МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Найдено 1 определение
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
совокупность норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества, выражающих волю господствующих классов этих государств и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым государствами индивидуально или коллективно.
Обладая всеми характерными признаками права, М. п. п. отличается от внутригосударственного права рядом особенностей.
Субъектами М. п. п. являются суверенные государства, а также нации, ведущие борьбу за создание своего независимого национального государства.
Отношения между субъектами М. п. п. строятся на основе их суверенного равенства, а не на основе подчинения одних субъектов М. п. п. другим или всех их какой-либо верховной власти, которой в международных отношениях не существует. Вследствие этого юридическая сила норм М. п. п. основывается на согласованности и добровольности принятых государствами обязательств. Нормы М. п. п. создаются гл. обр. путем заключения междугосударственных договоров и соглашений (см. Источники международного права).
Эти договоры и соглашения являются основным источником М. п. п., так как прочная правовая основа международных отношений может быть создана только в результате взаимной договоренности и признания прав и законных интересов государств.
Другим источником М. п. п. является международный обычай, регулирующий гл. обр. вопросы дипломатической практики и церемониала отношений между государствами (часть посольского права и т. п.). По отношению к договору обычай является второстепенным, не основным источником М. п. п. и может регулировать лишь те отношения, которые не охвачены международными договорами.
Кроме этого, внутреннее законодательство, затрагивающее область междугосударственных отношений, может стать основанием для возникновения нормы М. п. п., если оно получило признание в качестве таковой в международных соглашениях (напр., законодательство о монополии внешней торговли СССР).
Помимо норм М. п. п., которые формулируются соглашениями государств, существуют общепризнанные принципы и понятия М. п. п. (обязательность поддержания международного мира и безопасности, признание международным преступлением подготовки и ведения агрессивной войны, уважение суверенитета государств, недопустимость вмешательства в их внутренние дела, необходимость добросовестного выполнения международных обязательств и т. д.). Эти принципы, закрепленные в Уставе ООН, не могут быть отменены отдельными междугосударственными соглашениями, которые должны строиться на их основе; нарушение указанных принципов составляет противоправное или преступное действие.
В современном М. п. п., кроме общепризнанных принципов и понятий, имеются и понятия, соответствующие новым принципам, в отношении которых нет еще единства мнения, за признание которых идет борьба.
Различие позиций государств, участвующих в международно-правовом общении, и сложность источников М. п. п. объясняют тот факт, что в М. п. п. еще отсутствует кодификация его норм.
Существенное значение для укрепления демократических принципов и норм международного права имеет современное движение сторонников мира, развернувшееся во всех странах и выражающее стремление народов этих стран к миру и международному сотрудничеству. Это движение за мир способствует охране одного из основных принципов М. п. п. – принципа обязательности поддержания международного мира. Отражая правосознание большинства человечества, органы движения сторонников мира приняли ряд решений, направленных на справедливое разрешение острых международных проблем (напр., Стокгольмское воззвание о запрещении атомного оружия, Обращение о заключении Пакта Мира, решения по германскому, японскому и другим вопросам). В соответствии с призывом Второго Всемирного конгресса сторонников мира в СССР и ряде стран народной демократии, а также в Германской Демократической Республике приняты законы о защите мира.
Одной из существенных особенностей права является то, что соблюдение его норм обеспечивается принудительной силой. К соблюдению норм международного права так же можно принудить, как и к соблюдению норм всякого другого права. В отличие от внутригосударственного права принуждение в М. п. п. осуществляется не централизованным независимым от субъектов права аппаратом принуждения, а самими субъектами М. п. п. – государствами, действующими индивидуально или коллективно. Принуждение применяется к государствам, нарушившим нормы М. п. п.
Специфика М. п. п. и гл. обр. отсутствие централизованного аппарата принуждения многими буржуазными юристами использовались для «обоснования» отсутствия правового характера норм М. п. п. Это нигилистическое отношение к М. п. п. отвергается советской наукой права, которая считает указанные особенности лишь признаком своеобразия М. п. п.
Социально-экономическая природа государств определяет и их международно-правовую позицию. Каждой общественно-экономической формации соответствуют свои принципы М. п. п. В эпоху сосуществования различных экономических систем М. п. п, представляет собой сложный результат борьбы и сотрудничества государств, имеющих различный социальный характер.
Международно-правовая позиция каждого государства основывается на тех же правовых принципах, которые применяются им и во внутригосударственном .праве, отражает интересы господствующего в этом государстве класса. М. п. п., регулировавшее отношения эксплуататорских государств, основной задачей которых было подавление эксплуатируемых масс, переносило и в область междугосударственных отношений «принципы» господства немногих крупных держав над остальным миром.
В эпоху промышленного капитализма буржуазия создала свою международную «законность», носившую весьма относительный характер, ибо она беспрестанно нарушалась установившими ее капиталистическими государствами, которые, как правило, ускользали от ответственности за противоправные действия, .находя в этом поддержку со стороны других капиталистических государств – собратьев по эксплуатации трудящихся и по грабежу колоний. Эта «законность» не применялась ко всем т. н. «нецивилизованным» нациям, в число которых были занесены все колониальные и полуколониальные народы. Для иллюстрации относительности этой «законности», призванной якобы содействовать «гармонизации» междугосударственных отношений, достаточно сказать, что она считала войну вполне законным средством разрешения международных споров.
