МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ
постоянные объединения государств, созданные на основе международного соглашения или иного учредительного акта в целях координации усилий правительств по решению определенных международных проблем и содействия развитию всестороннего сотрудничества государств с различным социальным строем. Обладают всеми чертами международных организаций. Различают М. о. м. всемирные (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, МСЭ, ВМО и др.) и региональные (ЛАГ, ОАЕ и др.).

Источник: Большой юридический словарь

Международные межправительственные организации
обладающие самостоятельной правосубъектностью объединения государств, создаваемые на основе многосторонних международных договоров или иных учредительных актов в соответствии с международным правом для осуществления сотрудничества их участников в определенных сферах. Объем международной правосубъектности М.м.о., их организационная структура и др. отношения, определяющие деятельность М.м.о., фиксируются в их уставах. М.м.о. и лица, относящиеся к их персоналу, пользуются привилегиями и иммунитетами международных организаций. Принято различать М.м.о. по направлениям деятельности (вопросы мира и безопасности, экономики, культуры, здравоохранения, транспорта и др.), по составу участников (универсальные, региональные, субрегиональные), по объему полномочий и др. критериям.

Источник: Международное частное право. Словарь терминов.

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
постоянные объединения государств, созданные на основе разработанного и одобренного государствами международного соглашения или иного учредительного акта в целях координации усилий правительств по решению определенных международных проблем и содействия развитию всестороннего сотрудничества государств с различным социальным строем. М.о.м. обладают рядом специфических особенностей, позволяющих выделить этот сравнительно новый институт международного права. Прежде всего, в деятельности органов таких организаций участвуют официально назначенные правительствами представители и делегации их государств-членов, а сами органы М.о.м. занимаются обсуждением и согласованием усилий государств по содействию решению многообразных проблем политического, экономического, социального и культурного характера, которые внутри государств относятся к ведению соответствующих правительственных учреждений и ведомств. При этом все определеннее проявляется тенденция развития международных отношений последних лет, когда все большее число вопросов, которые традиционно относились к внутренней компетенции государств, становятся предметом рассмотрения на международном уровне, что в свою очередь ведет к появлению новых М.о.м. Функции и полномочия организации и ее органов обычно определяются по соглашению государств т.н. конституционным документом этой организации (уставом, статутом, конвенцией, соглашением и т.д.). М.о.м. обычно имеют следующую структуру: периодически созываемое собрание представителей всех государств-членов, исполнительный орган (совет, исполнительный комитет и др.), ат.ж., как правило, постоянный секретариат. Специфическими чертами М.о.м. являются постоянный или регулярный характер деятельности, метод функционирования (многосторонние переговоры, открытое обсуждение вопросов), процедура разработки и принятия решений (обсуждение и голосование) и характер принимаемых решений, не имеющих, как правило, обязательной силы и основанных на принципе "одна страна- один голос" или на финансовом взносе и экономическом положении соответствующих государств-участников. М.о.м. на современном этапе являются важной составной частью системы межгосударственных отношений. Различают всемирные (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, МСЭ, ВМО и др.) и региональные (ЛАГ, ОАЕ и др.) М.о.м. Государства участвуют в деятельности таких организаций путем направления делегации или назначения специальных представителей соответствующих министерств и ведомств. При ряде организаций существуют специальные представительства государств (например. Постоянное представительство России при ООН и др.). РФ активно участвует в деятельности М.о.м., являясь членом большинства из них.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ММО)
добровольные объединения суверенных государств или международных, организаций, созданные в соответствии с международным правом на основе межгосударственного договора или резолюции ММО общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющие соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающие автономной волей, объем которой определяется волей государств-членов. Любая ММО должна обладать по крайней мере следующими шестью признаками.
а) Создание в соответствии с международным правом. Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая ММО должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и, прежде всего, принципам jus cogens.
б) Учреждение на основе международного договора. Как правило, ММО создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является поведение его сторон и самой международной организации. Стороны учредительного акта - суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются и другие ММО. Например, Европейский Союз (ЕС) - полноправный член многих международных организаций. ММО могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию. Так, в соответствии с резолюциями Совета Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) созданы Комиссия по рыболовству в Индийском океане. Комитет по рыболовству в Центрально-Восточной Атлантике. В данном случае резолюции ФАО характеризуются не только как акт международной организации, но и как специфическая форма межгосударственного соглашения и, следовательно, являются учредительными актами международных организаций. Все созданные таким образом ММО имеют организационную структуру, присущую межправительственным организациям.
в) Сотрудничество в конкретных областях деятельности. ММО создаются для координации усилий государств в политической (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (Европейское сообщество), валютно-финансовой (Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ)), социальной (Международная организация труда (МОТ)) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.). ММО становятся посредниками между государствами-членами; государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы. Однако никакая организация не может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций производны от прав самих государств. Наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т.д.) ММО выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.
г) Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от других форм международного сотрудничества. ММО имеют штаб-квартиру, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Высший орган - сессия, созываемая раз в год (иногда раз в 2 года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.
д) Права и обязанности. Выше подчеркивалось, что они производны от прав и обязанностей государств-членов. Ни одна организация (без согласия государств-членов) не может предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы отражают намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например. Устав Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) запрещает Агентству при выполнении функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.
е) Самостоятельные международные права и обязанности организации. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. При этом государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю.
Правосубъектность ММО включает следующие четыре элемента: а) правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности; б) дееспособность, т.е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного правотворчества; г) способность нести международно-правовую ответственность за свои действия. Важными чертами правосубъектности ММО являются также участие в обеспечении права на выполнение норм международного права, обладание дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Один из главных атрибутов правосубъектности ММО - возможность непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов, которые признают международную правоспособность международных организаций, отмечают, что ММО обладают автономной волей. После того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Воля ММО - не сумма воль государств-членов, равно как и не их слияние. Она "обособлена". Каждая ММО обладает только ей приписанным объемом правосубъектности, пределы которой определены, прежде всего, в учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те. которые предусмотрены в ее уставе и других документах (например, в правилах процедуры и резолюциях высшего органа).
Учредительные акты практически всех ММО устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, разделяющих принципы этой организации. Как правило, члены ММО подразделяются на две категории: первоначальные и все остальные. Первоначальные члены - это государства, участвовавшие в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются несколько более льготные условия вступления. В частности, любой первоначальный член может стать членом организации, сообщив высшему должностному лицу о своем формальном принятии обязательств, вытекающих из учредительного акта ММО. Другие государства принимаются большинством в 2/3 голосов. Членами ММО могут быть государства, другие международные организации, автономные территории, зависимые территории. Ассоциированными членами, как правило, являются зависимые территории. Например, Британские Виргинские острова, острова Терке и Кайкос в качестве ассоциированных членов входят в Карибское сообщество и Карибский общий рынок. Ряд ММО наряду с общим требованием - строгое соблюдение положений учредительного акта - выдвигают дополнительные требования к претендентам. Так, членами Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) являются страны, в значительных масштабах экспортирующие сырую нефть. Статус ассоциированного члена может быть предоставлен странам, которые не получили большинства голосов, необходимого для статуса полноправного члена (ст. 7 Устава). В Черноморское экономическое сотрудничество другие (нечерноморские) государства вправе вступить только при согласии черноморских государств-членов. Членами международной финансовой корпорации (МФК) МВФ могут быть только государства - члены МБРР.
Проблема выхода из ММО непосредственно связана с более общим вопросом - порядком денонсации международного договора, являющегося так называемым институциональным документом (т.е. документом, на основе которого создается организация). В учредительных актах ММО закреплены, как правило, пять способов прекращения членства: добровольный выход; автоматический выход; исключение: прекращение существования государства: ликвидация организации. Для добровольного выхода необходимо: а) письменно заявить о денонсации учредительного акта; б) установить определенный период, по истечении которого заявление о выходе вступает в силу; в)установить период, начиная со дня вступления учредительного акта в силу. после которого государство-член может возбудить ходатайство о выходе из организации; г) выполнить перед выходом ряд обязательств; д) согласовать условия выхода с организациями более общей компетенции. Автоматический выход - разновидность добровольного. Он состоит в том, что государство ipso facto в силу сложившихся обстоятельств обязано прекратить членство в организации. Например, любое государство, переставшее быть членом МВФ, через 3 месяца автоматически выбывает из числа членов МБРР. Исключение применяется в качестве санкции и в целях защиты интересов самой организации. Государство, систематически нарушающее уставные положения ММО, может быть исключено из организации, если даже ее устав прямо не предусматривает такую возможность. Под прекращением существования государства-члена понимается правопреемство государств. Проблема правопреемства может возникнуть в случае возникновения нового независимого государства, объединения или отделения территории государства. В соответствии с международным правом новое независимое государство не обязано становиться членом ММО в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств учредительный акт организации охватывал территорию, являющуюся объектом правопреемства. Новое независимое государство вправе путем уведомления о правопреемстве установить свой статус (т.е. полного члена или наблюдателя) в отношении любой организации. В случае объединения двух или нескольких государств, как правило, государство-преемник решает, кто должен покинуть организацию и кто будет представлять такое сообщество в ММО. Ликвидация организации означает ipso facto прекращение членства. Функционирующие ныне ММО могут быть ликвидированы различными способами. Наиболее реален выход из нее определенного количества государств. Например, в уставе Генерального совета по рыболовству в Средиземном море указано, что эта организация прекращает свою деятельность, если число оставшихся в ней государств окажется менее 5.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
841.94 кб

Объективные признаки международных межправительственных организаций

Щёкин Ю.В.
Проведен анализ основных признаков международных межправительственных организаций, которые отличают их от других организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества.
Читать PDF
794.96 кб

ОСНОВАНИЯ САМООБОРОНЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Щёкин Юрий Вадимович
В статье даётся толкование ст. 21 Проекта статей об ответственности международных организаций, принятого Комиссией международного права ООН в 2011 г.
Читать PDF
210.88 кб

Можно ли считать ОБСЕ международной межправительственной организацией?

Воронков Лев Сергеевич, Ковалева Виктория Евгеньевна
Предпринята попытка определить характер Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), дать международно-правовую оценку этой международной структуре с позиций права международных межправительственных организаций (М
Читать PDF
181.95 кб

Международные межправительственные организации: некоторые особенности структуры

Кутейников Александр Евгеньевич
Международные межправительственные организации (ММПО), образуя особый класс организаций, обладают соответствующей структурой органов, образующей мезоуровень организации.
Читать PDF
866.68 кб

Международные межправительственные организации в области защиты культурных ценностей

Костюкова А.В., Костюкова П.А.
Статья посвящена проблеме сохранения и защиты культурных ценностей. Анализ проблемы проводится на основе деятельности международных организаций.
Читать PDF
563.02 кб

Роль международных и межправительственных организаций в процессе управления Интернетом

Моисеева Мария Борисовна, Дорофеев Денис Николаевич, Матвеев Михаил Сергеевич
В статье анализируются функции, которые различные международные и межправительственные организации осуществляют в связи с управлением Интернетом. Перечисляются конкретные организации: ICANN, IETF, W3C, ISOC и другие.
Читать PDF
590.01 кб

К вопросу о роли международных межправительственных организаций в космических правоотношениях

Гайнанова С.М., Сафронов В.В.
Рассматриваются роль международных межправительственных организаций в космических правоотношениях.
Читать PDF
85.67 кб

Роль международных межправительственных организаций в современной системе глобального управления

Колобов Алексей Олегович
В статье рассматривается сущность международных межправительственных организаций (ММПО), их признаки и функции как внутри государства, так и на международном уровне, а также взаимоотношения между ММПО и государствами.
Читать PDF
2.06 мб

Пределы реализации международной (межправительственной) организацией права на судебный иммунитет

Щукин Андрей Игоревич
В ходе рассмотрения гражданских дел с участием международных (межправительственных) организаций перед судом нередко возникает вопрос, какому праву отдать предпочтение: праву на доступ к суду или праву на судебный иммунитет?
Читать PDF
367.24 кб

Особенности организации исламского сотрудничества как межправительственной международной организации

Муфлиханова Дания Равилевна
Данная статья посвящена исследованию и выявлению особенностей Организации исламского сотрудничества.
Читать PDF
401.07 кб

Классификация международных межправительственных организаций, влияющих на формирование международног

Никифоров В. А.
В статье уделяется внимание научной типологизации международных организаций, реализующих свою нормотворческую функцию в сфере международной торговли.
Читать PDF
1,009.59 кб

Международный опыт создания и функционирования специализированных межправительственных организаций,

Кобец П.Н.
Большинство стран мира в той или иной степени имеют свои национальные системы противодействия легализации преступных доходов.
Читать PDF
161.12 кб

Взаимодействие международных неправительственных организаций с ООН и межправительственными организац

Иванова Елена Николаевна, Иванов Владимир Иванович
В статье рассматриваются вопросы взаимоотношений международных неправительственных организаций с ООН и межправительственными организациями, усиление роли МНПО, преимущества МНПО в решении проблем различного характера.
Читать PDF
14.12 мб

Предъявление встречного иска к международной межправительственной организации при рассмотрении гражд

Щукин А.И.
Одной из важных гарантий защиты прав ответчика в гражданском судопроизводстве служит институт встречного иска.
Читать PDF
130.84 кб

Роль универсальных международных межправительственных организаций в противодействии глобальным вызов

Карлова Наталья Владимировна, Галиев Рустам Салижанович
Существующие проблемы в сфере экологии наносят невосполнимый ущерб государствам и международному сообществу в целом.