МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Международное гуманитарное право
совокупность конвенциальных и обычных норм международного права, которые обеспечивают уважение к личности и ее неприкосновенность в период вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право состоит из двух отраслей права: права войны или права вооруженных конфликтов и прав человека.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
совокупность международных конвенционных и обычных норм ведения войны (законы и обычаи войны), регулирующих отношения между воюющими государствами, а также между ними - с одной стороны, и нейтральными - с другой; их назначение - гуманизация военных средств и методов. Нормы М.г.п., в частности, защищают военнопленных, гражданское население и других жертв войны.

Источник: Большой юридический словарь

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в период вооруженного конфликта с целью ограничения применения средств и методов ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за их нарушение. Основным содержанием М.г.п. является гуманизация вооруженных конфликтов, международно-правовая защита жертв войны, ограничение воюющих сторон в выборе методов и средств ведения войны, охрана гражданских объектов и культурных ценностей, защита интересов нейтральных государств.

Источник: Гражданская защита. Энциклопедический словарь

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
отрасль международного права, регулирующая международные правоотношения, связанные с применением военной силы в вооруженных конфликтах, а также с угрозой ее применения. Термин «М. г. п.» впервые ввел в обращение швейцарский профессор Ж. Пикте в 50-х гг. XX в. Основу современного М. г. п. составляют Женевские конвенции 1949 г. вместе с дополняющими их Протоколами. Принципиальное значение имеет тот факт, что участниками Женевских конвенций 1949 г. стали члены практически всего мирового сообщества: по состоянию на 31 марта 1997 г. их ратифицировали 188 государств. При этом, Протокол I ратифицирован 147 государствами, а Протокол II — 139 государствами.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
Известное также как «законы войны», международное гуманитарное право состоит из принципов и правил, призванных свести к минимуму последствия войны путем наложения ограничений на средства и методы ведения военных действий. Эти законы также обязывают комбатантов щадить гражданское население и тех, кто больше не принимает участия в боевых действиях (включая раненых или сдавшихся в плен солдат противника). Многие из этих правил были кодифицированы в международных соглашениях, таких как Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и в двух дополнительных протоколах к ним, принятых в 1977 году. Работа «Международной Амнистии» с правительствами регламентируется, с одной стороны, международными нормами в области прав человека, а с другой - международным гуманитарным правом. Поскольку вооруженные политические формирования не являются участниками соглашений по правам человека, существенную помощь МА в противодействии нарушениям прав человека этими формированиями оказывают нормы международного гуманитарного права, которые распространяются на все стороны, вовлеченные в боевые действия.