Однако в эпоху промышленного капитализма буржуазия, являясь носителем новых общественных отношений, выступала как глава нации, как поборник укрепления и развития национального буржуазного государства, что нашло выражение в ряде провозглашенных ею буржуазно-демократических принципов. В период же империализма буржуазия, ставшая реакционной силой, ломает свою же собственную законность и пытается похоронить буржуазно-демократические принципы, в т. ч. национальную независимость, могущие сыграть прогрессивную роль в развитии народов капиталистических стран, которое неизбежно положит конец господству буржуазии. Действие основного экономического закона современного капитализма толкает монополии и подчиненный им государственный аппарат к произволу в международных отношениях, к закабалению и систематическому ограблению чужих народов, к милитаризации экономики, к ведению агрессивных войн.
Одной из характерных особенностей международных отношений между капиталистическими государствами является заключение различных неравноправных и военно-политических договоров, предусматривающих фактическую ликвидацию суверенитета их участников и подчинение их американскому империализму (напр., соглашения по «плану Маршалла», Северо-Атлантический пакт, Парижский договор 1952 г. и др.).
Появление в 1917 г. на международной арене первого социалистического государства, развитие борьбы пролетариата в капиталистических странах, рост освободительного движения в колониальных и зависимых странах привели к тому, что империалистические государства были вынуждены согласиться на ряд демократических норм М. п. п. (напр., запрет агрессивной войны, признание монополии внешней торговли СССР и т. д.). Разгром наиболее реакционных, агрессивных сил империализма во второй мировой войне, решающая роль СССР в этом разгроме, отпадение от капитализма ряда стран Азии и Европы, рост сознания народных масс во всем мире заставили капиталистические государства в основном принять предложения СССР, направленные на дальнейшую демократизацию М. п. п.
Однако почти сразу же после окончания второй мировой войны западные державы отказались от согласованного курса политики, проводившегося союзниками военного времени и закрепленного в постановлениях Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций держав, и целым рядом своих действий обострили международную обстановку.
В условиях, когда империалистическая буржуазия вносит произвол и бесправие в международные отношения, особенно ярко выступает роль СССР как защитника основных принципов М. п. п. и борца за его демократическое развитие. С первых дней своего существования Советское государство, отвергая все реакционные институты международного права, решительно встало на защиту его демократических принципов, углубляя и развивая их прогрессивное содержание и создавая новые, демократические нормы М. п. п.
Основным направлением международно-правовой деятельности СССР является борьба за мир. Социалистическое государство в своем первом внешнеполитическом акте предложило всем воюющим народам и их правительствам немедленно начать переговоры о справедливом, демократическом мире и объявило продолжение империалистической войны величайшим преступлением против человечества. Это предложение было отвергнуто империалистическими государствами. Но СССР продолжал неизменно и последовательно проводить политику укрепления мира, политику осуждения подготовки войны, используя разнообразные средства и методы (заключение договоров о ненападении, о взаимопомощи, о нейтралитете, об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, борьба за разоружение и сокращение вооруженных сил и вооружений и т. д.). В 1933 г. СССР заключил с рядом стран конвенции об определении агрессии, имевшие целью не допустить оправдания или извинения агрессивных действий под тем или иным предлогом. Вторая мировая война, развязанная фашистской Германией и милитаристской Японией при попустительстве правящих кругов США, Англии и Франции, показала всю справедливость и своевременность мероприятий Советского Союза.
После второй мировой войны Советский Союз продолжает выступать за мирное урегулирование международных конфликтов и разногласий, за прочный международный мир. В течение всего послевоенного периода СССР настаивает на запрещении атомного оружия, так как око является орудием агрессии и массового уничтожения мирного населения.
Советский Союз неоднократно выступал с предложениями о сокращении вооружений и вооруженных сил. На 4-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1949 г. делегация СССР предложила, чтобы 5 великих держав заключили между собой пакт по укреплению мира. Советский Союз решительно противодействует проводимой США, Англией и Францией политике возрождения очагов агрессии в Западной Германии и Японии. После окончания войны СССР произвел значительное сокращение своих вооруженных сил, вывел войска с территории Китая, Кореи, Норвегии,, Чехословакии, Югославии, Болгарии, куда эти войска были введены в ходе военных операций против фашистских агрессоров. Борясь против человеконенавистнической пропаганды новой войны, Верховный Совет СССР принял 12 марта 1951 г. Закон о защите мира (см.), объявляющий пропаганду войны тягчайшим преступлением против человечества.
Все это показывает, что политика СССР, поддерживаемая всеми миролюбивыми народами, направлена на реальное обеспечение мира, на защиту одного из основных принципов М. п. п. СССР стоит на той позиции, что в мире могут быть созданы условия, при которых станет невозможным возникновение новой агрессии и новой войны если не навсегда, то по крайней мере в течение длительного периода времени. Государства империалистического лагеря, выступая против этой политики, подготавливая и ведя новые войны, разоблачают себя как агрессоры и разрушители международного права.
В своей внешней политике и в борьбе за мир СССР исходит из признания возможности мирного сосуществования двух различных экономических систем. Эта политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для осуществления строительства коммунистического общества, одним из которых является внешний мир. Уже в первые годы своего существования Советское государство, признавая возможность сосуществования двух различных систем, отражало все попытки поставить социалистическую систему хозяйства в неравноправное положение и тем самым открыть путь к реставрации капитализма в России. Одним из средств защиты и утверждения равноправия социалистической системы являлась и является монополия внешней торговли СССР (см.), представляющая собой одну из незыблемых основ платформы Советского правительства.
Построив социализм и перейдя к строительству коммунистического общества, СССР продолжает в своей внешней политике исходить из признания возможности мирного сосуществования государств с различными экономическими системами, которое объективно вполне возможно при наличии обоюдного желания сотрудничать, при готовности исполнять взятые на себя обязательства, при соблюдении принципа равенства и невмешательства во внутренние дела других государств.
Советская международно-правовая практика характеризуется неуклонной борьбой за укрепление принципа суверенитета больших и малых государств. Советское государство признает за каждой нацией право на самостоятельное государственное существование, право свободно определить свою судьбу. Нация имеет право устроиться так, как ей угодно, не попирая, конечно, прав других наций. На протяжении всей истории Советского государства ему неоднократно приходилось защищать свой суверенитет от попыток его нарушения империалистическими государствами. Так, напр., в июле 1918 г. Германия в связи с убийством германского посла в Советской России эсеровским провокатором потребовала допущения немецкой воинской части в Москву. Советское правительство отвергло это домогательство как несовместимое с положением Советской России как суверенной державы.
Признание и защита суверенных прав всех миролюбивых государств является отличительной чертой советской международно-правовой позиции. Советское государство первым отменило неравноправные договоры, режим капитуляций, консульскую юрисдикцию, ограничивавшие суверенитет восточных государств. В 1917–19 гг. оно признало независимость Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии и всемерно поддерживало в дальнейшем их суверенные права. Об этом свидетельствует, напр., поддержка Советским Союзом требований Литвы о возвращении ей захваченного тогдашней реакционной Польшей г. Вильнюса. Возвращение Вильнюса Литве стало возможным только благодаря СССР, который добровольно передал ей этот город в 1939 г. Советский Союз одним из первых признал новые национальные государства, образовавшиеся в ходе и после второй мировой войны (Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия), настаивая на выводе с их территорий всех иностранных войск и предоставлении народам этих государств возможности устроиться так, как они этого желают. На Белградской конференции 1948 г., установившей новый режим судоходства по Дунаю, советская делегация в сотрудничестве с делегациями стран народной демократии отразила ничем не обоснованные притязания западных держав на сохранение своего привилегированного положения на Дунае. СССР ведет последовательную борьбу против стремления империалистических государств лишить германский и корейский народы возможности создать свои единые суверенные демократические миролюбивые государства.
Отличительной чертой международно-правовой практики СССР, в противоположность практике капиталистических государств, является верность принятым на себя международным обязательствам. Политика, проводимая СССР в межсоюзнических отношениях, характеризуется неизменно бескорыстным, последовательным и честным выполнением принятых на себя обязательств, готовностью всегда оказать товарищескую помощь своему союзнику. В результате второй мировой войны от капиталистической системы отпали Китай и народно-демократические страны в Европе, образовав вместе с Советским Союзом единый и мощный социалистический лагерь. С окончательным выходом СССР из положения международной изоляции и с образованием нового мирового рынка все международно-правовые принципы, выдвигаемые и защищаемые социалистическим государством, широко применяются во взаимоотношениях государств социалистического лагеря.
Между этими государствами сложился принципиально новый, невиданный в истории тип международных отношений, основывающийся на полном и действительном равноправии всех народов, больших и малых, на сохранении всех суверенных прав и независимости каждого государства, на невмешательстве во внутренние дела другого государства, на взаимном уважении национальных интересов, доверии и дружбе между народами, на тесном экономическом сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивающих наиболее благоприятные условия хозяйственного развития в полном соответствии с национальными интересами каждой страны, на общем стремлении демократических государств к обеспечению мира, к восстановлению и развитию экономических и культурных связей между всеми странами, независимо от их экономических и социальных систем, в интересах улучшения жизни миллионов людей во всех странах земного шара. Эти отношения находят свое правовое оформление и закрепление в договорах, заключенных между СССР и странами народной демократии и этими странами между собой.
Наука М. п. п. оформилась в самостоятельную отрасль науки в первой половине 17 в. Крупную роль в ее развитии сыграли русские ученые: Золотницкий (18 в.), Каченовский, Мартене (19 в.), Грабарь (20 в.) и др., труды которых содержали критику теорий, отрицавших существование М. п. п., защиту основных прав государств и обоснование недопустимости вмешательства в их внутренние дела.
Коренной переворот в науке М. п. п. был произведен с появлением марксизма, потребовавшего, «чтобы простые законы нравственности и справедливости... стали высшими законами и в отношениях между народами» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избранные произведения, 1948, т. 1, стр. 343), и указавшего пути для достижения международной справедливости: «В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой» (там же, стр. 26).
Советская наука М. п. п., основываясь на научных положениях марксизма-ленинизма, работает над развитием подлинно демократической теории М. п. п., первостепенное значение для которой имеют труды классиков марксизма-ленинизма. Большое значение для развития советской науки М. п. п. имеют выступления руководителей Коммунистической партии и Советского государства. Прямое отношение к советской науке права имеют заявления советских представителей в международных организациях и на международных конференциях, формулирующие международно-правовую позицию СССР и содержащие разработку ряда положений международного права.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
874.23 кб

