следование (проход, проезд, пролет) через находящуюся под суверенитетом какого-либо государства сухопутную или водную территории либо воздушное пространство над ними лиц, грузов и транспортных средств (морских, наземных, воздушных) другого государства при условии, что пункты отправления и назначения находятся за пределами данного государства. М.т. является составной частью пути, начинающегося и оканчивающегося вне пределов государства транзита. Он осуществляется на основании многосторонних и двусторонних соглашений между заинтересованными государствами. В соглашениях регулируются порядок и условия транзита, и в частности предусматриваются маршруты, условия, гарантирующие безопасность лиц и сохранность транспортных средств и грузов. Транзитное движение освобождается от обложения таможенными пошлинами, налогами и сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением. Для удобства могут быть созданы беспошлинные зоны и предусмотрены иные таможенные льготы. Государства должны принимать надлежащие меры с целью не допускать задержек и других трудностей технического характера при транзитном движении. Вместе с тем государство может не разрешать транзит неугодных ему лиц, а т.ж. грузов и товаров, импорт которых им запрещен в целях обеспечения безопасности, предотвращения распространения заболеваний либо по другим причинам. М.т. предоставляется по соглашениям, как правило, на основе взаимности. Примерами многостороннего регулирования транзита могут служить Барселонские конвенция и статут о свободе транзита 1921 г.. Конвенция о транзитной торговле внутри-континентальных стран 1965 г. Если товары перевозят, не размещая на таможенный склад, имеет место прямой М.т., а при задействовании таможенного склада - косвенный.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНЗИТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНЗИТ
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ТРАНЗИТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
термин, означающий пересечение (посредством проезда, пролета, прохода) территории одного государства лицами др. государства, их транспортными средствами или грузами. Порядок Т.м. определяется, как правило, на основе договоров заинтересованных государств, прежде всего двусторонних. Некоторые многосторонние договоры, выработанные на Барселонской (1921 г.) и Женевской (1923 г.) конференциях, предусматривают рамочные условия Т.м.: Конвенция и Статут о свободе транзита; Конвенция и Статут о международном режиме железных дорог; Конвенция, Статут и Дополнительный протокол о режиме судоходных водных путей и др. Первый из названных документов предусматривает для государств-участников общие положения о транзите. При этом не создается обязательства "предоставить свободу транзита гражданам и их багажу и флагу государства, не участвующего в Конвенции" (ст. 6 Статута Барселонской конвенции о свободе транзита 1921 г.). Статья V Генерального соглашения по тарифам и торговле (в которой предусмотрено общее положение о свободе Т.м.) также применима только к договаривающимся сторонам. Между сторонами действует обязательство освобождать перевозки, осуществляемые в рамках Т.м., от всех таможенных пошлин, транзитных сборов, кроме сборов, соразмерных административным расходам и стоимости предоставленных услуг. При этом на такие перевозки распространяется режим наибольшего благоприятствования. Вместе с тем государство - территориальный суверен вправе не разрешать транзит через свою территорию нежелательных для него лиц, грузов и товаров в целях обеспечения безопасности, предотвращения распространения заболеваний и т.п. Т.м. предоставляется по соглашениям, как правило, на основе взаимности.
В двусторонних соглашениях конкретных заинтересованных государств могут устанавливаться специальные условия Т.м., в т.ч. предусматриваться его маршруты, условия, гарантироваться безопасность лиц, сохранность транспортных средств и грузов и т.д. Напр., Соглашением между РСФСР и Финляндией об условиях, на которых РСФСР и ее граждане имеют право на свободный транзит через район Печенги (Петсамо), 1922 г. предусматривалось: "Российские власти и российские граждане имеют право свободного прохода через финскую территорию Петсамо (Печенга) из России в Норвегию и из Норвегии в Россию по маршрутам, поименованным в статье 5 настоящего Соглашения. Настоящее положение, однако, не применимо к вооруженным и сходным с ними силам". По ст. 2 этого Соглашения указанное право "предоставляется любому лицу, имеющему разрешение на транзит, выданное компетентными российскими властями; такие разрешения выдаются на период в три месяца и не требуют визы властей Финляндии". Правительство Финляндии приняло, в соответствии с Соглашением, обязательство соорудить здания, необходимые для укрытия лиц, осуществляющих транзит через эти земли. Что же касается укрытия для скота, а также товаров, которые имеются у российских лиц, осуществляющих транзит, то здания для укрытия в этих целях, а также для складирования на финской земле могут быть построены финской стороной по запросу Советского правительства и за счет советской стороны. Соглашением предусмотрена и свобода транзита над этими землями невоенных российских воздушных судов. Соглашение между Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Российским космическим агентством и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан об основных принципах и условиях использования объектов железнодорожного транспорта космодрома "Байконур" и г. Ленинска (1995 г.) предусматривает специальные условия железнодорожных перевозок через территорию Республики Казахстан в целях обеспечения объектов комплекса "Байконур".
В двусторонних соглашениях конкретных заинтересованных государств могут устанавливаться специальные условия Т.м., в т.ч. предусматриваться его маршруты, условия, гарантироваться безопасность лиц, сохранность транспортных средств и грузов и т.д. Напр., Соглашением между РСФСР и Финляндией об условиях, на которых РСФСР и ее граждане имеют право на свободный транзит через район Печенги (Петсамо), 1922 г. предусматривалось: "Российские власти и российские граждане имеют право свободного прохода через финскую территорию Петсамо (Печенга) из России в Норвегию и из Норвегии в Россию по маршрутам, поименованным в статье 5 настоящего Соглашения. Настоящее положение, однако, не применимо к вооруженным и сходным с ними силам". По ст. 2 этого Соглашения указанное право "предоставляется любому лицу, имеющему разрешение на транзит, выданное компетентными российскими властями; такие разрешения выдаются на период в три месяца и не требуют визы властей Финляндии". Правительство Финляндии приняло, в соответствии с Соглашением, обязательство соорудить здания, необходимые для укрытия лиц, осуществляющих транзит через эти земли. Что же касается укрытия для скота, а также товаров, которые имеются у российских лиц, осуществляющих транзит, то здания для укрытия в этих целях, а также для складирования на финской земле могут быть построены финской стороной по запросу Советского правительства и за счет советской стороны. Соглашением предусмотрена и свобода транзита над этими землями невоенных российских воздушных судов. Соглашение между Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Российским космическим агентством и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан об основных принципах и условиях использования объектов железнодорожного транспорта космодрома "Байконур" и г. Ленинска (1995 г.) предусматривает специальные условия железнодорожных перевозок через территорию Республики Казахстан в целях обеспечения объектов комплекса "Байконур".
Источник: Словарь международного права.