Межмуниципальное сотрудничество
Межмуниципальное сотрудничество
совместная деятельность муниципальных образований в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований. В каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Межмуниципальное сотрудничество
форма объединения и согласования интересов, координации действий муниципальных образований и их органов. Межмуниципальное сотрудничество используется для эффективного решения вопросов местного значения и обеспечения взаимодействия муниципальных образований с субъектами РФ и Российской Федерацией в целом, с органами государственной власти, в целях представительства интересов муниципальных образований на всех уровнях государственной власти.
Межмуниципальные связи могут иметь территориальный, межтерриториальный, межрегиональный и международный характер.
В целях обеспечения постоянного конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта Федерации (ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ). Организация и деятельность таких советов осуществляются в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях применительно к ассоциациям. Совет должен иметь свой устав, органы управления, определять размер и порядок уплаты членских взносов. Созданный совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность.
В силу обязательности своего существования советы муниципальных образований субъектов РФ не могут рассматриваться как аналоги общественных объединений, какими являются действующие ассоциации и союзы муниципальных образований. Последние классифицируются: 1) по представительству: на объединяющие муниципальные образования в целом и объединяющие только отдельные органы местного самоуправления (например, представительные органы, жилищно-коммунальные службы, органы здравоохранения); 2) по профилю деятельности: на представляющие интересы всех муниципальных образований соответствующей территории и специализированные (например, Союз шахтерских городов, Ассоциация развития наукоградов, Союз закрытых административно-территориальных образований); 3) по территории действия: на региональные (например, Ассоциация местных властей Волгоградской области, Ассоциация муниципальных образований Калининградской области, Союз местных властей Дагестана), межрегиональные (например, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Союз городов центра и северо-запада России, Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация городов юга России) и общероссийские (например, Союз российских городов, Союз малых и средних городов России).
Советы муниципальных образований субъектов Федерации и иные объединения муниципальных образований могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований (ст. 67 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ). В связи с этим 7 июля 2006 г. учрежден Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО) на смену бывшему Конгрессу муниципальных образований, действовавшему с 1998 г. до 2007 г. и объединявшему 43 ассоциации (союза) муниципальных образований России. В настоящее время членами ОКМО являются 82 совета муниципальных образований субъектов Российской Федерации, объединяющих около 99% всех муниципальных образований России.
В рамках работы по организации межмуниципального сотрудничества ОКМО осуществляет:
— создание и администрирование корпоративной автоматизированной информационной сети, являющейся инструментом оперативного взаимодействия советов (ассоциаций) муниципальных образований в режиме on-line;
— организацию и создание условий для постоянного диалога муниципальных образований с целью обсуждения и решения общих проблем — путем проведения совместных мероприятий (как в форме конференций, круглых столов, семинаров и т. д., так и в форме сетевых форумов), обмена информацией и практическим опытом;
— поиск и обобщение наиболее эффективных моделей взаимодействия в рамках муниципального сообщества, а также практик муниципального управления;
— оказание советам (ассоциациям) муниципальных образований методической и консультативной помощи по организации межмуниципального сотрудничества.
Для объединения финансово-материальных и иных ресурсов муниципальные образования могут выступать участниками договорных отношений, создавать межмуниципальные хозяйственные общества (в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью) и другие организации в соответствии с действующим законодательством. Передача таким объединениям полномочий органов местного самоуправления запрещается. Для совместного решения социальных задач могут образовываться межмуниципальные некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.
Формы межмуниципального сотрудничества в зависимости от их организационноправового содержания разграничиваются в первую очередь на договорные (заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, совместной деятельности) и ассоциативные (создание межмуниципальных ассоциаций и объединений). Однако этим не исчерпывается многообразие форм межмуниципального сотрудничества. Существенное значение имеет проведение совместных консультаций, создание совместных координационных, совещательных, консультативных органов, рабочих групп без наделения их статусом юридического лица.
З. А. Алиева
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ (ст. 8, 66–69).