Международное банковское право: публичное или частное?

Кудас И.Б.
Проведен правовой анализ природы международного банковского права, в частности исследованы предмет, объект и принципы его регулирования, Рассмотрены правовой статус субъектов банковских правоотношений и источники международного ба
Читать PDF
451.09 кб

Сравнительное правоведение и международное публичное право: феномен междисциплинарности

Готье Ф., Генс К.
В статье анализируются проблемы взаимодействия сравнительного правоведения и международного публичного права.
Читать PDF
224.34 кб

2013. 03. 039. Сафронова Е. В. Международное публичное право: теоретические проблемы. – М. : РИОР: И

Алферова Е. В.
Читать PDF
392.16 кб

Применение цивилистических правовых конструкций в международном публичном праве: от римского права д

Митина С. И.
Исследуется проблема становления и развития правового регулирования международных отношений посредством институтов частного и публичного права.
Читать PDF
646.62 кб

Частные и публичные начала в правовом регулировании отношений по международному усыновлению российск

Шершень Т. В.
В статье исследуются частные и публичные начала в правовом регулировании отношений по передаче российских детей на усыновление (удочерение) иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Читать PDF
469.00 кб

Международно-правовые основы регулирования права на информацию о деятельности органов публичной влас

Шаймуллина Регина Аскаровна, Курникова Светлана Сергеевна
В статье рассматриваются мало изученные проблемы воздействия норм международных правовых актов на формирование законодательства Российской Федерации в области реализации права на информацию о деятельности органов публичной власти.
Читать PDF
170.41 кб

Роль и правовое положение международного ядерного права в системе отраслей международного публичного

Брагина Е.А.
В настоящей статье рассмотрены вопросы, касающиеся правового положения международного ядерного права как одной из инновационных отраслей в системе отраслей международного публичного права.
Читать PDF
193.64 кб

2017. 01. 037. Криш Н. Ослабление роли согласия: международное право в эпоху глобальных публичных бл

Афанасьева Е.А.
Читать PDF
176.28 кб

Международно-правовые, конституционные и уголовно-правовые предпосылки принципа публичности в уголов

Безруков Сергей Сергеевич
Разработчики Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации не стали включать публичность в систему принципов уголовного процесса, посчитав неуместными прежние идеологические установки, позиционировавшие производство по угол
Читать PDF
256.56 кб

Особенности нормативного регулирования международной деятельности отдельных видов публично-правовых

Бурмейстер Владимир Александрович
Рассматривается международная деятельность внутригосударственных публично-правовых образований, анализируемая через концепт интенсивности участия последних в международной деятельности.
Читать PDF
247.57 кб

2018.03.007. УМНОВА (КОНЮХОВА) И.А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО: ТЕОРИЯ И

Алферова Е.В.