, теория игр, методы множественной корреляции, дисперсионного анализа. Экономико-математические методы используются для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов и др.
Экспериментирование — это научно поставленный опыт, проводимый на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления организацией. В условиях эксперимента возможно обнаружение таких свойств явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях.
Эксперимент позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств путем изменения условий и изучать явления в «чистом виде». Экспериментальный метод, возникнув в недрах физики, позже нашел широкое распространение в химии, биологии, физиологии и других естественных науках. И в каждой из этих наук использование эксперимента свидетельствовало о степени зрелости этих дисциплин. В настоящее время эксперимент широко распространяется в социологии и в управлении. В зависимости от целей выделяют следующие виды эксперимента: 1) исследовательский, или поисковый; 2) проверочный, или контрольный; 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) качественный или количественный.
Эксперименты в управлении позволяют не только проверить альтернативные варианты решения проблем, но и выработать новые идеи, гипотезы, теоретические положения. Выделяют три возможных результата управленческого эксперимента: 1) управленческое решение о принятии или об отрицательной оценке проверяемого нововведения; 2) формулировка, научное и практическое обоснование новых теоретических и методических положений науки управления; 3) развитие системы методов научного управления, повышение их научной обоснованности.
Таким образом, управленческий эксперимент позволяет комплексно подойти к исследованию проблем теории и практики управления.
С помощью методов социологических исследований изучаются причины возникновения отклонений от запланированных целей, выявляются направления действий, определяются возможные мотивы поведения персонала. С этой целью широко применяются анкетирование, тестирование, интервью, опрос, наблюдение, анализ документации. В результате использования этих методов составляются прогнозы реакции персонала на определенные управленческие решения, определяется социально-психологический климат в организации и выявляются факторы, обеспечивающие успешную реализацию управленческих решений. Таким образом, специфика управления оказывает влияние на формы, масштабы и результативность применения общенаучных методов. Изменения в составе общенаучных методов отражают развитие методологического базиса всех наук и пополняют методический инструментарий науки управления.
В зависимости от масштабности и сложности решаемых исследовательских задач, от требуемой глубины анализа полученных эмпирических данных социологические исследования подразделяются на:
1)пилотажные (пробные исследования преимущественно методической направленности, цель которых — проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации, определение валидности, т. е. надежности применяемых опросных листов (анкет),
бланков интервью и т. п.);
2)описательные (получение эмпирической социологической информации, дающей возможность социологу дать относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик);
3)аналитические (не только описание структурных элементов и характеристик изучаемого объекта, но и выявление причин, обусловливающих его особенности и сущность).
Социологическое исследование может быть:
— монографическим, т. е. ограничивается детальным анализом одного нового явления, отсутствие достаточной информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования;
— точечным (разовым), что предоставляет возможность получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого процесса (явления) и не дает ответа на вопрос об изменяемости его развития.
Повторные социологические исследования проводятся с целью изучения одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимые несколько раз через определенные интервалы времени, в одинаковых или видоизменяющихся условиях. В зависимости от изучаемого контингента респондентов, характера и периодичности их проведения повторные социологические исследования подразделяются на несколько видов:
1)трендовое — проводится в рамках единой генеральной совокупности или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеет своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности;
2)панельное — ориентировано на обследование одних и тех же индивидов, по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы, т. е. имеет своей целью выявление тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени;
3)лонгитюдное — ведется длительное периодическое изучение одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития.
З. А. Алиева
Список литературы
Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: учеб. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1991.
Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама