МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО
совокупность международно-правовых (а в широком смысле - и национальных) норм, регулирующих налогообложение с иностранным элементом. Основная цель международного сотрудничества в налоговой сфере - устранить двойное налогообложение и дискриминацию налогоплательщиков, предотвратить уклонение от налогов, а также гармонизировать налоговые системы, чтобы создать единый рынок.

Источник: Большой юридический словарь

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО
совокупность международно-правовых, а в широком смысле и национальных норм, регулирующих отношения по налогообложению, в которых присутствует иностранный элемент. Основные цели международного сотрудничества в налоговой сфере: устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков, предотвращение уклонения от налогообложения, а т.ж. гармонизация налоговых систем в целях создания единого рынка. В результате развития такого сотрудничества увеличивается количество международных налоговых соглашений, которые позволяют не только достигнуть компромисса при разделе налоговых поступлений и обеспечить защиту экспортерам товаров и капитала, но и установить наиболее благоприятный режим для инвестиций, а в результате - для завоевания новых товарных рынков и получения доступа к ресурсам других государств. Важнейшим источником М.н.п. (как и международного права вообще) является международный договор, если он является добровольным и равноправным волеизъявлением заключивших его государств и не противоречит общепризнанным нормам международного права. В настоящее время в мире заключено более 400 международных налоговых соглашений, целью которых является избежание двойного налогообложения с помощью определения налоговой юрисдикции каждого из договаривающихся государств.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО
особая ветвь налогового права, занимающаяся международными аспектами налогообложения; сравнительно молодая научная дисциплина, выделившаяся из сферы налогового права в специальное направление.
Фундамент М.н.п. составляют его принципы: а) суверенного равенства государств в международных налоговых отношениях; б) сотрудничества, взаимодействия государств на справедливой и взаимовыгодной основе, что дает возможность разрешать спорные проблемы, касающиеся двойного налогообложения, а также обмениваться информацией в целях борьбы с уклонением от налогов; в) реципроцитета, означающего взаимное признание прав и корреспондирующих им обязанностей в налоговой сфере. Взаимное признание может быть отражено в договоре (договорный реципроцитет), подтверждено дипломатическими каналами, принятием соответствующих внутренних законов, а также может существовать фактически (фактический реципроцитет); г) добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из норм международного налогового права; д) налоговой недискриминации, включает три взаимосвязанных аспекта. Первый означает предоставление резидентам другой страны такого же режима налогообложения, как и резидентам собственного государства, т.е. национального режима. Второй аспект основан на использовании режима наибольшего благоприятствования и заключается в 1-ом, что налогообложение резидентов другой страны в отношении дохода, получаемого ими через постоянное представительство в данном государстве, не должно быть более обременительным, чем налогообложение находящихся в аналогичной ситуации резидентов третьих стран. Третий означает, что каждая страна сохраняет за собой право предоставления своим резидентам налоговых льгот без обязательного их распространения на резидентов другого государства.
Предмет М.н.п. - налоговые отношения межгосударственного уровня. Решение международных проблем налогообложения возможно с помощью нескольких методов. Государства могут попытаться урегулировать некоторые спорные вопросы, применяя свое внутреннее законодательство в пределах национальной территории. Если этого недостаточно, они вправе достигнуть взаимоприемлемых решений путем заключения соответствующих международных конвенций. Развитие международного экономического сотрудничества привело к появлению нового способа урегулирования: через гармонизацию, а иногда и унификацию национальных законодательных режимов налогообложения (ЕС). Использование различных методов решения налоговых проблем предполагает одновременно и разнообразие источников права, на которых эти методы основываются. Таковыми являются "внутренний закон", международные договоры и соглашения, решения международных организаций, обычай, судебная практика, юридическая доктрина. "Внутренний закон" - блок нормативных актов, изданных компетентными органами государственной власти и обязательных к исполнению в пределах национальной территории; определяет критерии налогообложения физических и юридических лиц внутри государства в том, что касается дохода и прибыли, получаемых в другой стране, а также в отношении условий льготного налогообложения товаров, экспортируемых за границу. Международные договоры и соглашения, регулирующие налоговые вопросы, могут быть многосторонними (учредительные договоры международных организаций - Римский договор 1957 г. о создании ЕС. Договор о Евратоме; Венские конвенции 1961 и 1963 гг. о дипломатических и консульских сношениях; ГАТТ и др.) и двусторонними. Последние подразделяются на две группы: собственно налоговые соглашения и прочие двусторонние договоры (торговые договоры и соглашения; соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений: международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений международных организаций со странами их базирования (соглашение США с ООН о размещении ее штаб-квартиры в Нью-Йорке, соглашение Бельгии с НАТО и др.); соглашения о создании международных промышленных и коммерческих обществ).
Собственно налоговые соглашения могут быть специальными (соглашения о налоговом режиме отдельных компаний, об устранении двойного налогообложения платежей по авторским правам, лицензионных платежей, соглашения в области международных перевозок, соглашения об оказании административной помощи в налоговых вопросах, о налогах на наследство и о налогах по социальному страхованию) и общими, которые охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношениям государств по линии прямых налогов (на доходы и капитал). Ядро общих соглашений составляют договоры об избежании двойного налогообложения. РФ имеет такие договоры с Францией, Италией (1995), Ирландией (1994), Грецией (1976), Аргентиной (1979), Норвегией (1980), Австрией, ФРГ (1981), Швецией (1993), Кипром (1982), Испанией, Канадой, Великобританией (1985), Японией, Данией, Нидерландами (1986), Малайзией, Финляндией, Бельгией (1987), Алжиром, Индией (1988), Польшей, США, Республикой Корея (1992), Вьетнамом. Болгарией, Румынией (1993), Узбекистаном, Венгрией (1994), Беларусью (1995).
На действии обычно-правовых норм основываются некоторые правила применения и толкования налоговых договоров и соглашений. При регулировании налоговых проблем внешнеторгового оборота используются типовые контракты, разрабатываемые наиболее влиятельными товарными ассоциациями. В них содержатся формулировки налоговых оговорок, приобретающие характер торгового обычая.
В выработке международной судебной практики по налоговым вопросам участвуют: внутригосударственные судебные органы; международные судебные органы (Постоянная палата Международного суда в Гааге и др.); арбитражные органы, которым поручена выработка проектов двусторонних конвенций.
Доктринальными исследованиями являются типовые модели налоговых соглашений, на основе которых вырабатываются нормы действующего права (типовые конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о налогообложении доходов и капитала, об оказании административной помощи в налоговых вопросах и по недвижимому имуществу, наследствам и дарениям: Типовая конвенция ООН; Типовая конвенция США) (см. также Международное двойное налогообложение).