Миронова Н. Межмуниципальное движение в России: аналитический отчет // Вопросы местного самоуправления. 2004. № 1.
Серебренникова А. С. Межмуниципальное сотрудничество: проблемы дефиниции и организационно-правовых форм //Сибирский юридический вестник. 2004. № 2.
Межмуниципальные связи могут иметь территориальный, межтерриториальный, межрегиональный и международный характер.
В целях обеспечения постоянного конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта Федерации (ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ). Организация и деятельность таких советов осуществляются в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях применительно к ассоциациям. Совет должен иметь свой устав, органы управления, определять размер и порядок уплаты членских взносов. Созданный совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность.
В силу обязательности своего существования советы муниципальных образований субъектов РФ не могут рассматриваться как аналоги общественных объединений, какими являются действующие ассоциации и союзы муниципальных образований. Последние классифицируются: 1) по представительству: на объединяющие муниципальные образования в целом и объединяющие только отдельные органы местного самоуправления (например, представительные органы, жилищно-коммунальные службы, органы здравоохранения); 2) по профилю деятельности: на представляющие интересы всех муниципальных образований соответствующей территории и специализированные (например, Союз шахтерских городов, Ассоциация развития наукоградов, Союз закрытых административно-территориальных образований); 3) по территории действия: на региональные (например, Ассоциация местных властей Волгоградской области, Ассоциация муниципальных образований Калининградской области, Союз местных властей Дагестана), межрегиональные (например, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Союз городов центра и северо-запада России, Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация городов юга России) и общероссийские (например, Союз российских городов, Союз малых и средних городов России).
Советы муниципальных образований субъектов Федерации и иные объединения муниципальных образований могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований (ст. 67 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ). В связи с этим 7 июля 2006 г. учрежден Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО) на смену бывшему Конгрессу муниципальных образований, действовавшему с 1998 г. до 2007 г. и объединявшему 43 ассоциации (союза) муниципальных образований России. В настоящее время членами ОКМО являются 82 совета муниципальных образований субъектов Российской Федерации, объединяющих около 99% всех муниципальных образований России.
В рамках работы по организации межмуниципального сотрудничества ОКМО осуществляет:
— создание и администрирование корпоративной автоматизированной информационной сети, являющейся инструментом оперативного взаимодействия советов (ассоциаций) муниципальных образований в режиме on-line;
— организацию и создание условий для постоянного диалога муниципальных образований с целью обсуждения и решения общих проблем — путем проведения совместных мероприятий (как в форме конференций, круглых столов, семинаров и т. д., так и в форме сетевых форумов), обмена информацией и практическим опытом;
— поиск и обобщение наиболее эффективных моделей взаимодействия в рамках муниципального сообщества, а также практик муниципального управления;
— оказание советам (ассоциациям) муниципальных образований методической и консультативной помощи по организации межмуниципального сотрудничества.
Для объединения финансово-материальных и иных ресурсов муниципальные образования могут выступать участниками договорных отношений, создавать межмуниципальные хозяйственные общества (в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью) и другие организации в соответствии с действующим законодательством. Передача таким объединениям полномочий органов местного самоуправления запрещается. Для совместного решения социальных задач могут образовываться межмуниципальные некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.
Формы межмуниципального сотрудничества в зависимости от их организационноправового содержания разграничиваются в первую очередь на договорные (заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, совместной деятельности) и ассоциативные (создание межмуниципальных ассоциаций и объединений). Однако этим не исчерпывается многообразие форм межмуниципального сотрудничества. Существенное значение имеет проведение совместных консультаций, создание совместных координационных, совещательных, консультативных органов, рабочих групп без наделения их статусом юридического лица.
З. А. Алиева
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ (ст. 8, 66–69).
Миронова Н. Межмуниципальное движение в России: аналитический отчет // Вопросы местного самоуправления. 2004. № 1.
Серебренникова А. С. Межмуниципальное сотрудничество: проблемы дефиниции и организационно-правовых форм //Сибирский юридический вестник. 2004. № 2.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия