международные объединения национальных групп, союзов и частных лиц неправительственного характера, созданные ими в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, научно-технической, культурной, гуманитарной и иных областях человеческой деятельности. Чтобы иметь статус М.о.н., такие объединения должны действовать в более чем двух государствах, быть международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ
Источник: Большой юридический словарь
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
международные объединения национальных групп, союзов и частных лиц неправительственного характера, созданные ими в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, научно-технической, культурной, гуманитарной и иных областях человеческой деятельности. Процесс возникновения Н.м.о. особенно интенсифицировался после Второй Мировой войны. Н.м.о. обычно имеют свой устав и осуществляют деятельность в нескольких государствах. Чтобы обладать статусам Н.м.о., такие объединения должны отвечать определенным критериям. В частности, они должны осуществлять свою деятельность в более чем двух государствах, быть действительно международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке. Статус Н.м.о. не могут иметь филиалы других организаций, учебные заведения, тайные общества, закрытые клубы. Большая часть Н.м.о. поддерживает тесные связи с межправительственными международными организациями.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ
международные объединения, созданные в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, научно-технической, культурной, гуманитарной и иных областях человеческой деятельности. Процесс возникновения М.о.н. особенно интенсифицировался после Второй мировой войны. М.о.н. обычно имеют свой устав и осуществляют деятельность в нескольких государствах. Чтобы иметь статус М.о.н., такие объединения должны отвечать определенным критериям. В частности, они должны осуществлять свою деятельность в более чем двух государствах, быть действительно международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке. Статус М.о.н. не могут иметь филиалы др. организаций, учебные заведения, тайные общества, закрытые клубы. Большая часть М.о.н. поддерживает тесные связи с международными организациями межправительственными, приобретая по соглашению с ними консультативный статус. В ООН М.о.н. приобретают консультативный статус I и II категорий при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС), а также включаются в специальный список. Просьбы о предоставлении консультативного статуса при ЭКОСОС рассматривает Комитет по неправительственным организациям, который после обсуждения заявлений М.о.н. вносит рекомендации ЭКОСОС. М.о.н. I и II категорий вправе назначать полномочных представителей для присутствия в качестве наблюдателей на открытых заседаниях ЭКОСОС, его комитетов и сессионных органов. М.о.н., включенные в список, могут направлять представителей на такие заседания, на которых обсуждаются вопросы, входящие в сферу их компетенции. На открытых заседаниях ЭКОСОС и его комитетов и комиссий М.о.н. имеют право (с разрешения соответствующего органа) делать устные и распространять письменные заявления. За исключением ЭКОСОС, М.о.н. в работе др. главных органов ООН - Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН, Международного суда ООН не участвуют.
Источник: Словарь международного права.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (MHO)
согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 23 мая 1968 г. № 1296 (XIV) любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения.
Основные признаки MHO: а) отсутствие целей извлечения прибыли; б) признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях; в) получение денежных средств более чем из одной страны; г) осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах; д) создание на основе учредительного акта. В MHO не могут входить субъекты международного права.
MHO возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс. Первые MHO в социально-политической области были в основном профессиональными, просветительскими, религиозными, пацифистскими.
MHO играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) регулярно созывает семинары по обучению офицеров законам и обычаям войны и нормам, направленным на защиту беженцев. Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права, уделяя внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров. Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы применения конвенций по международному уголовному праву. Она разрабатывает рекомендации по коррективам национального законодательства и развитию науки международного уголовного права, созывает конференции и семинары в этой области. Международный комитет Красного Креста (МККК), принципами деятельности которого являются гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку норм международного гуманитарного права. При его активном участии разработаны Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г., Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г., два дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.
Многие MHO активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основная форма такого сотрудничества - консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет собственные правила предоставления консультативного статуса MHO. Получение такого статуса означает не только признание полезной деятельности MHO, но и отражает рост авторитета и влияния MHO на развитие современных международных отношений.
Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие консультации с MHO, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Отношения ООН с MHO регламентируются резолюцией ЭКОСОС "Мероприятия по консультации с неправительственными организациями", принятой в 1946 г. (в дальнейшем неоднократно пересматривалась). Консультативный статус при Совете предоставлен более 150 MHO. Они подразделяются на три категории: к категории I относятся организации, связанные с большинством аспектов деятельности Совета; к категории II - организации, обладающие особым опытом в конкретных областях; к категории III - содействующие Совету, его вспомогательным и другим органам ООН по мере необходимости. MHO, которым предоставлен консультативный статус, могут направлять своих наблюдателей на открытие заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы Совета, консультироваться с Секретариатом ООН.
Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса. Так, Международная морская организация (ИМО) предоставляет консультативный статус тем MHO, которые могут внести существенный вклад в ее работу, если цели и функции этих организаций полностью гармонируют с функциями и принципами ИМО. MHO, с которой может поддерживать отношения ЮНЕСКО, считается любая международная организация с целями и функциями, неправительственными по своему характеру, если она отвечает следующим условиям:
а) должна заниматься вопросами, входящими в компетенцию ЮНЕСКО, желать и быть в состоянии оказывать действенную помощь в реализации ее задач согласно принципам, содержащимся в Уставе ЮНЕСКО; б) должна объединять значительное число групп или отдельных лиц, заинтересованных в одном или нескольких видах деятельности, входящих в ведение ЮНЕСКО, и иметь постоянных членов в достаточно большом числе различных стран, что дает такой организации возможность выступать в качестве действительного представителя различных культурных регионов мира; в) в случае, когда дело идет об организации регионального характера (с географической или культурной точки зрения), она должна иметь достаточно большое число членов, чтобы быть в состоянии выступать в качестве действительного представителя всего данного региона; г) она должна иметь постоянный руководящий орган, созданный на международной основе, и располагать рабочим аппаратом и процедурой, позволяющими ей поддерживать регулярную связь со своими членами в различных странах.
Отношения между ЮНЕСКО и MHO могут быть отнесены к трем категориям: категория А (консультативная и сотрудничающая); категория В (информационная и консультативная); категория С (взаимная информация). MHO, отнесенные к этим категориям, имеют строго определенные права и обязанности.
Основные признаки MHO: а) отсутствие целей извлечения прибыли; б) признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях; в) получение денежных средств более чем из одной страны; г) осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах; д) создание на основе учредительного акта. В MHO не могут входить субъекты международного права.
MHO возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс. Первые MHO в социально-политической области были в основном профессиональными, просветительскими, религиозными, пацифистскими.
MHO играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) регулярно созывает семинары по обучению офицеров законам и обычаям войны и нормам, направленным на защиту беженцев. Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права, уделяя внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров. Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы применения конвенций по международному уголовному праву. Она разрабатывает рекомендации по коррективам национального законодательства и развитию науки международного уголовного права, созывает конференции и семинары в этой области. Международный комитет Красного Креста (МККК), принципами деятельности которого являются гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку норм международного гуманитарного права. При его активном участии разработаны Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г., Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г., два дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.
Многие MHO активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основная форма такого сотрудничества - консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет собственные правила предоставления консультативного статуса MHO. Получение такого статуса означает не только признание полезной деятельности MHO, но и отражает рост авторитета и влияния MHO на развитие современных международных отношений.
Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие консультации с MHO, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Отношения ООН с MHO регламентируются резолюцией ЭКОСОС "Мероприятия по консультации с неправительственными организациями", принятой в 1946 г. (в дальнейшем неоднократно пересматривалась). Консультативный статус при Совете предоставлен более 150 MHO. Они подразделяются на три категории: к категории I относятся организации, связанные с большинством аспектов деятельности Совета; к категории II - организации, обладающие особым опытом в конкретных областях; к категории III - содействующие Совету, его вспомогательным и другим органам ООН по мере необходимости. MHO, которым предоставлен консультативный статус, могут направлять своих наблюдателей на открытие заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы Совета, консультироваться с Секретариатом ООН.
Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса. Так, Международная морская организация (ИМО) предоставляет консультативный статус тем MHO, которые могут внести существенный вклад в ее работу, если цели и функции этих организаций полностью гармонируют с функциями и принципами ИМО. MHO, с которой может поддерживать отношения ЮНЕСКО, считается любая международная организация с целями и функциями, неправительственными по своему характеру, если она отвечает следующим условиям:
а) должна заниматься вопросами, входящими в компетенцию ЮНЕСКО, желать и быть в состоянии оказывать действенную помощь в реализации ее задач согласно принципам, содержащимся в Уставе ЮНЕСКО; б) должна объединять значительное число групп или отдельных лиц, заинтересованных в одном или нескольких видах деятельности, входящих в ведение ЮНЕСКО, и иметь постоянных членов в достаточно большом числе различных стран, что дает такой организации возможность выступать в качестве действительного представителя различных культурных регионов мира; в) в случае, когда дело идет об организации регионального характера (с географической или культурной точки зрения), она должна иметь достаточно большое число членов, чтобы быть в состоянии выступать в качестве действительного представителя всего данного региона; г) она должна иметь постоянный руководящий орган, созданный на международной основе, и располагать рабочим аппаратом и процедурой, позволяющими ей поддерживать регулярную связь со своими членами в различных странах.
Отношения между ЮНЕСКО и MHO могут быть отнесены к трем категориям: категория А (консультативная и сотрудничающая); категория В (информационная и консультативная); категория С (взаимная информация). MHO, отнесенные к этим категориям, имеют строго определенные права и обязанности.
Источник: Энциклопедия юриста