Источник: Энциклопедия юриста

Международное налоговое право
В налоговом праве каждой страны можно выделить отношения, в которых каким-либо образом участвует иностранный элемент. Под такие отношения подпадают все ситуации, имеющие место на территории данной страны, но в которых либо объект налогообложения либо налогоплательщик является иностранным, а также действия национальных лиц на территории других стран [3, с. 56 - 57].
Четкого и однозначного определения международного налогового права не дают ни известные всемирные энциклопедии, ни словари-глоссарии юридических терминов, ни учебники [7, с. 29]. В современной отечественной научной и учебной литературе можно выделить три основных подхода к определению международного налогового права.
Согласно первому подходу к международному налоговому праву относятся только международно-правовые нормы. Так, профессор И.И. Кучеров определяет международное налоговое право как подотрасль международного финансового права и составную часть налогово-правового регулирования того или иного государства, представляющую собой совокупность установленных на межгосударственном уровне правовых норм, регулирующих международные налоговые отношения [4, с. 58 - 59]. Схожую точку зрения высказывает Е.С. Меркулов, указывая, что подходить к толкованию понятия "международное налоговое право" следует достаточно ограничительно, и предлагая понимать последнее как комплексный институт международного финансового права, представляющий собой совокупность принципов и норм, содержащихся в межгосударственных договорах (соглашениях) и направленных на решение основных проблем устранения международного налогообложения (таких, как устранение международного двойного налогообложения, борьба с международным уклонением от уплаты налогов и т.д.) [5, с. 96, 102].
Второй подход, напротив, исходит из того, что международное налоговое право представляет собой совокупность положений национальных налоговых законодательств, регулирующих отношения с иностранным элементом [8, с. 29]. При этом высказывается точка зрения о том, что подобное определение может употребляться и имеет смысл только при указании определенной страны, например "международное налоговое право США" (Франции, Германии и т.д.) [6, с. 176].
Третий подход представляет собой комплексное понимание международного налогового права, т.е. совокупности международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств по налоговым вопросам, и положений национальных налоговых законодательств, регулирующих отношения с иностранным элементом [8, с. 30]. По мнению А.И. Погорлецкого, под международным налоговым правом следует понимать как международные аспекты национальных правовых систем (налоговое регулирование сферы ВЭД), так и межгосударственное правовое взаимодействие в налоговой сфере, включающее международные налоговые соглашения [7, с. 30].
Определения, схожие с третьим из изложенных подходов, можно встретить и в зарубежной литературе. Так, о международном налоговом праве говорится как о термине, используемом для обозначения свода правил, которые затрагивают налогообложение трансграничных операций. Такой свод правил составляют преимущественно внутренние налоговые правила, применение которых ограничено соглашениями об избежании двойного налогообложения, а также иные инструменты международного права [11, с. 5].
По мнению М.А. Денисаева, в международном налоговом праве в зависимости от характера регулируемых отношений и участвующих в них субъектов можно выделить международное публичное и международное частное налоговое право. Международное публичное налоговое право регулирует международные налоговые отношения, участниками которых выступают государства и международные организации, возникают которые в основном по поводу общего разграничения или ограничения полномочий государств по взиманию налогов с международных организаций и субъектов частного права и реализуются путем заключения международных правовых актов или установления во внутреннем законодательстве стран взаимных норм международного характера. Международное частное налоговое право регулирует отношения между государством и субъектом частного права, а также между субъектами частного права без участия государства, которые возникают по поводу взимания налогов с субъектов в соответствии с уже заключенными государствами международными соглашениями. Автор определяет международное налоговое право как совокупность норм международного права, регулирующих общественные отношения между государствами, международными организациями, организациями и физическими лицами по поводу установления, введения и взимания налогов с целью уменьшения общего налогового бремени для создания необходимых условий развития международных экономических отношений, а также по поводу создания необходимых препятствий международному уклонению от уплаты налогов [2, с. 25 - 28].
С.А. Баев высказал точку зрения о том, что именующие налоговые правоотношения с иностранным элементом международным налоговым правом, фактически придерживаются аналогии с международным частным правом. Однако использование термина "международное налоговое право" может в определенных случаях вести к его неправильному восприятию как обособленной отрасли права, что было бы неверным. Иностранное участие в налоговых правоотношениях не меняет сути данных правоотношений, хотя, без сомнения, приводит к их усложнению и вводит дополнительные источники регулирования указанных правоотношений. Тогда как само наименование права подразумевает возникновение качественно иных правоотношений, чего в рассматриваемом случае не происходит. Автор не возражает против обоснованности существования термина "международное налоговое право", но предпочитает обозначать налоговые правоотношения с иностранным элементом "международным налогообложением" [1, с. 2].
По мнению Е.С. Меркулова, международное налогообложение выступает в качестве предпосылки возникновения специальных международно-правовых норм, закрепленных в соответствующих международных актах и образующих в совокупности международное налоговое право. Автор отмечает, что международное налогообложение возникает в том случае, если субъект подпадает под налоговую юрисдикцию двух государств, которые облагают налогами имеющиеся у него объекты. Определяющим элементом (критерием) международного налогообложения является не просто наличие в налоговом отношении "иностранного элемента", а тот факт, что налогоплательщик несет налоговую обязанность в пользу нескольких государств одновременно [5, с. 95, 94].
А.А. Шахмаметьев указывает, что международное налогообложение как юридическая проблема возникает вследствие взаимодействия (согласованного либо конфликтного) двух и более национальных налоговых систем по поводу уплаты налогов, имеющих одинаковые или схожие элементы [9, с. 51].
Как и в отношении международного налогового права, так и в отношении международного налогообложения не выработано схожих определений. Можно говорить об узком и широком понимании международного налогообложения. В первом случае речь идет о правоотношениях, связанных с обложением и взиманием государством налогов в отношении лиц, подпадающих под налоговую юрисдикцию данного государства, в том числе временно находящихся на его территории иностранных физических и юридических лиц, и в отношении доходов, получаемых гражданами и резидентами данного государства из источников за его пределами [1, с. 2].
Широкое понимание международного налогообложения наряду с указанными выше отношениями также включает в себя совокупность вопросов взаимодействия между налоговыми органами различных государств, эффективного обмена информацией, противодействия международному уклонению от налогообложения и по другим аспектам сотрудничества в налоговой сфере, урегулированным двусторонними и многосторонними международными договорами по налоговым вопросам [1, с. 2 - 3].
Следует отметить, что ряд ученых не поддерживает выделение международного налогового права в качестве отрасли или подотрасли права. Так, профессор Р.А. Шепенко называет причины для несогласия с существованием такой отрасли права, среди которых:
- отсутствие у международного налогового права основной компоненты - элемента установления фискальных и регулирующих платежей;
- несоответствие методов (отношения по установлению и взиманию налогов властно-имущественные, тогда как государства выступают в международных правоотношениях как равные стороны);
- обзор учебной и доктринальной практики свидетельствует не в пользу существования отрасли или подотрасли права.
Автор делает вывод, что, "по всей видимости, говорить о международном налоговом праве пока нет оснований" [10, с. 107 - 114].
При этом автор приводит схожую позицию, содержащуюся в зарубежном исследовании: "Такой вещи, как "международное налоговое право" не существует, хотя этот термин используется обычно для охватывания всех источников и аспектов налогообложения, которые имеют международную причастность" [10, с. 106].
Список литературы:
1. Баев С.А. Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и государствами - членами ЕС: сравнительно-правовое исследование. М.: Волтерс Клувер, 2007. 192 с.
2. Денисаев М.А. Налоговые отношения с участием иностранных организаций в Российской Федерации. М.: ИД "Юриспруденция", 2005. 144 с.
3. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: Учебное пособие. М.: Проспект, 2013. 520 с.
4. Кучеров И.И. Международное налоговое право (Академический курс): Учебник. М.: ЮрИнфоР, 2007. 352 с.
5. Меркулов Е.С. Понятие и предмет международного налогового права: спорные вопросы // Право и политика. 2004. N 4. С. 91 - 102.
6. Паскачев А.Б. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие. М.: Высшее образование, 2008. 384 с.
7. Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного планирования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 386 с.
8. Шахмаметьев А.А. Международное налогообложение и международное налоговое право: правовое аспекты взаимосвязи // Финансовое право. 2006. N 3. С. 24 - 31.
9. Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения. 2014. 824 с.
10. Шепенко Р.А. Конспект лекций по курсу "Международные налоговые правила": Учебн. пособие. М.: МГИМО-Университет, 2011. 120 с.
11. Fundamentals of International Tax Planning / Edited by R. Russo. Amsterdam: IBFD Publications BV, 2007. 252 p.

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
222.85 кб

Международная налоговая конкуренция: правовой аспект

Герасименко Н. В.
Рост международных потоков капитала способствует усилению налоговой конкуренции между странами.
Читать PDF
242.79 кб

Международные налоговые правила: участники правоотношений

Шепенко Роман Алексеевич
Международные налоговые правила действуют в отношении двух основных категорий субъектов: частных и публичных лиц. Состав участников международных налоговых правил характеризуется многообразием и не является закрытым.
Читать PDF
726.14 кб

Международно-правовые основы борьбы с налоговыми преступлениями

Амиянц Константин Аркадиевич, Темукуева Жанета Хусейновна
Данная статья посвящена анализу мер, направленных на противодействие налоговым преступлениям в международном масштабе. Описаны наиболее значимые проблемы международного и национального законодательства.
Читать PDF
530.13 кб

К вопросу формирования новой отрасли "международное налоговое право"

Шаульский Владимир
Данная статья посвящена анализу текущих проблем теории международного налогового права как становящейся отдельной отрасли права: проблемы предмета международного налогового права, определение источников и принципов международного
Читать PDF
667.97 кб

Международно-правовое регулирование противодействия налоговому избежанию и уклонению

Шепенко Роман Алексеевич
На сегодняшний день международное сотрудничество государств и территорий в сфере противодействия уклонению от уплаты налогов, также как и налоговому избежанию, не достигло уровня, сопоставимого, например, с достижениями в сфере ум
Читать PDF
5.11 мб

Международное налоговое право как актуальное направление научного исследования и учебного процесса

Шахмаметьев А.А.
В последние годы расширяется спектр предметов, предлагаемых для изучения и научной разработки студентам юридических факультетов университетов и высших учебных заведений.
Читать PDF
171.51 кб

Принципы налогового права в условиях взаимодействия международной и национальной правовых систем pri

Смирнов Дмитрий Анатольевич
Статья направлена на развитие понятия принципов налогового права в российском законодательстве. Автор стремится показать основные проблемы, связанные с правовым определением принципов налогового права и их классификацией.
Читать PDF
238.75 кб

2010. 03. 039. Маташева О. Д. Международно-правовое регулирование налоговых отношений в европейском

Четвернина А. В.
Читать PDF
343.87 кб

Развитие международных налоговых правоотношений в эпоху глобализации и национальные интересы государ

Тимофеева И.Ю.
В статье анализируются основные направления международного сотрудничества в налоговой сфере.