Источник: Справочник международной амнистии

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
совокупность конвенционных и обычных норм международного права, составляющих правила ведения войны (т.н. законы и обычаи воины), регулирующих отношения между воюющими государствами, а т.ж. между ними, с одной стороны, и нейтральными - с другой, и имеющих своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны. Регламентация М.г.п. стала приобретать конвенционный характер в основном во второй половине XIX в. и коснулась первоначально главным образом правил обращения с больными и ранеными воинами (Женевская конвенция 1864 г.) и ограничения средств войны, приносящих излишние страдания (Петербургская декларация 1868 г.). Hal Гаагской конференции мира в 1899 г. было принято 3 конвенции и 3 декларации; в 1907 г. -13 конвенций и 1 декларация. В этих актах были зафиксированы нормы М.г.п. для сухопутной, морской, воздушной войны, правила нейтралитета, а т.ж. некоторые обязательства государств, имевшие целью предупреждение войн. В 1909 г. они были дополнены Лондонской декларацией для морской войны. После второй мировой войны были приняты 4 новые Женевские конвенции о защите жертв войны (1949 г.). Конвенция о защите культурных ценностей во время войны (1954 г.). Дополнительные протоколы I и П (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г. См. т.ж. ПРАВО В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
1) в широком смысле - отрасль международного права, представленная совокупностью норм и принципов, закрепляющих международные стандарты в области прав человека. Нормы М.г.п. регулируют сотрудничество по вопросам науки, культуры, образования, обмена информацией, контактов между людьми. Основу М.г.п. составляют права человека, т.е. права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные). Основными международными документами в области прав человека являются: Устав ООН (содержит принципы о равноправии наций, равноправии мужчин и женщин, ценности человеческой личности, недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии); резолюции международных организаций (ООН и ее специализированные учреждения, например МОТ, ЮНЕСКО), имеющие рекомендательный характер: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и др.; международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987) и др. Эти документы закрепляют стандарты в области прав человека. М.г.п., кроме того, охватывает документы СБСЕ, которые носят политический характер;
2) в более узком значении - совокупность обязательных для государств правовых норм, направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны. Основными источниками М.г.п. в этом значении являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г.: 1) Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; 2) Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; 3) Конвенция об обращении с военнопленными; 4) Конвенция о защите гражданского населения во время войны, а также два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.: Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (№ 1), и Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (№ 2).
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между воюющими государствами (сторонами) в период вооруженных конфликтов в целях ограничения применения жестоких методов и средств ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за их нарушение. Войны и вооруженные конфликты являются постоянными спутниками жизни на Земле, приносят огромные жертвы и разрушения. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, защитить человека - такова цель М.г.п., являющегося самостоятельной отраслью общего международного права. В юридической науке вопрос об определении М.г.п., становлении его как самостоятельной отрасли международного права, предмете ее регулирования, содержании и названии (законы и обычаи войны, jus in bello, "право Женевы" и "право Гааги", право вооруженных конфликтов и др.) является дискуссионным. В древности правила ведения войны существовали в форме обычаев, а также закреплялись во внутреннем праве. Напр., в Законах Ману устанавливались строгие ограничения насилия, а в период боевых действий запрещалось употреблять отравленное оружие, убивать безоружных, пленных, просящих пощады, спящих и раненых.
Становление и развитие М.г.п. неразрывно связаны с именами отечественных и зарубежных ученых: юриста-международника и дипломата Ф.Ф. Мартенса, хирурга Н.И. Пирогова, руководившего во время Крымской войны (1853 - 1856 гг.) Крестовоздвиженской общиной сестер милосердия по уходу за ранеными и больными, швейцарского гражданина А. Дюнана - основателя Международного Комитета Красного Креста (МККК) (1863 г.), организовавшего помощь раненым и больным под Сольферино во время австро-итало-французской войны (1859 г.), а также американца Ф. Либера, разработавшего во время Гражданской войны в Америке (1861 - 1865 гг.) Инструкцию полевым войскам США, явившуюся первой попыткой кодификации законов и обычаев войны. В 1864 г. по инициативе А. Дюнана и его соратников была заключена первая Конвенция об оказании помощи раненым и больным на поле боя. На рубеже XIX - XX вв. активизировалась деятельность государств по формированию правил ведения войны: на Первой (1899 г.) и Второй (1907 г.) конференциях мира, созванных по инициативе России, было принято 13 Конвенций, кодифицировавших в тот период законы и обычаи войны. В течение последних 150 лет научно-технические достижения человечества привели к созданию новых видов оружия, кардинально изменилось военное искусство, что оказало непосредственное влияние и на формирование международного гуманитарного права. Сейчас оно кодифицировано и насчитывает многие сотни правовых норм. Сердцевиной М.г.п. являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 и 2005 гг. Источниками М.г.п. также являются многие международно-правовые акты, касающиеся запрещения или ограничения обычных видов оружия (лазерного, мин, кассетных боеприпасов и др.) и оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, биологического и токсинного). М.г.п. содержит нормы о защите жертв войны (раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения), законных участников вооруженных конфликтов, гражданских объектов, природной среды. В отношении жертв войны М.г.п. запрещает: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, взятие заложников, надругательство над человеческим достоинством, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации и др. Такие действия признаются серьезными нарушениями М.г.п. и квалифицируются как военные преступления. М.г.п. содержит запреты и ограничения на применение воюющими определенных методов (предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля; отдача на разграбление города или местности, даже взятых приступом; нападение на лиц, вышедших из строя; отдание приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе и др.) и средств ведения войны (снаряды весом менее 400 г., имеющие свойство взрывчатости или снаряженные ударным или горючим составом; пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле; снаряды, имеющие единственное назначение - распространять удушающие или вредоносные газы; яды или отравленное оружие и др.). Огромный вклад в формирование и прогрессивное развитие М.г.п. вносит МККК, который является хранителем договоров, составляющих международное гуманитарное право.
Россия внесла значительный вклад в становление и развитие М.г.п. Так, Воинским уставом русской армии 1716 г. категорически запрещалось убивать пленных, ликвидировалась личная власть над ними. Военнопленные поступали исключительно в распоряжение неприятельского государства. Предусматривалась смертная казнь за разграбление неприятельских городов, крепостей и населенных пунктов, в нем предписывалось сохранять школы, больницы, церкви, частные здания, занимаемые русскими войсками. В 1780 г. Россия проявила инициативу в разработке правил нейтралитета в морской войне, завершившейся принятием Декларации о морском вооруженном нейтралитете, нормы которой легли в основу Декларации о морской войне, принятой на Парижской конференции 1856 г., и получили всеобщее признание. В 1868 г., также по инициативе России, была принята Петербургская декларация о запрещении употребления взрывчатых и зажигательных пуль.

Источник: Словарь международного права.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
лат. humanus - человечность, человеколюбие) - одно из новейших понятий международно-правовой науки, в отношении которого единой позиции среди теоретиков не достигнуто. Сторонники более широкого подхода включают в него все вообще юридические принципы и нормы, направленные на регулирование международного сотрудничества по вопросам науки, культуры, образования, обмена информацией, контактов между людьми, но особенно - имеющие целью обеспечение гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, а также принципы и нормы, Призванные защищать личность человека, его права и имущество во время вооруженных конфликтов. Полярной указанному подходу является точка зрения теоретиков-традиционалистов, ограничивающих рамки М.г.п. регулированием правоотношений, связанных с защитой жертв войны, жертв вооруженных конфликтов, включая правовые принципы и нормы, направленные на гуманизацию средств и методов ведения войны. Каждая из названных концепций имеет определенные разумные основания, но вместе с тем обе они не дают ответа на естественно возникающие вопросы: во-первых, не следует ли все международное право рассматривать как гуманитарное, поскольку все его отрасли в конечном счете имеют гуманитарные цели; и во-вторых, если руководствоваться ограничительным подходом, не будет ли более логичным включить в М.г.п. весь комплекс юридических норм, направленных на обеспечение прав человека. а не только в период вооруженных конфликтов.
Учитывая проявившуюся в современном международном праве тенденцию к формированию целостного комплекса (системы) юридических норм, базирующихся на одном из основных начал этой правовой системы - принципе уважения прав и основных свобод человека, целесообразно под М.г.п. понимать совокупность обязательных для государств и других субъектов международного права норм поведения, регламентирующих их права, обязанность и ответственность применительно к правоотношениям, связанным с защитой человеческой личности как в экстремальных (вооруженные конфликты), так и в обычных ситуациях. Перечень прав и свобод человека, впервые включенный в международно-правовой документ в 1948 г. (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН), получил нормативное закрепление в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., где провозглашены неотъемлемое право всех народов на самоопределение, свободное установление своего политического статуса, обеспечение своего развития, распоряжение своими естественными богатствами. В то же время на государства возлагается ответственность за осуществление названных прав; особо предусматриваются права индивидов на труд, справедливые и благоприятные условия такового, на образование профсоюзов и участие в них, на социальное обеспечение, охрану семьи, на определенный уровень жизни, медицинскую помощь, образование, а также на то, что указанные права должны предоставляться без какой бы то ни было дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального и социального происхождения, имущественного положения. Значительный блок прав и свобод человека содержится в другом многостороннем документе - Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.; равенство всех перед законом, право личности на защиту брачно-семейных отношений, на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на гуманное обращение в случае лишения свободы по решению суда, на свободу передвижения и выбора места жительства, на признание правосубъектности независимо от местонахождения данного физического лица, на мирные собрания, на свободу создания общественных объединений, на участие в государственных делах, в выборах, а также на избрание в выборные органы государственной власти. Важную роль в утверждении М.г.п. играют: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и др. Большое количество конвенций и других нормативных документов разработала Международная организация труда, на которую сообщество государств возлагает заботу об установлении и сохранении всеобщего мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и повышения уровня жизни населения.
Наиболее солидный массив международно-правовых норм действует в области защиты прав человека в период вооруженных конфликтов; их закреплению посвящены Гаагские конференции мира 1859 и 1907 гг., на основе которых заключен ряд соответствующих конвенций, Женевские конвенции 1949 г. и дополняющие их Протоколы I и II 1977 г., многосторонние договоры 1868, 1888, 1925, 1972, 1980 гг., ограничивающие или запрещающие некоторые антигуманные средства и методы ведения военных действий. Так, противоправным считается применение: пуль и снарядов, содержащих горючие и зажигательные вещества; пуль, легко разворачивающихся в теле или сплющивающихся; удушливых, ядовитых и других подобных газов и веществ; бактериологических средств; токсинного оружия; оружия, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемых рентгеном, и т.д. К недозволенным методам ведения войны относятся предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих не только к мирному населению, но и к комбатантам, сдавшимся в плен; бомбардировка незащищенных населенных пунктов, жилищ, строений, уничтожение памятников культуры, храмов, госпиталей, вредное воздействие на природную среду. Особо запрещены международным правом варварские методы ведения войны, такие, как жестокое обращение с мирным населением, взятие и убийство заложников, применение к ним пыток, истязания. Значительное внимание М.г.п. уделяет международно-правовой защите жертв войны и культурных ценностей. К первым отнесены военнопленные, раненые, больные, лица из состава вооруженных сил. потерпевшие кораблекрушение, а также гражданское население, в том числе находящееся на оккупированной территории. Все лица этих категорий должны при любых обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без дискриминации; запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечий, жестокое бесчеловечное обращение, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение без суда, коллективные наказания. Воюющие стороны обязаны обеспечивать медицинскую помощь и уход за найденными на поле боя ранеными и больными противника, категорически запрещено убивать их, оставлять без помощи. Основной нормой защиты гражданского населения является требование проведения различия между представителями такового и комбатантами, а также между гражданскими и военными объектами: мирное население неприкосновенно, не может быть объектом насилий, репрессалий, контрибуций; не должны подвергаться нападению и уничтожению объекты, необходимые для выживания населения; интернированные гражданские лица должны размещаться отдельно от военнопленных; запрещается угонять и депортировать их с оккупированной территории и перемещать на нее население оккупирующей державы, изменять гражданство детей, разлучать их с родителями.

Источник: Энциклопедия юриста

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
отрасль международного права, совокупность и система норм, предусматривающих защиту и покровительство жертв войны и иных вооруженных конфликтов. Его положения имеют целью оградить человеческую личность, материальные и духовные ценности народов и природную среду от разрушительных последствий военных действий. Начало согласованию гуманитарного права положила Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя 1864. Конвенция установила статус нейтральности и неприкосновенности медицинского персонала, а также духовенства во время сражения: они не подлежат насилию и взятию в плен; помощь должна оказываться всем раненым — своим и неприятельским — сражающимся (принцип недискриминации). Для опознания персонала, оказывающего помощь раненым, устанавливалась легко различимая эмблема Красного Креста на белом поле (трансформация флага Швейцарии — Белый Крест на красном поле). Большое значение для развития гуманитарного права имело создание в Швейцарии в 1863 добровольного общества помощи раненым. Примеру Швейцарии последовали многие страны, и движение Красного Креста с течением времени превратилось в международное; оно на практике реализует нормы гуманитарного права. Важный вклад в гуманитарное право внесла Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, принятая первой Конференцией мира в Гааге в 1899, в частности, три ее раздела о статусе сражающегося, статусе военнопленного и о гражданском населении оккупированной территории. Конвенция установила, что ее действие распространяется на армию, ополчение и добровольческие отряды, если они удовлетворяют определенным условиям. Это положение прочно вошло в гуманитарное право и воспроизводится в ряде других конвенций, включая Женевские конвенции 1949, которые распространили действие соответствующих норм также на участников организованного сопротивления агрессору. Гаагские конвенции установили, кроме того, статус военнопленного. Каждый сражающийся (комбатант) в случае захвата его неприятелем автоматически становился военнопленным с вытекающими из его статуса правами и обязанностями. Положения о военнопленных стали неотъемлемой частью гуманитарного права. Что касается гражданского населения оккупированных территорий, то, согласно конвенции, честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры должны быть уважаемы; частная собственность не подлежит конфискации. Прочно вошла в гуманитарное право и так называемая оговорка Мартенса. Таким образом, перед Первой мировой войной сложилась, хотя и разрозненная и недостаточно разработанная, совокупность норм гуманитарного права. В 1929 были заключены две Женевские конвенции: об участи раненых и о военнопленных, которые кодифицировали соответствующие положения гуманитарного права. Конвенции установили также контроль за их выполнением, в частности, был учрежден институт Державы-Покровительницы — нейтрального государства, представляющего интересы одной из воюющих сторон. Аналогичные функции могут также выполнять представители Международного Комитета Красного Креста. С принятием Женевских конвенций 1929 гуманитарное право не только выделилось в особую подотрасль права войны, но и приобрело самостоятельное значение. В период Второй мировой войны происходило массовое нарушение положений гуманитарного права нацистской Германией и ее союзниками. Для наказания лиц, виновных в преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности, были учреждены Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы. В 1949 были заключены четыре Женевские конвенции, а в 1977 — два Дополнительных протокола к ним: эти акты содержат около 600 статей, составляющих современное международное гуманитарное право. Конвенция об улучшении участи раненых и больных (Конвенция I) распространяет свое действие на личный состав вооруженных сил, включая ополчения и добровольческие отряды; личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления; личный состав регулярных сил, находящихся в плену; гражданские лица, следующие за вооруженными силами; членов экипажей кораблей торгового флота и самолетов гражданской авиации, которые не пользуются льготным режимом; население неоккупированной территории, стихийно взявшееся за оружие со дня борьбы с вторгшимся противником. Все эти категории л и ц при захвате их неприятелем и при наличии определенных условий считаются военнопленными. Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II) по существу воспроизводит положения Конвенции I применительно к условиям войны на море. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Конвенция III) включает в себя значительную часть положений Конвенции I, дополняя, расширяя и уточняя соответствующие положения. Режим содержания военнопленных может быть различным: интернирование, когда запрещается выходить за пределы лагеря, а также посылка на работу, включая работу у частных лиц. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Конвенция IV) — принципиально новый шаг в развитии гуманитарного права: она устанавливает правовой статус и режим всего гражданского населения территории, оккупированной неприятелем. Конвенция запрещает, в частности, угон населения оккупированных территорий в оккупирующую страну, а также перемещение населения из оккупирующей страны в оккупированные области. Оккупационные власти не могут принуждать население служить в их вооруженных или вспомогательных силах. Наказание гражданских лиц осуществляется только по решению суда, н а котором могут присутствовать представители Державы-Покровительницы. В конвенции имеется специальный раздел, регламентирующий обращение с интернированными лицами. Таким образом, в Конвенции о защите гражданского населения устанавливались нормы, направленные не только на защиту жертв вооруженных конфликтов, но и на предупреждение появления таких жертв. Четыре Женевские конвенции содержат некоторые общие положения, в частности, касающиеся гуманного обращения с любой личностью, на которую распространяется их действие; международного сотрудничества в целях уголовного преследования нарушителей гуманитарного права; контроль за соблюдением его норм; особого уважения женщин и особой защиты детей. Дополнительный Протокол I преследует цель подтвердить, развить и дополнить нормы, установленные Женевскими конвенциями. Он дает юридическое толкование некоторых положений и определение некоторых используемых терминов. Вместе с тем в Протоколе I сформулированы некоторые нормы, отсутствующие в конвенциях. Это, например, раздел, посвященный запрещенным методам и средствам ведения войны (запрещенные виды оружия, средства, причиняющие длительный ущерб природе); запрещение проектирования и разработки новых видов оружия, если они подпадают под существующие запрещения. Внесены дополнения, касающиеся статуса комбатан- тов и военнопленных. Протокол I включает также раздел, содержащий нормы, относящиеся к обеспечению основных прав человека в период вооруженных конфликтов. Вышеизложенное содержание гуманитарного права касается международных вооруженных конфликтов, именуемых конфликтами международного характера. Что же касается немеждународных конфликтов, то в четырех Женевских конвенциях 1949 им посвящена единственная аналогичная статья (ст. 3) весьма неопределенного характера. Ныне этой проблеме посвящен и Дополнительный протокол II, весьма краткий, состоящий из 28 статей. Вооруженный конфликт немеждународного характера, согласно Протоколу И, — это конфликт, происходящий на территории какой- либо договаривающейся стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол. Со всеми лицами, не принимающими непосредственного участия в конфликте, следует обращаться гуманно. Запрещается посягать на их жизнь, брать в заложники и совершать другие запрещенные действия. Приговоры о наказании таких лиц должны выноситься только судом, обеспечивающим основные гарантии независимости и беспристрастности. Все раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение должны пользоваться защитой; с ними обращаются гуманно и предоставляют медицинскую помощь. Медицинский и духовный персонал пользуется особым уважением и защитой. Эмблема Красного Креста пользуется уважением при всех обстоятельствах. Гражданское население и гражданские лица не должны являться объектом нападения. Запрещается использовать голод как средство военных действий. Не могут быть объектом нападения дамбы, плотины, атомные электростанции, а также культурные ценности и места отправления культа. Запрещается принудительное перемещение гражданских лиц. Гуманитарное право внесло существенный вклад в гуманизацию вооруженных конфликтов, однако явно требуется принять меры в целях повышения его эффективности. В.В. Пустогаров

Источник: Юридическая энциклопедия